Аналитический отчет о состоянии конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Архангельской области по итогам 2012-2013 гг.

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами проведен на основании Приказа Федеральной антимонопольной службы от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013‑2014 годы», в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», в целях формирования Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), ведение которого предусмотрено пп. «а» п.8 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», и для использования результатов анализа при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и экономической концентрацией.

В качестве источников исходящей информации использовались данные Министерства здравоохранения Архангельской области, сведения об объемах розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующими товарами, полученные от хозяйствующих субъектов.

 

1. Определение временного интервала исследования

 

В связи с тем, что критерием формирования Реестра является фактическая доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товаром рынке, анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента его проведения (ретроспективный анализ). Временной интервал исследования определен двухлетним периодом: 2012‑2013 гг.

 

2. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

2.1. Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон об обращении лекарственных средств), фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Согласно п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99‑ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

На основании ч. 1 ст. 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом, согласно п. 35 ст. 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско‑акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 2 ст. 55 Закона об обращении лекарственных средств).

Виды аптечных организаций утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.07.2010 № 553н. К аптечным организациям относятся:

1. Аптека:

- готовых лекарственных форм;

- производственная;

- производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

2. Аптечный пункт.

3. Аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

2.2. При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров‑заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

- приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

- приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

- приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно‑гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению), а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно‑комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

Следовательно, аптечные организации осуществляют услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующих товаров.

Указанному виду деятельности соответствует код 52.3 «Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029‑2001, веденному в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2004 № 454‑ст.

В связи с изложенным продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

 

3. Определение географических границ товарного рынка

 

Географическими границами рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами являются административные границы муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

В состав Архангельской области входят 20 муниципальных районов и 6 городов областного значения.

Анализ проводился по 19 муниципальным районам (кроме МО «Новая Земля») и по 6 городам Архангельской области.

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

 

Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели – аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля).

Для хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих на рассматриваемом рынке, определяется принадлежность к группе лиц.

Приказом Минздравсоцразвития России от 06.06.2008 № 263н утверждены Методические указания по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности, в соответствии с пунктом 36 которых органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации по лицензированию фармацевтической деятельности, ведут реестр лицензий на фармацевтическую деятельность.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном данном рынке являются физические лица. В связи с тем, что количество покупателей превышает 15 человек, хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявляются.

В целях данного анализа «аптечная сеть» - это две и более аптечных организации, принадлежащие одному или нескольким лицам, работающие под одним торговым наименованием, торговой маркой.

По данным Министерства здравоохранения Архангельской области в Таблице № 1 представлены хозяйствующие субъекты, имеющие лицензии на осуществление фармацевтической деятельности на территории Архангельской области (данные с 01 января 2008 г. по настоящее время).

Так, на территории Архангельской области в сфере фармацевтической деятельности в 2012 году работало 119 хозяйствующих субъектов, или 492 аптечные организации, в 2013 году – 126, или 530 аптечных организаций.

Из них: 63 (2012) и 65 (2013) хозяйствующих субъектов являются аптечными сетями, 59 (2012) и 59 (2013) - одиночные аптечные организации.

Для сравнения: В 2010 г. работало 111 хозяйствующих субъектов, или 471 аптечная организация, в 2011 г. – 116 хозяйствующих субъектов, или 474 аптечных организации. Из них: 60 (2010) и 59 (2011) хозяйствующих субъектов являлись аптечными сетями, 50 (2010) и 55 (2011) – одиночными аптечными организациями.

Следует отметить, что во всех муниципальных образованиях преобладает частная форма собственности хозяйствующих субъектов, занимающихся фармацевтической деятельностью, и по организационно‑правовой форме распределены следующим образом:

- Государственные унитарные предприятия (ГУП) – 1 (2012-2013);

- Муниципальные унитарные предприятия (МУП) – 1 (2012-2013);

- Государственные учреждения (ГУ) – 1 (2012-2013);

- Открытые акционерные общества (ОАО) – 1 (2013);

- Закрытые акционерные общества (ЗАО) – 3 (2012-2013);

- Общества с ограниченной ответственностью (ООО) – 91 (2012) и 97 (2013);

- Потребительские общества (кооперативы) – 8 (2012-2013);

- Индивидуальные предприниматели (ИП) – 15 (2012) и 17 (2013).

Для сравнения (2010-2011 гг.): ГУП – 1, МУП – 2, ГУ – 2, ОАО – 2, ЗАО – 1, ООО – 88 (2010) и 92 (2011), потребительские общества (кооперативы) – 8, ИП – 12.

Общее количество аптечных организаций всех форм собственности в 2012-2013 гг. по сравнению с 2010-2011 гг. увеличилось с 471 (2010) и 474 (2011) единиц до 492 (2012) и 530 (2013) или по сравнению с 2011 годом на 3,79% и 11,81%, соответственно.

Следовательно, аптечные организации в сравнении с предыдущим периодом продолжают активно входить на фармацевтический рынок.

Для сравнения: В 2008-2009гг. наблюдалась обратная тенденция – аптечные учреждения покидали фармацевтический рынок в процессе конкурентной борьбы.

Общее количество аптечных организаций и количество аптечных сетей (2 и более аптечных организации) в муниципальных образованиях Архангельской области представлены в Таблице № 2.

Наиболее крупную аптечную сеть в Архангельской области в 2012-2013 гг. имели:

- ГУП АО «Фармация» - 152 аптечные организации;

- ООО «Юнивер» - 15 аптечных организаций;

- ООО «Сириус плюс» - 14 (2012) и 20 (2013) аптечных организаций;

- ООО ТФ «ФЮТА-Л» - 11 (2012) и 15 (2013) аптечных организаций;

- ООО «Двинафарм» - 12 (2012) и 13 (2013) аптечных организаций;

- ООО «МК-Компани» - 10 (2012) и 11 (2013) аптечных организаций;

- ООО «Северо‑Западная фармацевтическая компания» - 3 (2012) и 11 (2013) аптечных организаций;

- ООО «Фармомед» - 10 аптечных организаций;

- ООО «Фарма» - 9 аптечных организаций;

- ООО «Аптека МК» - 7 (2012) и 8 (2013) аптечных организаций;

- ООО «Азимут здоровья» - 8 аптечных организаций;

- ООО «Ритм» - 7 аптечных организаций.

Аптечная сеть ГУП АО «Фармация» занимает лидирующее положение по Архангельской области в целом. Так, доля аптечных организаций, входящих в аптечную сеть ГУП АО «Фармация», от общего количества аптечных организаций Архангельской области в 2012-2013 гг. составила 30,89% и 28,67%, соответственно.

Для сравнения (2010-2011 гг.): Наибольшую аптечную сеть имели ГУП АО «Фармация» - 169, ООО «Сириус плюс» - 14, ООО «Фармакон» - 12, ООО «МК‑Компани» - 11, СМУП «Здоровье» - 10, ООО «Северо‑Западная фармацевтическая компания» - 10.

В 2010-2011 гг. аптечная сеть ГУП АО «Фармация» по количеству аптечных организаций по Архангельской области в целом также занимала лидирующее положение, её доли составляли 40,56% и 37,10% от общего количества, соответственно.

Наибольшее количество аптечных сетей наблюдается: в городах Архангельск – 30 (2012) и 32 (2013), Северодвинск – 9 (2012) и 13 (2013), Котлас – 6 (2012-2013) и в Плесецком районе – 5 (2012-2013).

Следует отметить, что аптечная сеть ГУП АО «Фармация» наблюдается в каждом городе и муниципальном районе Архангельской области.

Для сравнения (2010-2011 гг.): Наибольшее количество аптечных сетей наблюдалось: в городах Архангельск – 25 (2010) и 24 (2011), Северодвинск – 8, Мирный – 4, в Котласском районе – 5, в Плесецком районе – 4.

Таким образом, ГУП АО «Фармация» сохранило свое лидерство в части наиболее многочисленной аптечной сети. В то же время общее количество аптечных сетей значительно возросло: до 93 (2012) и 100 (2013) против 87 (2010-2011).

 

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Расчет объема товарного рынка производен в стоимостном выражении (в тыс. руб., с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала. При этом в объем суммарной выручки включены только доходы, полученные хозяйствующими субъектами от реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, включая доходы от участия хозяйствующих субъектов в программах лекарственного обеспечения населения.

Источник получения данных – информация, представленная хозяйствующими субъектами по запросу антимонопольного органа.

Основными данными для расчета явились:

- годовой товарооборот розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами одиночных аптечных организаций, аптечных сетей или входящих в одну группу лиц аптечных организаций данного муниципального района, городского округа за 2012 г., 2013 г. (информация, представленная хозяйствующими субъектами);

- суммарный товарооборот розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами всех аптечных организаций данного муниципального района, городского округа за 2012 г., 2013 г.;

- количество аптечных сетей или групп лиц, присутствующих в данном муниципальном районе, городском округе и количество аптечных организаций, входящих в них в 2012 г., 2013 г.;

- товарооборот каждой аптечной организации, аптечной сети или входящих в одну группу лиц аптечных организаций в суммарном товарообороте лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами всех аптечных организаций в целом по Архангельской области в 2012 г., 2013 г.

 

Общий годовой розничный товарооборот лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами аптечных организаций по Архангельской области составил: 2012 г. – <…> тыс. рублей, 2013 г. – <…> тыс. рублей.

Для сравнения: Общий товарооборот лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами аптечных учреждений по Архангельской области составлял: 2010 г. – <…> тыс. рублей, 2011 г. – <…> тыс. рублей.

Наибольшие доли хозяйствующих субъектов по розничному товарообороту лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в общем товарообороте по каждому конкретному муниципальному району, городскому округу за 2012-2013 гг. указаны в Таблице № 4.

Из приведенной таблицы видно, что почти во всех городах и муниципальных районах Архангельской области на рассматриваемом рынке в исследуемый период имеются субъекты с признаками доминирования (19 из 25).

Для сравнения: Количество субъектов с признаками доминирования: в 2010 г. – в 21 из 25, в 2011 г. – в 22 из 25.

На рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2012-2013 гг. действовало 119 и 126 хозяйствующих субъектов, соответственно (Таблица № 1).

Для сравнения: Количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами составило: в 2010 г. – 110, в 2011 г. – 114.

Следовательно, в данном случае для такого количества действующих на рассматриваемом рынке хозяйствующих субъектов (15 и более), действующих на территории Архангельской области, рассчитывается только коэффициент рыночной концентрации – CR3.

Наибольшие доли на рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в целом по Архангельской области имели (см. Таблицу № 3):

в 2012 г.:

- ГУП АО «Фармация» - 23,17%

- ООО «Азимут здоровья» - 5,34%

- ООО «Юнивер» - 4,85%

в 2013 г.:

- ГУП АО «Фармация» - 27,76%

- ООО «Азимут здоровья» - 4,70%.

- ООО «Юнивер - 4,91%

Таким образом, в целом по Архангельской области: CR3=33,36% (2012 г.) и CR3=37,37% (2013 г.).

Полученные значения характерны для низкоконцентрированного товарного рынка.

Для сравнения: CR3=42,78% (2010г.) и CR3=43,48% (2011).

Далее рассчитываем показатели уровня концентрации товарного рынка всех аптечных учреждений для каждого муниципального района, городского округа за 2012 г., 2013 г. (Таблица № 5).

Полученные значения рыночной концентрации характерны для высококонцентрированного товарного рынка (за исключением городов Архангельск, Северодвинск и Вельского района, где уровень концентрации является умеренным).

 

6. Определение барьеров входа на рынок

 

Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения России является динамично развивающимся сектором российской экономики. Во многом это связано с привлекательностью данного вида деятельности для инвесторов и для предпринимателей из-за постоянного и относительно растущего спроса на лекарственные средства и иную продукцию медицинского назначения.

В городах и районах Архангельской области действует неравномерное количество предприятий розничной торговли лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (от 49 (2012) и 50 (2013) хозяйствующих субъектов - в г. Архангельске; от 14 ХС (2012) и 19 ХС (2013) - в г.Северодвинске; от 13 ХС (2010-2011) – в Вельском районе и до 2‑3 – в Верхнетоемском, Вилегодском, Виноградовском, Каргопольском, Котласском, Ленском, Лешуконском, Мезенском, Приморском, Шенкурском районах.

Процессы развития конкуренции на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в существенной степени зависят от существующих барьеров входа на фармацевтический рынок, снижение которых может заинтересовать многих новых хозяйствующих субъектов. Барьеры входа на рынок являются качественными показателями структуры товарного рынка.

Барьеры являются факторами и обстоятельствами правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера и препятствуют новым хозяйствующим субъектам вступить на исследуемый товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующим субъектами, оказывающими услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

Из рассматриваемых барьеров входа на фармацевтический рынок области, экономические ограничения являются наиболее непреодолимыми для малых хозяйствующих субъектов. Также препятствием входа на рынок услуг розничной продажи лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения являются административные барьеры. Данные барьеры входа на фармацевтический рынок служат существенным фактором для входа новых хозяйствующих субъектов.

 

Экономические барьеры

Фармацевтическая деятельность, как организация фармацевтической отрасли, очень затратная. Это и особые условия хранения лекарственных средств, их отпуск, изготовление и уничтожение, обучение специалистов, сертификация специалистов, проблема нехватки собственных оборотных средств.

Низкий уровень рентабельности, нехватка оборотных средств, значительная величина стартовых инвестиций при длительных сроках окупаемости этих вложений, отсутствие доступных кредитных ресурсов оказывает влияние на работу предприятий и, как следствие, являются причинами закрытия аптечных пунктов.

Руководители аптечных учреждений также отмечают постоянный рост цен на лекарственные средства.

Фармацевтическая деятельность является социально значимой и для нормального функционирования нуждается в стабильности.

Недостаток собственных оборотных средств на фоне обострения конкуренции постепенно приводит к снижению товарооборота, сокращению закупок необходимых дорогостоящих лекарственных препаратов, сокращению ассортимента лекарственных средств и снижению прибыльности и, в конечном итоге, – уходу их с рынка.

Достаточно высокие первоначальные затраты (поиск и дороговизна кредитных ресурсов, аренда помещений, регистрация и лицензирование бизнеса, закупка товара, приобретение оборудования, ремонт в соответствии с нормативными требованиями и пр.) сдерживают открытие новых предприятий.

В значительной части муниципальных образований - небольших городах и муниципальных районах аптечные учреждения имеют небольшой товарооборот из-за низкой численности и малой плотности населения. Естественно, что это является барьером для развития уже действующих предприятий и тем более барьером для входа новых предприятий на рынок, а значит и сомнительны перспективы развития конкуренции на таких рынках. К тому же, барьер усиливается, если в рассматриваемых муниципальных образованиях происходит сокращение численности населения.

Среди других экономических барьеров можно также назвать:

- низкая платежеспособность населения, проживающего в сельской местности, с одновременным увеличением цен на лекарственные средства, препараты медицинского назначения и сопутствующие товары, зачастую не позволяющая использовать в процессе лечения новые дорогие препараты;

- недостаточность собственных оборотных средств хозяйствующих субъектов для поддержания широкого ассортимента лекарственных средств, препаратов медицинского назначения и сопутствующих товаров;

- сложность получения кредитных ресурсов через коммерческие банки;

- повышение тарифов на коммунальные услуги, особенно электроэнергию и теплоэнергию.

- высокий уровень транспортных тарифов и сборов, отдаленность от транспортных коммуникаций.

 

Административные барьеры

Розничная торговля лекарственными средствами может осуществляться при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием «розничная торговля лекарственными средствами»), выданной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

У предприятий, занимающихся розничной реализацией лекарственных средств и изделий медицинского назначения, возникают трудности при получении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, в частности:

- завышенные требования и условия к хозяйствующим субъектам, желающим заняться предпринимательской деятельностью на розничном фармацевтическом рынке при получении лицензии;

- сложность и длительность процедуры согласований и разрешений для осуществления фармацевтической деятельности в органах надзора и местного самоуправления;

- нарушения при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Одним из основных барьеров входа на рассматриваемый рынок является недостаточное количество квалифицированных кадров в сфере фармацевтической профессии, особенно остро данная проблема ощущается в сельской местности.

Основными проблемами функционирования фармацевтического рынка на территории Архангельской области является отсутствие отдельных наименований жизненно‑важных лекарственных средств в целом на российском рынке, что создает трудности в обеспечении населения, нуждающегося в этих лекарственных средствах и учреждений здравоохранения данными лекарственными средствами.

Обеспечение лечебно-профилактических учреждений и населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами является основополагающей частью системы здравоохранения. Однако в настоящее время возникают противоречия между государственными и социальными гарантиями, так как медицинское обеспечение является сложным вопросом из-за ряда факторов:

- постоянно возрастает роль медикаментозной и технической составляющих в лечебно‑диагностическом процессе;

- увеличивается номенклатура лекарственных средств на изучаемом рынке, в том числе появляется количество аналогичных по действию препаратов и приборов, значительно различающихся по стоимости;

- появляются новые поставщики лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, осуществляющих агрессивную стратегию продвижения своих товаров на рынок;

- не снижается количество низкокачественных отечественных и импортных лекарств;

- хозяйствующие субъекты, действующие на рынке, не обладают возможностью получения полных и качественных сведений о товарах ввиду большого количества новых торговых наименований;

- возрастает уровень коммерциализации системы лекарственного обращения и как следствие возрастает их цена, что обусловлено возрастающим спросом на данную продукцию, вызванным состоянием здоровья населения, распространением самолечения и субъективной безвыходностью ситуации, вынуждающей приобретать лекарственные средства.

Предприятие розничной торговли лекарственными средствами должно располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных средств при их хранении и реализации, надлежащие условия розничной торговли.

Помещения предприятий розничной торговли лекарственными средствами должны быть изолированными, специально оборудованными помещениями, позволяющими обеспечить хранение и надлежащую сохранность лекарственных средств с учетом их физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи.

В помещении предприятия розничной торговли лекарственными средствами должны быть предусмотрены складские и административно-бытовые помещения.

На данные мероприятия требуются высокие затраты, такие как: на особые условия хранения лекарственных средств, изготовление и уничтожение лекарственных средств, предъявляемые требования соответствия помещений санитарным правилам.

Степень открытости рынка услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Архангельской области напрямую зависит от государственного регулирования отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров.

 

7. Оценка состояния конкурентной среды на рынке

 

Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами (в разрезе муниципальных образований) в Архангельской области является жестко конкурентным, имеет высокую концентрацию в городах и районах Архангельской области.

Продолжает усиливаться тенденция формирования аптечных сетей, которые создают серьезную конкуренцию одиночным аптечным учреждениям. Увеличение аптечных сетей свидетельствует о получении преимущества в конкурентной борьбе. Поэтому дальнейшее развитие аптечных сетей непредсказуемо, т.к. усиливается конкуренция между сетями, результатом которых может быть и уход с рынка или сокращение аптечных учреждений в сети. И, как видно, частные аптеки в исследуемом периоде неохотно развивают свою сеть в районах области – Верхнетоемский, Вилегодский, Виноградовский, Каргопольский, Коношский, Котласский, Красноборский, Ленский, Лешуконский, Мезенский, Онежский, Приморский, Устьянский, Холмогорский и Шенкурский районы.

На рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2012-2013 гг. действовало 119 и 126 хозяйствующих субъектов, соответственно (см. Таблицу № 1, Таблицу № 2).

Для сравнения: Количество хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами составило: в 2010 г. – 110, в 2011 г. – 114.

Общее количество аптечных организаций в 2012‑2013 гг. увеличилось по сравнению с 2011 г. с 474 до 492 (2012) и 530 (2013), или на 3,8% и 11,8% соответственно (для сравнения: 2006 г. – 486, 2007 г. – 470, 2008 г. – 379, 2009 г. – 391, 2010 г. – 471, 2011 г. – 474).

Таким образом, в Архангельской области наблюдается тенденция к увеличению количества предприятий розничной торговли.

По результатам обзора рассматриваемого рынка установлено, что в 2012-2013 гг. наибольшие доли, а именно в размере 37,58% и 39,55%, соответственно, в общем товарообороте всех организаций, работающих на рынке Архангельской области, занимал город Архангельск.

Кроме того, можно сделать вывод о том, что рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Архангельской области является рынком с недостаточно развитой конкуренцией.

В ряде муниципальных образований Архангельской области рынок характеризуется неравномерностью присутствия хозяйствующих субъектов, которые сосредоточены преимущественно в районных центрах, таким образом, имеется потенциал входа на изучаемый товарный рынок новых хозяйствующих субъектов.

 

1. ГУП АО «Фармация» Приказом Архангельского УФАС России № 74/29 от 13.04.2009 внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по наименованию товаров, работ, услуг «Фармацевтические и медицинские товары, косметические и парфюмерные товары» (далее – Реестр) (ОКВЭД - 52.31, ОКП 93 0000 Розничная торговля) по следующим муниципальным районам Архангельской области:

Красноборский район (> 50%),

Лешуконский район (> 50%),

Мезенский район (> 50%),

Виноградовский район (> 50%),

Приморский район (> 50%),

Устьянский район (> 50%),

Холмогорский район (> 50%),

Пинежский район (> 50%),

Верхнетоемский район (> 50%),

Вилегодский район (> 50%),

Вместе с тем, Приказом Архангельского УФАС России № 400/29 от 28.11.2012 были внесены изменения в Реестр относительно доли данного хозяйствующего субъекта по следующим муниципальным районам Архангельской области:

Шенкурский район (> 35%),

Онежский район (> 35%),

Ленский район (> 35%),

Каргопольский район (> 35%).

Из проведенного анализа следует, что ГУП АО «Фармация» на протяжении 2012‑2013 гг. сохранило свои позиции по доминированию в Красноборском, Лешуконском, Мезенском, Приморском, Устьянском, Холмогорском, Пинежском, Верхнетоемском, Вилегодском, Онежском и Ленском районах.

В Виноградовском, Шенкурском и Каргопольском районах Предприятие снизило свои позиции относительно доминирования, а также в Шенкурском районе лидирующие позиции занимает ООО Торговая фирма «Аюта-Л» (41,92% (2013) и 42,77% (2013)), в Каргопольском районе – ООО «Ритм» (70,72% (2012) и 63,33% (2013)).

2. ООО «МедикоМ» Приказом Архангельского УФАС России № 364/29 от 28.12.2010 внесено в Реестр по наименованию товаров, работ, услуг «Фармацевтические и медицинские товары, косметические и парфюмерные товары» (ОКВЭД - 52.31, ОКП 93 0000 Розничная торговля) в географических границах г. Коряжмы.

Вместе с тем, Приказом Архангельского УФАС России № 400/29 от 28.11.2012 были внесены изменения в Реестр относительно доли данного хозяйствующего субъекта.

В период 2012-2013 гг. указанное Общество сохранило свое доминирующее положение.

3. ООО «Панацея» Приказом Архангельского УФАС России № 364/29 от 28.12.2010 внесено в Реестр по наименованию товаров, работ, услуг «Фармацевтические и медицинские товары, косметические и парфюмерные товары» (ОКВЭД - 52.31, ОКП 93 0000 Розничная торговля) в географических границах Няндомского района.

Вместе с тем, Приказом Архангельского УФАС России № 400/29 от 28.11.2012 были внесены изменения в Реестр относительно доли данного хозяйствующего субъекта.

В период 2012-2013 гг. указанное Общество сохранило свое доминирующее положение.

 

В ближайшее время Архангельским УФАС России планируется рассмотреть вопрос о внесении изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.

 

Отчет подготовила

Главный специалист‑эксперт

отдела антимонопольного контроля                                                                  Т.В. Нестеренко

 

Руководитель Архангельского УФАС России                                                          Д.В. Бугаев

Файлы для скачивания

analiticheskiy_otchet_2012-2013.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.14 МБ