Акт проверки ГУП Архангельской области «ФАРМАЦИЯ»

АКТ проверки № 10

ГУП Архангельской области «Фармация»

 

29 апреля 2014 г.                                                                                                       

г. Архангельск

 

На основании Приказа Архангельского УФАС России от 24.03.2014 № 89 была проведена плановая выездная проверка в отношении ГУП Архангельской области «Фармация» (ИНН 2900000247, юридический/почтовый адрес: 163057, г. Архангельск, ул. Папанина, 19).

Продолжительность проверки: с 01.04.2014 по 29.04.2014 включительно.

Акт составлен: Нестеренко Т.В.

С копией приказа о проведении проверки ознакомлены: Зелянина Ю.В.

Лица, проводившие проверку:

Цакулов Ю.Г. – заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

Спирина Т.А. - заместитель начальника отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

Нестеренко Т.В. - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России.

При проведении проверки присутствовали: Зелянина Ю.В. – начальник юридического отдела ГУП АО «Фармация».

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся: Солдатенков А.В. – генеральный директор ГУП АО «Фармация».

Предмет проводимой проверки: соблюдение требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, в частности: анализ договорной практики Предприятия, заключенных соглашений с хозяйствующими субъектами, в том числе в части купли-продажи (получения в пользование) имущества, акций, долей коммерческих организаций; соблюдение установленного нормативными актами порядка ценообразования.

Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства: с 01.01.2013 по дату проверки.

Срок и место проведения проверки: с 01.04.2014 по 29.04.2014, выезд на место проведения проверки осуществлен 01.04.2014, место проведения проверки - 163057, г. Архангельск, ул. Папанина, 19.

 

В ходе проверки установлено.

Государственное унитарное предприятие Архангельской области «Фармация» создано в соответствии с постановлением Главы администрации Архангельской области от 27 декабря 1991 г. № 101 и является правопреемником Производственного объединения «Фармация», созданного на базе Аппарата аптечного управления Архангельского областного отдела здравоохранения исполнительного совета народных депутатов в соответствии с приказом от 15 ноября 1988 г. № 508‑0. На основании распоряжения главы администрации Архангельской области от 25 июля 2008 г. № 627р Предприятие реорганизовано путем присоединения к нему Государственного унитарного предприятия Архангельской области «Медтехника». На основании распоряжения Правительства Архангельской области от 03 мая 2011 г. № 241‑рп Предприятие реорганизовано путем присоединения к нему Государственного унитарного предприятия Архангельской области «Контлинз».

Согласно Уставу Предприятия, утвержденному Распоряжением министерства имущественных отношений Архангельской области от 09.10.2012 № 1472‑р, организационно‑правовая форма – унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Собственником имущества Предприятия является Архангельская область. Права собственника от имени области осуществляют Правительство Архангельской области, Министерство имущественных отношений Архангельской области и другие уполномоченные органы исполнительной власти Архангельской области, в рамках их компетенции, установленной законами и нормативно‑правовыми актами Архангельской области, определяющими статус этих органов.

Учредителем Предприятия от имени Архангельской области выступает Министерство имущественных отношений Архангельской области (Учредитель). Координацию и регулирование деятельности Предприятия осуществляет Министерство здравоохранения Архангельской области (Отраслевой исполнительный орган). Предприятие является коммерческой организацией, самостоятельно осуществляющей свою хозяйственную деятельность на основе имущества, переданного предприятию учредителем при его создании, а также имущества, приобретенного предприятием в процессе своей деятельности.

В 2013‑2014 гг. Предприятие не заключало соглашений с хозяйствующими субъектами в части купли‑продажи (получения в пользование) акций, долей коммерческих организаций, а также имущества, составляющего более 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, осуществляющего отчуждение или передачу имущества.

Дата государственной регистрации: 30.12.2002. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1022900540618. Орган, осуществивший государственную регистрацию – Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску.

Уставный капитал Предприятия составляет 25 823 120 (Двадцать пять миллионов восемьсот двадцать три тысячи сто двадцать) рублей.

Балансовая стоимость активов Предприятия составляет:

по состоянию на 31.03.2013 – <…> тыс. руб.;

по состоянию на 30.06.2013 – <…> тыс. руб.;

по состоянию на31.12.2013 – <…> тыс. руб.

В соответствии с Уставом, Предприятие создано в целях реализации федеральных и региональных социально значимых программ и получения прибыли.

Основным видом деятельности Предприятия является розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами (код ОКВЭД 52.3).

В соответствии с Уставом, Предприятие осуществляет всего 39 видов экономической деятельности. Дополнительными видами деятельности Предприятия являются: оптовая торговля изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями; оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами; производство электромонтажных работ; предоставление услуг по монтажу, ремонту и тех. обслуживанию медицинского оборудования; производство изделий медицинской техники, включая хирургическое оборудование; производство санитарно‑технических работ; предоставление услуг по ремонту, тех. Обслуживанию профессиональных фото‑ и кинооборудования и оптических приборов; производство оптических приборов, фото‑ и кинооборудования, кроме ремонта; физкультурно‑оздоровительная деятельность и др.

Государственное унитарное предприятие Архангельской области «Фармация» находится в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по наименованию товара, работ услуг «Фармацевтические и медицинские товары, косметические и парфюмерные товары» (ОКВЭД 52.31):

- Виноградовский район с долей > 50 (Приказ № 74/29 (вкл.) от 13.04.2009);

- Верхнетоемский район с долей > 50 (Приказ № 74/29 (вкл.) от13.04.2009);

- Вилегодский район с долей > 50 (Приказ № 74/29 (вкл.) от 13.04.2009);

- Красноборский район с долей > 50 (Приказ № 74/29 (вкл.) от 13.04.2009);

- Лешуконский район с долей > 50 (Приказ № 74/29 (вкл.) от 13.04.2009);

- Мезенский район с долей > 50 (Приказ № 74/29 (вкл.) от 13.04.2009);

- Пинежский район с долей > 50 (Приказ № 74/29 (вкл.) от 13.04.2009);

- Приморский район с долей > 50 (Приказ № 74/29 (вкл.) от 13.04.2009);

- Устьянский район с долей > 50 (Приказ № 74/29 (вкл.) от 13.04.2009);

- Холмогорский район с долей > 50 (приказ № 74/29 (вкл.) от 13.04.2009);

- Шенкурский район с долей > 35 (Приказы № 74/29 (вкл.) от 13.04.2009, № 400/29 (изм.) от 28.11.2012);

- Онежский район с долей > 35 (Приказы № 74/29 (вкл.) от 13.04.2009, № 400/29 (изм.) от 28.11.2012);

- Ленский район с долей > 35 (Приказы № 74/29 (вкл.) от 13.04.2009, № 366/29 (изм.) от 28.12.2010, № 400/29 (изм.) от 28.11.2012);

- Каргопольский район с долей > 35 (Приказы № 74/29 (вкл.) от 13.04.2009, № 400/29 (изм.) от 28.11.2012).

 

ГУП АО «Фармация» заключены и действуют следующие договоры на оптовые поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров:

1. Договор поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров № 03‑2394/2011 от 01.02.2011 с <…>;

2. Договор поставки № 308/11 от 23.11.2011 с <…>;

3. Договор на поставку лекарственных средств и товаров медицинского назначения № Р‑420 от 01.07.2010 c <…>;

4. Договор № 1 от 27.01.2010 с <…>;

5. Договор № 3 от 27.01.2010 с <…>;

6. Договор поставки № 001/А от 01.02.2010 с <…>;

7. Договор поставки № 002/В от 01.02.2010 с <…>;

8. Договор поставки № 003/С от 01.02.2010 с <…>;

9. Договор поставки № 365 от 20.12.2011 с ООО <…>.

Сведения о выручке ГУП АО «Фармация» за 2012‑2013 гг.

№ п/п

 

2012

2013

 

Товарооборот общий, с НДС, в т.ч.:

<…>

<…>

1.

Розничный товарооборот

<…>

<…>

2.

Оптовая реализация

<…>

<…>

3.

Реализация льготных лекарственных препаратов

<…>

<…>

4.

Услуги по реализации льготных программ

<…>

<…>

5.

Прочие услуги

<…>

<…>

Розничная сеть ГУП АО «Фармация» состоит из 155 аптечных организаций, расположенных в муниципальных образованиях Архангельской области.

В указанную розничную сеть входят пять аптек низких цен – Аптечный пункт Аптеки № 116 – структурного подразделения аптеки № 139 (г. Архангельск); Аптека № 138 – структурное подразделение Аптеки № 139 (г. Архангельск); Аптека № 137 – структурное подразделение Аптеки № 139 (г. Архангельск); Аптека № 185 – структурное подразделение Аптеки № 150 (г. Северодвинск); Аптека № 13 (г. Новодвинск).

Цены на лекарственные препараты в указанных аптеках формируются, исходя из закупочных цен и минимальной торговой наценки.

Предельные оптовые и розничные надбавки к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, установлены Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 июля 2013 г. № 44‑п/1 «Об установлении предельных размеров оптовых и розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» (в ред. постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 25.07.2013 № 45‑п/2).

Указанным Постановлением установлены и введены в действие с 01 августа 2013 г. предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств:

 

 

Размеры предельных надбавок, %

по группам районов

1. Предельные оптовые надбавки к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных препаратов независимо от количества посредников, дифференцированные по ценовым группам:

I

II

1.1. До 50 рублей включительно

23,5

20,5

1.2. Свыше 50 рублей до 500 рублей включительно

17,5

14,5

1.3. Свыше 500 рублей

14,0

11,0

2. Предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей лекарственных препаратов независимо от количества посредников, дифференцированные по ценовым группам:

для всех районов области

2.1. До 50 рублей включительно

30,0

2.2. Свыше 50 рублей до 500 рублей включительно

24,0

2.3. Свыше 500 рублей

14,0

3. Предельные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей независимо от количества посредников и ценовых групп на наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ядовитые и сильнодействующие вещества, подлежащие контролю в Российской Федерации, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и спирт этиловый

для всех районов области

3.1. Для оптовых организаций

35,0

3.2. Для аптечных учреждений

60,0

Примечание:

К первой группе районов относятся районы с ограниченными сроками завоза грузов - Верхнетоемский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Пинежский, Приморский, Шенкурский и территория архипелага Новая Земля.

Ко второй - все остальные районы области.

Также в Постановлении указано, что остатки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, необходимо реализовать по ранее сформированным ценам.

В Предприятии приняты и действуют Приказы:

- от 31.12.2010 № ПРК0001389 «Об утверждении алгоритма формирования цен на товары, отпускаемые с аптечных складов ГУП АО «Фармация» для коммерческой реализации» (действует с 01.01.2011);

- от 13.03.2014 № РПК0000302 «О формировании цен» (принят в связи с изменением структуры Предприятия с 01.02.2014 и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации № 865 от 29.10.2010 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», Постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области № 44‑п/1 от 19.07.2013 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства», Приказа Комитета по государственному регулированию цен (тарифов) НАО № 14 от 25.02.2010 «Об установлении предельных оптовых, предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства на территории НАО», Постановления Департамента по тарифам и ценам Администрации Архангельской области № 6‑п/1 от 26.11.2004 «О государственном регулировании цен на продукцию детского питания (включая пищевые концентраты)».

При проверке Архангельским УФАС России у Предприятия выборочно была запрошена информация по формированию средних розничных цен на лекарственные препараты (с НДС, руб.), реализуемые через аптечную сеть ГУП АО «Фармация» (г. Архангельск, г. Северодвинск, Красноборский район, Мезенский район, Холмогорский район), по 40 наименованиям по состоянию на 01.01.2012, 01.01.2013, 01.07.2013, 01.01.2014 (письмо ГУП «АО «Фармация» № ППИ0001976 от 17.04.2014, приложения №№ 1, 2, 3, 4, 5 к нему).

При детальном изучении поступившей информации Управлением установлено, что порядок расчета цены на лекарственные препараты соответствует действующим документам, регламентирующим формирование цен в ГУП АО «Фармация», а также законодательству, регулирующему ценообразование на категории лекарств, выбранных для анализа.

При этом, анализируя изменение средних розничных цен на лекарственные средства по состоянию на 01.10.2012, 01.01.2013, 01.07.2013, 01.01.2014 выявлено, что уровень цен на лекарственные препараты, реализуемые через аптечную сеть ГУП АО «Фармация» в различных районах Архангельской области (г. Архангельск, г. Северодвинск, Красноборский район, Мезенский район, Холмогорский район), участвующих в мониторинге, является относительно устойчивым. При этом наблюдаются незначительные изменения, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения розничных цен на лекарственные средства.

Основной причиной роста розничных цен на лекарственные средства является рост цен в оптовом звене (рост цен поставщиков).

Кроме того, рост цен на лекарственные средства можно назвать постоянным. Это объясняется, в первую очередь, существенной зависимостью российского рынка лекарственных средств от импорта, то есть от курса рубля по отношению к основным мировым валютам.

Вместе с тем, ГУП АО «Фармация» обратило внимание на то, что такие препараты, как анаферон, арбидол, кеторол, компливит, линекс, мезим, но‑шпа, панангин, супрастин, терафлю, эссенциале в анализируемом периоде входили в различные маркетинговые акции, проводимые Предприятием, и имели сниженные цены. Таким образом, положительная динамика по изменению розничных цен на указанные препараты была связана (в том числе) с включением/исключением их из перечня по маркетинговой акции.

Таким образом, в указанной части признаков нарушений антимонопольного законодательства не выявлено.

 

Одновременно, в связи с распространением положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливающих общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе для государственных унитарных предприятий, Управлением было выявлено следующее.

Архангельское УФАС России, проанализировав Положение о закупках, принятое в ГУП АО «Фармация» и утвержденное Приказом Генерального директора ГУП АО «Фармация» от 28.01.2014 № ПРК 0000095, установило, что указанное положение содержит статью 5, согласно которой закупка товаров, работ, услуг могут осуществляться следующими способами:

а)    открытого конкурса;

б)    открытого аукциона;

в)    путем запроса предложений;

г)    закупка у единственного поставщика;

д)    по ранее заключенным договорам.

При этом, в п. 4 данной статьи указано, что закупочные процедуры, предусмотренные Положением, за исключением открытого конкурса и открытого аукциона, не попадают под регулирование ст. 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а так же не являются публичной офертой.

В свою очередь ст. 17 Федерального закона «О защите конкуренции» устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, при проведении которых запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений (ч. 1 ст. 17 Федерального закона).

Положения части 1 указанной статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (ч. 5 ст. 17 Федерального закона).

Следовательно, в данном случае усматривается противоречие положений акта, регламентирующего порядок проведения закупок в ГУП АО «Фармация», с действующим законодательством.

Кроме того, один из способов закупки товаров, работ, услуг в Положении назван «по ранее заключенным договорам» (п. 1 ст. 5 Положения о закупках). Однако в Положении не содержится условий использования, при которых закупка проводится именно таким способом, а также отсутствует порядок проведения закупки указанным способом.

В связи с этим предлагаем указанную информацию направить в Прокуратуру Архангельской области для возможного принятия мер прокурорского реагирования.