Аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений

Аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений.

 

17.05.2013                                                                                            

г. Архангельск

                                                                                                                    

Общие положения

 

 

Данный аналитический отчет выполнен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в соответствии с требованиями методических рекомендаций по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений, разработанных во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по обзору и анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы», и в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Анализ проводится в целях выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг охраны жилых помещений, предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рынок услуг охраны жилых помещений.

Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений включает в себя следующие этапы:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

Основными источниками данных о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, являются данные, представленные Управлением Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области.

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов являются данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг охраны жилых помещений, а также отделами вневедомственной охраны.

 

1. Временной интервал исследования

 

Анализ проводится за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2011 года.

 

2. Продуктовые границы товарного рынка

 

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

В данном случае под товаром понимаются услуги охраны жилых помещений.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487‑1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление нескольких видов услуг, в том числе: охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении.

Оказание услуг охраны жилых помещений осуществляется лицензированными охранными организациями. Указанным видам деятельности в ОКВЭД соответствует код 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности».

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка являются оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений, в том числе: охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

 

3. Географические границы товарного рынка

 

В соответствии с методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений анализ рынка услуг охраны жилых помещений проводится в границах административно-территориальных образований с численностью населения более 100 000 человек.

На территории Архангельской области анализ рынка проводится в границах муниципального образования «Город Архангельск» и муниципального образования «Город Северодвинск».

 

 

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

Покупателями услуг охраны жилых помещений являются физические и юридические лица. На территории Архангельской области – только физические лица.

Для целей настоящего анализа в состав продавцов включаются:

- Частные охранные организации, специально учрежденные для оказания охранных услуг, зарегистрированные в установленном Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» порядке и имеющие лицензии на осуществление частной охранной деятельности;

- Управления (отделы) вневедомственной охраны, которые осуществляют охрану имущества юридических и физических лиц на основе договоров охраны.

Из информации, поступившей в антимонопольный орган от Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, следует, что на территории Архангельской области в 2010 году зарегистрировано 100 хозяйствующих субъектов, а в 2011 году 57 хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление охранной деятельности.

По представленной в антимонопольный орган информации от хозяйствующих субъектов, Отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску, Отдела вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Северодвинску, следует, что услуги охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения по г. Архангельску осуществляли:

в 2010 году:

- ООО ЧОП «Пардус-Омега»;

- Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску – Филиал Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее – Отдел вневедомственной охраны по городу Архангельску).

в 2011 году:

- ООО ЧОП «Северный Форт-Архангельск»;

- ООО ЧОО «Айсберг»;

- ООО ЧОП «Пардус-Омега»;

- Отдел вневедомственной охраны по городу Архангельску.

 

Услуги охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения в г. Северодвинске осуществляли:

в 2010 году:

ООО ЧОП «Витязь-Северодвинск»;

- ООО ЧОП «Дельта-С»;

- Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Северодвинску – Филиал Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области» (далее – Отдел вневедомственной охраны по городу Северодвинску).

в 2011 году:

- ООО ЧОП «Витязь-Северодвинск»;

- ООО ЧОП «Дельта-С»;

- Отдел вневедомственной охраны по городу Северодвинску.

 

В одну группу лиц с ООО ЧОО «Айсберг» входят ООО ЧОО «Айсберг‑А» и ООО ЧОО «Айсберг-М», которые имеют лицензии на частную охранную деятельность, но охрану жилых помещений не осуществляют.

В одну группу лиц с ООО ЧОП «Дельта-С» входят ООО ЧОП «Дельта», ООО ЧОП «Дельта-А» и ООО ЧОП «Дельта-С», которые имеют лицензии на частную охранную деятельность, но охраной жилых помещений не занимаются.

 

5. Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

Оценка объема рынка считается как количество всех жилых помещений, в которых были оказаны услуги по охране жилых помещений всеми участниками рынка в соответствующих географических границах.

Доли предприятий, оказывающих услуги по охране жилых помещений на территории г. Архангельска и г. Северодвинска, приведены в таблице 1.

 

Рассмотрим отдельно 2 рынка по городу Архангельску и городу Северодвинску.

В 2010 году в г. Архангельске доминирующее положение на рынке охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения занимал Отдел вневедомственной охраны по городу Архангельску с объёмом оказанных услуг в размере – <…> квартиры на сумму <…> тыс. рублей. Доля предприятия 99,32%.

 

В 2011 году ситуация на рынке охраны жилых помещений в городе Архангельске не изменилась.

Доминирующее положение на рынке охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения также занимал Отдел вневедомственной охраны по городу Архангельску с объёмом оказанных услуг в размере – <…> квартир на сумму <…> тыс. руб. Доля предприятия 98,19%.

Объем оказанных услуг и доля иных организаций, оказывающих услуги по охране жилых помещений, незначительны, а именно:

В г. Архангельске в 2010 году охрану жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения осуществлял только ООО ЧОП «Пардус-Омега» с объёмом оказанных услуг: <…> квартиры на сумму <…> тыс. рублей, доля предприятия составила 0,68%.

В 2011 году в г. Архангельске охрану жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения осуществляли:

- ООО ЧОП «Пардус-Омега» с объёмом оказанных услуг в размере – <…> квартир на сумму <…> тыс. руб. и с долей 1,44%;

- ООО ЧОО «Северный Форт – Архангельск» с объёмом оказанных услуг в размере – <…> квартир на сумму <…> тыс. руб., доля - 0,21%;

- ООО ЧОО «Айсберг» с объёмом оказанных услуг в размере – <…> квартир на сумму <…> тыс. руб., с долей на рынке 0,15%.

 

Аналогичная ситуация складывалась на рынке охраны жилых помещений в городе Северодвинске.

 

В 2010 году по г. Северодвинску доминирующее положение на рынке охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения занимал Отдел вневедомственной охраны по городу Северодвинску с долей предприятия 99,5% с объёмом оказанных услуг в размере – <…> квартир на сумму <…> тыс. руб. В 2011 году ситуация на рынке охраны жилых помещений в городе Северодвинске складывалась аналогичным образом.

В 2011 году в г. Северодвинске ситуация не изменилась. Доминирующее положение на рынке охраны жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения также занимал Отдел вневедомственной охраны по городу Северодвинску с долей предприятия 99,6% с объёмом оказанных услуг в размере – <…> квартир на сумму <…> тыс. руб.

Между Отделом вневедомственной охраны по городу Северодвинску, ФГУП «Охрана» и клиентами заключается трехсторонний договор, в соответствии с которым отдел вневедомственной охраны по г. Северодвинску обеспечивает прибытие наряда (группы задержания) при срабатывании тревожной сигнализации, установленной в квартире, а ФГУП «Охрана» осуществляет мероприятия по техническому обслуживанию установок тревожной сигнализации, установленной на объекте.

Объем оказанных услуг и доля иных организаций, оказывающих услуги по охране жилых помещений, незначительны, а именно:

В г. Северодвинске в 2010 году охрану жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения осуществляли:

- ООО ЧОО «Витязь-Северодвинск» с объёмом оказанных услуг в размере - <…> квартир на сумму <…> тыс. руб. и с долей предприятия 0,35%;

- ООО ЧОП «Дельта-С» с объёмом оказанных услуг в размере – <…> квартиры на сумму <…> тыс. руб. и с долей 0,14%;

 

В 2011 году в г. Северодвинске охрану жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения осуществляли:

- ООО ЧОО «Витязь-Северодвинск» с объёмом оказанных услуг в размере - <…> квартиры на сумму <…> тыс. рублей, доля 0,21%;

- ООО ЧОП «Дельта-С» с объёмом оказанных услуг в размере – <…> квартиры на сумму <…> тыс. руб. и с долей предприятия 0,14%.

 

В г. Архангельске в 2010 году CR-3 был равен 100%, а индекс HHI был равен 9866; в 2011 году CR-3 был равен 100%, а индекс HHI равен 9644.

В г. Северодвинске в 2010 году CR-3 был равен 100%, а индекс HHI был равен 9901; в 2011 году CR-3 был равен 100%, а индекс HHI был равен 9930.

Таким образом, рынок охраны жилых помещений в г. Архангельске и г. Северодвинске в 2010-2011 годах являлся высококонцентрированным.

 

6. Барьеры входа на рынок

 

Основными препятствиями для развития конкурентной среды на исследуемом рынке является тот факт, что для осуществления данного рода деятельности необходимо получение лицензии.

Согласно Положению о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», для получения лицензии  на осуществление  охранной деятельности необходимы документы, предусмотренные пунктом 3 Положения, для получения лицензии по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений в дополнении к документам для получения лицензии на осуществление охранной деятельности необходимы дополнительные документы, что является дополнительным барьером для осуществления деятельности по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений. Проблема существует и с поиском заказчиков, которые могут оплатить на должном уровне качественные охранные услуги.

Препятствием для осуществления деятельности охранных предприятий являются большие первоначальные финансовые вложения при организации пультовой охраны  (приобретение пультового оборудования, автотранспорта, средств связи), проблемы с получением разрешения на использование радиочастот (длительные сроки согласования, высокая стоимость услуг), высокие денежные сборы на ежегодное обучение охранников, высокое налогообложение, частые проверки охранный организаций.

Для развития услуг по охране жилых помещений необходимо развитие в регионах страны социальной инфраструктуры и массовых коммуникаций (связь, интернет и т.п.).

 

7. Оценка состояния конкурентной среды на рынке.

 

Рынок охраны жилых помещений в г. Архангельске и г. Северодвинске Архангельской области относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Отделы вневедомственной охраны по г. Архангельску и г. Северодвинску, а также частные охранные организации осуществляют охрану жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

При заключении договора с физическими и юридическими лицами на охрану жилых помещений обязательным условием является подключение помещений на пульт центрального наблюдения.

 

Долю на рынке охраны жилых помещений в г. Архангельске и г. Северодвинске в размере более чем 35 процентов занимают:

Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску – Филиал Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области»

Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Северодвинску – Филиал Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области».

Однако, учитывая, что Федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области» не является хозяйствующим субъектом, его филиалы - Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Архангельску и Отдел вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Северодвинску не могут быть включены в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара.

 

 

 

 

Отчет подготовила:

Ведущий специалист-эксперт

Архангельского УФАС России                                                               О.А. Князева

 

 

 

И.о. руководителя управления                                                       Л.М.Гниденко