Аналитический отчет по анализу рынка технического осмотра транспортных средств

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по анализу рынка технического осмотра транспортных средств.

 

«06» февраля 2014 года                                                                                        г. Архангельск

 

I. Общие положения

            Основанием для проведения анализа рынка является рассмотрение заявлений хозяйствующих субъектов на действия ООО «Росгосстрах» в лице филиала в Архангельской области по выдаче полисов ОСАГО на полный срок страхования на основании договора на прохождение ТО в ЗАО «Техосмотр» с выдачей предзаполненного талона ТО (диагностической карты).

Анализ рынка осуществляется в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее - Порядок).

С 01.01.2012 Порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра установлен Федеральным законом от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ТО).

Согласно статье 4 Закона о ТО проведение технического осмотра основывается на следующих принципах:

1) территориальная и ценовая доступность для населения услуг по проведению технического осмотра;

2) право выбора гражданами, юридическими лицами операторов технического осмотра;

3) доступность информации о порядке и периодичности проведения технического осмотра;

4) конкуренция операторов технического осмотра;

5) обеспечение качества услуг по проведению технического осмотра, соответствующих правилам проведения технического осмотра;

6) ответственность операторов технического осмотра за выдачу диагностической карты в отношении транспортного средства, не соответствующего обязательным требованиям безопасности транспортных средств, а также за соблюдение иных требований, установленных настоящим Федеральным законом.

Целью проведения анализа рынка технического осмотра является определение состояния конкуренции на рассматриваемом рынке: определение особенностей функционирования рынка, оценка распределения долей между участниками рынка, выявление признаков ограничения конкуренции.

 

II. Временной интервал исследования

 

            Учитывая положения части 9 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также ретроспективный характер исследования, временной интервал анализа рынка определен как 2012 год и 9 мес. 2013 года.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

 

В соответствии со статьей 7 Закона о ТО Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» утверждены Правила проведения технического осмотра транспортных средств (далее Правила проведения ТО).

Согласно статье 1 Закона о ТО технический осмотр транспортных средств (далее также - технический осмотр, ТО) - проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, также за ее пределами

Основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра.

Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с Законом о ТО профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года     № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО).

После проведения технического осмотра оператором технического осмотра выдается диагностическая карта (до 30.07.2012 – талон технического осмотра), содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (часть 6 статьи 5 Закона о ТО).

   Согласно части 1 статьи 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены указанным Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику документы, перечень которых определен статьей 15 Закона об ОСАГО, в том числе диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона). Федеральным законом от 28.07.2012 N 130-ФЗ установлено, что до 1 августа 2015 года при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств наряду с диагностической картой, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, допускается предъявление талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, выданных до дня вступления в силу указанного Закона.

С 01.01.2012 внесены изменения в часть 2 статьи 12.3 КоАП РФ, отменена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе талона о прохождении государственного ТО.

Таким образом, документ о прохождении ТО (талон или диагностическая карта) необходим и обязателен для заключения договора ОСАГО. И на страховщика при заключении договора ОСАГО законодательно возложена обязанность по проверке наличия пройденного ТО владельцем транспортного средства.

Таким образом, технический осмотр транспортных средств – услуга, не имеющая взаимозаменителей, получение которой является для потребителя (автовладельца) обязательной.

В связи с вышеизложенным, продуктовые границы определены как технический осмотр транспортных средств.

Вместе с тем, следует отметить, что рынок ОСАГО и рынок технического осмотра транспортных средств являются смежными рынками, ввиду законодательной обусловленности получения полиса ОСАГО прохождением ТО.

 

IV. Географические границы товарного рынка

 

            Исходя из экономической возможности приобретения полисов ОСАГО владельцев ТС потребителями, при проведении анализа рынка ОСАГО географические границы были определены как граница Архангельской области.

Учитывая смежность рынков ОСАГО и технического осмотра, а также возможность прохождения ТО в любом пункте ТО на территории региона, географические границы рынка технического осмотра определены как граница Архангельской области.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

 

Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с Законом о ТО профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Законом об ОСАГО.

Профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Профессиональное объединение страховщиков осуществляет в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств аккредитацию операторов технического осмотра, ведет реестр аккредитованных операторов технического осмотра.

Российский Союз Автостраховщиков (далее – РСА) является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – обязательное страхование), и действующее в целях обеспечения их взаимодействия, формирования и контроля исполнения правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования.

РСА ведет реестр аккредитованных операторов технического осмотра. Сведения из указанного реестра являются открытыми и общедоступными, размещены на сайте РСА в сети Интернет: http://www.autoins.ru/ru/tech_inspection/index.wbp.

Состав хозяйствующих субъектов определен на основании данных из указанного реестра по состоянию на 13.09.2013 года и приведен в Приложении № 1.

По состоянию на 13.09.2013 на территории Архангельской области 34 оператора ТО включены в реестр. Из них трое: ООО «Автоцентр на Окружной», ООО «Коношалес-Авто» и ИП Конанова Е.П. имеют статус «деятельность прекращена».

Таким образом, на территории Архангельской области в рассматриваемый период ТО проводил 31 оператор.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Согласно п. 6.3 Порядка доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

 Доля хозяйствующего субъекта на рынке технического осмотра рассчитывается как выраженное в процентах отношение количества технических осмотров, проведенных данным субъектом на исследуемом рынке, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

            Доли хозяйствующих субъектов, рассчитаны на основании данных о произведенных осмотрах, предоставленных операторами ТО.

            Расчет долей за 2012 год и 9 мес. 2013 года приведен в Приложении 1 к Аналитическому отчету и являющегося неотъемлемой его частью.

Из представленного расчета видно, что доля ЗАО «Техосмотр» по проведенным ТО на территории Архангельской области составила за 2012 год – 49 %, за 9 месяцев 2013 года – 40,6 %. Кроме того, доля ЗАО «Техосмотр» на рынке ТО значительно выше соответствующих долей других операторов ТО.

 

            VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

            Для определения уровня концентрации товарного рынка использовались следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке,

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с пунктом 7.2 Порядка в зависимости от значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий – при 70%<=CR3<=100% или 2000<=HHI<=10000;

- умеренный – при 45%<= CR3<=70% или 1000<= HHI<=2000;

- низкий – при CR3<45% или HHI <1000.

            Коэффициент рыночной концентрации на рынке ТО владельцев ТС в географических границах Архангельской области за 2012 год и 9 мес. 2013 года рассчитан в таблице 1.

Таблица 1. Расчет коэффициента рыночной концентрации

<…>

            Индекс рыночной концентрации на рынке технического осмотра в географических границах Архангельской области за 2012 и 9 мес. 2013 года составил 2769,4 и 1993,1 соответственно.

Показатели (коэффициент и индекс) рыночной концентрации за 2012 год свидетельствуют о высоком уровне концентрации исследуемого товарного рынка в географических границах Архангельской области, за 9 мес. 2013 года уровень концентрации умеренный.

 

   VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

           

Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в соответствии с Законом о ТО профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Законом об ОСАГО.

Аккредитация в сфере технического осмотра осуществляется в соответствии с правилами аккредитации операторов технического осмотра, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 28.11.2011 N 697.

Аккредитация в сфере технического осмотра осуществляется на платной основе. Размер платы за аккредитацию в сфере технического осмотра установлен Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 912 «О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра», и составляет:

а) 20000 рублей за рассмотрение заявления о предоставлении аттестата аккредитации и принятие решения о выдаче аттестата аккредитации плюс 10000 рублей за каждый пункт технического осмотра, указанный в этом заявлении;

б) 15000 рублей за рассмотрение заявления о переоформлении аттестата аккредитации в связи с расширением области аккредитации и принятие решения о переоформлении аттестата аккредитации в связи с расширением области аккредитации плюс 10000 рублей за каждый пункт технического осмотра, указанный в этом заявлении;

в) 10000 рублей за рассмотрение заявления о переоформлении аттестата аккредитации в связи с увеличением количества пунктов технического осмотра у оператора технического осмотра и принятие решения о переоформлении аттестата аккредитации в связи с увеличением количества пунктов технического осмотра у оператора технического осмотра плюс 10000 рублей за каждый пункт технического осмотра, указанный в этом заявлении;

г) 15000 рублей за ежегодное подтверждение соответствия требованиям аккредитации плюс 10000 рублей за каждый из пунктов технического осмотра оператора технического осмотра, адреса которых содержатся в реестре операторов технического осмотра на дату осуществления платы.

Требованиями аккредитации являются:

1) наличие на праве собственности или на ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), соответствующих установленным основным техническим характеристикам и входящих в утвержденный перечень;

2) наличие в штате не менее одного технического эксперта;

3) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах;

4) наличие договора с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств на сервисное обслуживание таких транспортных средств в случае, если заявителем является дилер.

Чтобы соответствовать требованиям аккредитации необходимы большие экономические затраты, в то время как предельная цена за технический осмотр и правила оказания данной услуги устанавливается государством.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Определенные в данном исследовании показатели рыночной концентрации за 2012 год и 9 мес. 2013 года указывают на высокий и умеренный уровни концентрации рынка, соответственно. В связи с этим, можно сделать вывод о неразвитой конкуренции названного рынка и его монополизации, характеризующегося стабильным и неизменным составом хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

Особенностями рынка технического осмотра являются:

- цена на услугу устанавливается государством;

- законодательно обусловленный спрос на услугу, в связи с чем спрос является неэластичным;

- предложение на услугу ограничено пропускной способностью пункта технического осмотра. Правилами проведения ТО установлена продолжительность технического диагностирования транспортных средств отдельных категорий.

Доля ЗАО «Техосмотр» по проведенным ТО на территории Архангельской области составила за 2012 год – 49 %, за 9 месяцев 2013 года – 41 %. Причем указанные доли значительно превосходят доли других участников рынка.

Из опрошенных операторов ТО 10 субъектов не представили данные. Но, учитывая их местонахождение и практически равномерное распределение долей среди всех участников рынка (за исключением ЗАО «Техосмотр»), отсутствие сведений о них не могло существенно повлиять на общую оценку состояния конкурентной среды.

Такой перевес в долях на рынке технического осмотра не мог быть вызван объективными факторами функционирования рынка. Высокий и умеренный уровень концентрации негативно сказывается на рынке.

Распределение долей на рынке ТО в Архангельской области свидетельствует об оттоке клиентов от одних операторов к ЗАО «Техосмотр», что при прочих равных условиях приводит к простою операторов ТО.

Указанное обстоятельство привело к сокращению числа хозяйствующих субъектов: по состоянию на 05.02.2014 в Реестре аккредитованных операторов ТО находятся 17 операторов, осуществляющих ТО на территории Архангельской области (из них 3 оператора ТО появились после 13.09.2013).

Таким образом, с момента определения состава хозяйствующих субъектов на рынке технического осмотра (по состоянию на 13.09.2013) произошло сокращение числа операторов ТО на 55 % (с 31 до 14), что в силу части 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является признаком ограничения конкуренции.

 

Отчет составил

ведущий специалист-эксперт отдела АМК                                                        Е.Н. Воробьева

 

 

Руководитель Управления                                                                                    Д.В. Бугаев

Файлы для скачивания

analiticheskiy_otchet_-_to_-_kopiya.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.09 МБ
doli_to_prilozhenie_1.xls
Тип файла: xls
Размер файла: 0.06 МБ