Аналитический отчет по результатам проведения обзора состояния конкуренции на рынке услуг по авиатопливообеспечению в аэропортах федерального значения за период с 01.01.2008 по 30.06.2009 на территории Архангельской области

Временной интервал исследования товарного рынка – 2008 – первое полугодие 2009 гг.  
В соответствии с представленной Архангельским МТУ ВТ информацией на территории Архангельской области расположен только один аэропорт федерального значения – Аэропорт «Архангельск». В связи с этим, продуктовыми границами товарного рынка (рынка авиатопливообеспечения) являются услуги по авиатопливообеспечению воздушных перевозок в ОАО «Аэропорт «Архангельск».
При этом, под товаром (услугами по авиатопливообеспечения) понимаются:
прием авиаГСМ и специальных жидкостей на хранение;
хранение авиаГСМ и специальных жидкостей;
подготовка и выдача авиаГСМ и специальных жидкостей на заправку;
заправка авиаГСМ и специальных жидкостей в воздушные суда.
Вместе с тем, имеется в виду, что ТЗК могут оказывать как весь комплекс указанных услуг по авиатопливообеспечению (далее – Услуги), так и их часть (отдельные виды Услуг).
В рамках Обзора в качестве географических границ указанного товарного рынка были определены границы Аэропорта «Архангельск».
Рынок авиатопливообеспечения  характеризуется небольшим количеством продавцов и большим количеством покупателей – авиакомпаний.
В Аэропорту «Архангельск» работают два альтернативных топливно-заправочных комплекса: ЗАО «ТЗК-Архангельск» и ООО «ТЗК Норд-Ойл», активно конкурирующих между собой на рассматриваемом товарном рынке.
Производственная деятельность по авиатопливообеспечению воздушных судов ГСМ характеризуется рядом определенных особенностей:
– высокий уровень постоянных затрат (аренда склада; затраты на содержание и ремонт оборудования; проведение различных экспертиз);
– закупка расходных материалов с регламентированным сроком годности;
– обеспечение сменного режима работы ТЗК (19 часов в сутки) вне зависимости от количества заправок воздушных судов потребителей Услуг;
– необходимость крупных инвестиционных вложений в развитие производства и закупку новой специализированной и более технологичной техники;

При ограниченном грузообороте в таких аэропортах, как Аэропорт «Архангельск» наблюдается относительно низкий объем оказания услуг по авиатопливообеспечению. В связи с этим, а также с учетом названных выше особенностей, увеличиваются удельные затраты ТЗК, что, соответственно, влияет на цены оказываемых авиаперевозчикам Услуг.