Выписка из Аналитического отчета по анализу товарного рынка производства и реализации цельномолочной продукции собственного производства предприятиями – производителями на территории Архангельской области

02.07.2012                                                                                                               

г. Архангельск

I Общие положения.

В связи с заявлением ОАО «Молоко» об исключении его из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр), Архангельское УФАС России проводит изучение товарного рынка производства и реализации цельномолочной продукции собственного производства предприятиями – производителями на территории Архангельской области, включая город Архангельск.

Анализ проводится в соответствии с требованиями, установленными Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок), в части определения доли хозяйствующего субъекта  - ОАО Молоко» на товарном рынке.

Товарный рынок  - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно разъяснениям Порядка (письмо ФАС Росси от 30.09.2011 №АЦ/37180), сфера обращения товара подразделяется на следующие виды: реализация хозяйствующим субъектом продукции, работы, услуги собственного производства от собственного имени и за свой счет - с кодом ОКВЭД по производству продукции, работе, услуге (ОКУН) и оптовая и розничная торговая деятельность (далее – торговля), т.е. перепродажа хозяйствующим субъектом, продукции закупленной у производителя, от своего имени и за свой счет, с кодом ОКВЭД по оптовой и розничной торговле.

Исходя из данных разъяснений, в настоящем анализе заявитель - ОАО «Молоко»  принимается как хозяйствующий субъект - участник сферы обращения товара (товарного рынка) как собственник товара, реализующий товар собственного производства.

Из представленных ОАО «Молоко» документов (письмо от 21.03.2012 №373) следует, что единственным покупателем его продукции является ЗАО «Архангельская молочная компания» (далее – ЗАО «АМК). Между сторонам заключен договор на поставку молочной продукции от 10.01.2005 №1/1, согласно которому Поставщик (ОАО «Молоко») обязуется передать в собственность Покупателя (ЗАО «АМК») молочную продукцию, а Покупатель обязуется принять и оплатить заказанную продукцию на условиях, предусмотренных настоящим договором.

Следовательно, ЗАО «АМК» приобретает у ОАО «Молоко» продукцию для предпринимательских нужд - для последующей перепродажи, соответственно, является участником другого товарного рынка  - оптовой реализации цельномолочной продукции, относящегося к другой классификационной группе. Поэтому ЗАО «АМК» в данном анализе не учитывается.

Рынок цельномолочной продукции имеет свою специфику. В результате сезонных колебаний объемы продаж молочных компаний значительно меняются. Например, в «мертвый сезон» - (конец весны-лето) - падение объемов продаж и производства достигает в среднем около 15-30%.

Характерно, что в августе объемы достигают самого нижнего предела, а постепенный стабильный рост начинается с сентября, продолжаясь до Нового года. Основная работа молочных компаний начинается в сентябре. В апреле и мае молоко требуется в большом объеме, и пик продаж приходится на эти месяцы. Причин снижения спроса в летний период участники рынка выделяют несколько.

Во-первых, основные потребители покидают город в связи с периодом отпусков и дачным сезоном.

Во-вторых, летом на рынке присутствуют молочные продукты малых хозяйств, фирм-однодневок, которые забирают часть рынка у основных производителей. Появляется продукция небольших вологодских хозяйств, выигрывающая в цене за счет меньших расходов на производство, меньшей стоимости электроэнергии в области, более выгодного географического положения, а также более высокой базисной жирности (в среднем на 4% в летний период), которая дает преимущества в изготовлении молочных продуктов.

В-третьих, молоко в летний период не потребляется как питьевой продукт, в жаркую погоду люди предпочитают лимонады, соки, квас и т. д.

При проведении анализа данного товарного рынка  в качестве исходной информации  использовались следующие сведения:

- Письма Архстата;

- Письмо Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (с приложением);

- Письмо Мэрии города Архангельска.

- Письма хозяйствующих субъектов, производящих и реализующих цельномолочную продукцию собственного производства на территории Архангельской области (с приложением).

II Определение временного интервала исследования.

Согласно ч.9 ст.5 Закона о защите конкуренции, временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с ч. 6.6 раздела 6 Порядка, при определении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом (группой лиц) на товарном рынке, считается неизменной или стабильной, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- в течение длительного периода (как правило, одного года, а в случае, если срок существования товарного рынка составляет менее одного года, то в течение срока существования товарного рынка) доля, занимаемая хозяйствующим субъектом на рынке определенного товара, не изменяется более чем на десять процентов.

- в течение временного интервала исследования сохраняется порядок ранжирования крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке. Ранжирование хозяйствующих субъектов производится по доле, которую каждый из них занимает на товарном рынке.

Данный товарный рынок действует продолжительное время, поставки цельномолочной продукции осуществляются стабильно в течение существования рынка.

Учитывая изложенное, в качестве временного интервала выбраны 2 календарных года, анализ проводится за 2010 - 2011 годы. Поскольку настоящее исследование ограничивается изучением сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка раздельно за 2010 и 2011 годы, то проводится ретроспективный анализ.

 

III Определение продуктовых границ товарного рынка.

Согласно Федеральномуо закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Технический регламент), молочная продукция - продукты переработки молока, включающие в себя молочный продукт, молочный составной продукт, молокосодержащий продукт, побочный продукт переработки молока.

В связи со вступлением в действие Технического регламента на молоко и молочную продукцию, устанавливающего обязательные требования к молоку и молочной продукции, к процессам производства, хранения, перевозки, реализации молоко и молочной продукции, определяющего формы и правила оценки соответствия данной продукции, правила её идентификации, возросли требования к выпускаемой предприятиями-переработчиками молочной продукции.

Согласно Техническому регламенту, хранение продуктов переработки молока осуществляется в течение срока годности в условиях, которые установлены изготовителем и при которых обеспечивается сохранность продуктов в соответствии с показателями безопасности, установленными статьей 7 настоящего Федерального закона. Данный регламент разграничивает молочные продукты на скоропортящиеся и нескоропортящиеся, соответственно, со сроком годности до 30 дней и более 30 дней.

Молочная продукция, в том числе цельномолочная, относятся к социально-значимой группе продовольственных товаров и большинство населения (конечный потребитель) не готово заменить натуральные продукты (с короткими сроками годности) иными (с длительными сроками годности). Потребительские предпочтения остаются на стороне продукции местных товаропроизводителей с короткими сроками годности.

Ввиду существенной разновидности молочной продукции за продуктовые границы рынка принята цельномолочная продукция в пересчете на молоко (со сроком годности до 30 дней).

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) (в ред. изменений N 2/2011 ОКВЭД, утв. Приказом Росстандарта от 17.06.2011 N 134-ст, 3/2011 ОКВЭД, утв. Приказом Росстандарта от 14.12.2011 N 1517-ст):

15.51.1   Производство цельномолочной продукции

15.51.11  Производство обработанного жидкого молока

15.51.12  Производство сметаны и жидких сливок

15.51.13  Производство кисломолочной продукции

15.51.14  Производство творога и сырково - творожных изделий,

т.е. к цельномолочной продукции относятся: жидкое молоко, сметана и жидкие сливки, кисломолочная продукция, творог и сырково-творожные изделия.

 

IV Определение географических границ товарного рынка.

Согласно представленным обследуемыми хозяйствующими субъектами (производителями) перечням покупателей, например, более 60% основных покупателей ОАО «Северодвинск – молоко»  находятся в г.Архангельске, более 80% покупателей ООО «Маслодельный завод «Красноборский» также расположены в г. Архангельске. Продукция ООО «Устьянская перерабатывающая компания» реализуется в г.Архангельск, г.Вельск, п.Двинской Березник (Виноградовский район), г.Каргополь (Каргопольский район), п.Коноша (Коношский район) и т.д., продукция ООО «Молочный комбинат «Каргопольский» - в Каргопольском и Няндомских районах, ЗАО «Вельский Анком» - г.Архангельск, г.Северодвинск, г.Вельск, г.Котлас и Котласский район, Коношский район и т.д., ОАО «Молоко»  - г.Архангельск.

Таким образом, основным фактическим местом продаж цельномолочной продукции производителями Архангельской области принимается Архангельская область.

Географические границы рынка совпадают с административными границами Архангельской области.

Как следует из вышеизложенного, безусловно, существуют и локальные рынки цельномолочной продукции, за границы которых можно условно принять географические границы районов и городов области. Однако, учитывая недостаточное количество статистических данных в разрезе районов, возможность современного транспорта доставлять продукцию в достаточно короткие сроки, локальные рынки в данном случае не изучались.

 

V Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Согласно письму Архстата (с приложением), на территории Архангельской области в 2010 году действовало 19 хозяйствующих субъектов – производителей цельномолочной продукции, в 2011 – 17. Среди них 8 (2010 г.) и 7 (2011 г.)  - сельскохозяйственные производственные кооперативы, в том числе рыболовецкие колхозы, которые не представили данных для изучения настоящего  товарного рынка.

По данным Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области участниками данного рынка являются 7 крупных хозяйствующих субъектов:

ОАО «Молоко»;

ОАО «Северодвинск-молоко»;

ЗАО «Вельский Анком»;

ООО «Молочный комбинат «Каргопольский»;

ООО «Маслодельный завод «Красноборский»;

ООО «Устьянская перерабатывающая компания»;

ООО «Шенкурский молочный завод».

Сведения для целей анализа данного рынка поступили от 8 хозяйствующих субъектов: ОАО «Молоко»; ОАО «Северодвинск-молоко»; ЗАО «Вельский Анком»; ООО «Молочный комбинат «Каргопольский»; ООО «Маслодельный завод «Красноборский»; ООО «Устьянская перерабатывающая компания»; ООО «СХФ «Пинежская», ОАО «Звездочка» (филиал подсобное хозяйство «Лая»).

В таблице №1 (приложение к аналитическому отчету) приведены сведения в разрезе участников данного рынка, представивших информацию об объемах производства и реализации цельномолочной продукции собственного производства в натуральном выражении (тонны), а также производственных мощностях.

По данным Мэрии города Архангельска на территории г.Архангельская зарегистрировано одно предприятие - производитель цельномолочной продукции – ОАО «Молоко».

VI Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

     Согласно названным выше письмам Архстата, объем производства цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) по Архангельской области (за исключением НАО) составляет: за 2010 год – <….> т, за 2011 год – <….> т (уточненные данные (письмо от 25.06.2012 №02-11/478)).

Объем производства цельномолочной продукции (в пересчете на молоко), определенный по данным, представленным участниками рынка, а также с учетом сведений Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, согласно таблице №1, составляет: за 2010 год – <….> т, за 2011 год – <….> т.

Таким образом, учитывая, что данные об объемах производства данной продукции (статистические) и объемах производства, исчисляемых по сведениям, полученным от хозяйствующих субъектов, различаются, то для целей настоящего анализа принимаем данные по максимальному значению (по статистическим данным), т.е. общий объем товарного рынка  - производства цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) принимаем равным: 2010 год – <….> т, за 2011 год – <….> т.

Объем реализации предприятиями – производителями цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) собственного производства определялся на основании сведений от  производителей и на основании письма Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области. Данные показатели Архангельскстатом не представлены.

Объем ввоза цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) на территорию Архангельской области (за исключением НАО) по данным Архстата составил: за 2010 год – <….> т, за 2011 год – нет данных, т.к. сведения могут быть получены только в июле –августе 2012 года.

Следовательно, общий объем реализации предприятиями – производителями цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) собственного производства за 2010 год с учетом объемов ввоза продукции из других регионов будем считать приблизительным, поскольку данные поступили не от всех участников данного рынка (поступили только от крупных),  и равным – <….> т; за 2011 год – <….> т (без учета данных по объему ввоза продукции ввиду их отсутствия).

Доля ввозимой продукции за 2010 год составляет– 19% от общего объема товарного рынка.

ОАО «Молоко», ОАО «Северодвинск-молоко» и ЗАО «Вельский Анком» являются крупнейшими в Архангельской области перерабатывающими предприятиями – производителями цельномолочной продукции. Их доли по производству цельномолочной продукции за 2010 год, соответственно, составили 51%, 20% и 9%; за 2011 год – 52%, 24% и 8%. Другие участники рынка имеют доли, не превышающие 3%.

По реализации цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) собственного производства за 2010 год с учетом ввоза доли среди указанных выше крупнейших участников рынка распределились следующим образом: ОАО «Молоко» - 47%; ОАО «Северодвинск-молоко» - 18%; ЗАО Вельский Анком» - 8%. Доли других хозяйствующих субъектов – не более 3%.

Доли по данному показателю за 2011 год рассчитывать нецелесообразно, поскольку они будут определены без учета объема ввозимой продукции, соответственно будут иметь большой процент отклонения от реальных.

Вместе с тем, для подтверждения долей хозяйствующих субъектов определены доли по объему производственных мощностей (по факту загрузки). Данные доли являются примерными, поскольку данные представлены не всеми участниками рынка.

Доля ОАО «Молоко» по данному показателю за 2010 год составляла – 55 %, в 2011 году – 57 %, ОАО «Северодвинск – молоко» - соответственно, 25 % и 31%.

Статья 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

 

Выводы (предварительные): На основании проведенного анализа положение ОАО «Молоко»  на рынке Архангельской области:

-  по производству цельномолочной продукции признать доминирующим, с долями 51% и 52% (2010-2011г.г.), причем доли конкурентов подвержены незначительным изменениями и, кроме того, доступ на рынок затруднен, в связи с большими первоначальными капитальными вложениями;

- по реализации цельномолочной продукции собственного производства с учетом долей по производству и фактической загрузке производственных мощностей (примерно: за 2010 год- 55%, за 2011 год – 57%) положение ОАО «Молоко»  признать доминирующим с долей 47%  (за 2010 год), т.е. более 35%.

Предложения:

Продолжить изучение рынка в части реализации цельномолочной продукции собственного производства в Архангельской области за 2011 года при поступлении данных от Архстата по ввозу цельномолочной продукции за 2011 год.

Рассмотреть вопрос целесообразности исключения ОАО «Молоко» из Реестра либо внести изменения в Реестр.

 

Дополнения к Аналитическому отчету

по анализу товарного рынка производства и реализации цельномолочной продукции собственного производства предприятиями – производителями на территории Архангельской области от 02.07.2012.

 

17.09.2012                                                                                                               

г. Архангельск

В аналитическом отчете по анализу товарного рынка производства и реализации цельномолочной продукции собственного производства предприятиями – производителями на территории Архангельской области от 02.07.2012 в отношении ОАО «Молоко» сделаны предварительные выводы.

В связи с отсутствием по состоянию на 02.07.2012 данных по ввозу цельномолочной продукции в Архангельскую область за 2011 год от Архстата было предложено продолжить изучение рынка в части реализации цельномолочной продукции собственного производства в Архангельской области за 2011 год при поступлении данных от Архстата по ввозу цельномолочной продукции за 2011 год. Соответственно, рассмотреть вопрос целесообразности исключения ОАО «Молоко» из Реестра либо внести изменения в Реестр.

С учетом данных Архстата, корректированный на величину ввоза общий объем реализации цельномолочной продукции собственного производства всеми предприятиями – производителями Архангельской области (объем товарного рынка) за 2011 год составил <……> т.

Соответственно, доля ОАО «Молоко» по реализации цельномолочной продукции собственного производства за 2011 год составила 46%.

Выводы:

  1. На рынке реализации цельномолочной продукции собственного производства выявлены три крупнейших хозяйствующих субъекта: ОАО «Молоко», ОАО «Северодвинск-молоко» и ЗАО «Вельский Анком».
  2. Доля ОАО «Молоко» по реализации цельномолочной продукции собственного производства (за периоды 2010-2011г.г.) составила, соответственно, 47% и 46%; в течение двух лет доля снизилась незначительно (на 1,3%), т.е. положение Общества на рынке стабильно. Доля Общества (за периоды 2010-2011г.г.) значительно превышает доли конкурентов.
  3. Следующим по значимости на данном рынке хозяйствующим субъектом является ОАО «Северодвинск-молоко». Его доля за исследуемые периоды составляет менее 35% и также подвержена незначительным изменениям (увеличение в 2011 году по сравнению с 2010 г. на 2,7%).
  4. Доли других участников рынка (за периоды 2010-2011г.г.) составляют менее 7% -9% и также подвержены незначительным изменениям.
  5. Для организации производства цельномолочной продукции, закупки оборудования необходимы большие первоначальные капитальные вложения, доступ на рынок конкурентам затруднен.
  6. Объем фактической загрузки производственных мощностей ОАО «Молоко» за исследуемые периоды практически не изменялся (от <….> т/сут до <….> т/сут.), при этом примерные доли Общества по объемам загрузки производственных мощностей возросли незначительно (с 55% - в 2010 году, до 57% - в 2011 году).

Предложения:

  1. С учетом подверженной малозначительным изменениям доли ОАО «Молоко» (более 35%) на товарном рынке реализации цельномолочной продукции собственного производства в Архангельской области за исследуемые периоды, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, а также из-за ограниченного доступа на этот товарный рынок новых конкурентов, принимая во внимание в качестве дополнительного довода примерные доли Общества по загрузке производственных мощностей, на основании статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», признать положение ОАО «Молоко» доминирующим.
  2. Внести соответствующие изменения в Реестр.
  3. Продолжить наблюдение за состоянием данного рынка в дальнейшем.

Файлы для скачивания

analiticheskiy_otchet_dlya_razmeshcheniya.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.08 МБ
dopolneniya_k_analiticheskomu_otchetu_dlya_razmeshcheniya.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.04 МБ