Аналитический отчет состояния конкурентной среды на рынке нерудных строительных материалов Архангельской области за 2014, 2015 гг.

Аналитический отчет

состояния конкурентной среды на рынке нерудных строительных материалов Архангельской области за 2014, 2015 гг.

 

 

22.07.2016                                                                                                              г. Архангельск

I. Общие положения.

 

Анализ проводится в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы, утвержденным приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/14, согласно требованиям, установленным Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок), а также на основании разработанных ФАС России Методических рекомендаций по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке нерудных строительных материалов Архангельской области (далее - Методические рекомендации). Данные методические рекомендации разработаны с целью определения состояния конкуренции на рынке нерудных строительных материалов (далее — НСМ), а также выявления проблем и ограничений функционирования рынка.

Целью настоящего исследования является установление доминирующего положения производителей НСМ, а именно: щебня, гравия, песка природного и песчано - гравийной смеси, осуществляющих деятельность на территории Архангельской области.

При проведении анализа данного товарного рынка в качестве исходной информации  использовались сведения:

-   Министерства строительства и архитектуры Архангельской области;

- Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области;

- Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса;

- Сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке нерудных строительных материалов Архангельской области.

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов являются данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на рынке нерудных строительных материалов за исследуемый период на териитории региона.

Данный анализ проводится по каждому муниципальному образованию Архангельской области, в том числе административному центру субъекта Российской Федерации: МО «Город Архангельск».

 

II. Определение временного интервала исследования.

Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции», временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка нерудных строительных материалов, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

В соответствии с Методическими рекомендациями, в качестве временного периода исследования рынка принимается 2014 и 2015 годы.

В соответствии с целями данного анализа следует определить продуктовые границы исследуемого товарного рынка.

 

III. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

Нерудные строительные материалы в целом подразделяются на щебень, гравий, песок природный и песчано-гравийную смесь (далее – ПГС).

1. Песок природный. В зависимости от того, где добывают сырье (карьер или море), различают карьерный песок и песок с подводных месторождений (намывной).

Для строительных организаций применение карьерного или намывного песка принципиального значения не имеет, главное – качество и его соответствие ГОСТу.

Строительный песок, независимо от способа его производства, предназначен для применения в качестве заполнителя тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, приготовления сухих смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

2. Песчано — гравийная смесь. Добывается ПГС со дна водоемов (озер, рек), а также в карьерах. ПГС подразделяется на два типа: природная и обогащенная (дополнительное внесение в смесь гравия).

Между ПГС и ОПГС существует только одно весомое отличие. Это процентное соотношение песка и гравия в смеси. ОПГС содержит 70 % гравия и 30 % песка, в ПГС содержится 30-40 % гравия и 60-70 % песка. Однако, производители ОПГС могут варьировать состав продукции путем увеличения или уменьшения в составе ОПГС гравия.

ПГС чаще используется в качестве вспомогательного материала, дренирующего материала и верхнего подстилающего слоя.

ОПГС широко применяется перед заливкой бетонным раствором, для выравнивания слоя дорожной «одежды», а также в ландшафтных работах. Главной особенностью ОПГС является ее свойство предупреждать усадку за счет большого содержания гравия.

3. Щебень, гравий. Область применения - в качестве заполнителя для тяжелого бетона, а также для дорожных и других видов строительных работ.

На функциональное назначение щебня влияют его характеристики, выделяемые в нормативно - технической документации. В первую очередь – прочность. Предел прочности в наибольшей степени зависит от исходной горной породы добываемого щебня, которые подразделяются на:

•          «щебень из изверженных и метаморфических горных пород»;

•          «щебень из осадочных и метаморфических горных пород»;

•          «щебень из гравия и валунов плотных горных пород».

Представленная классификация нерудных строительных материалов, безусловно, ограничена, но позволяет выделить и проанализировать все основные группы указанных материалов, используемых в строительстве и производстве строительных материалов.

Учитывая изложенное, в рамках данного анализа товарного рынка, определяем продуктовые границы рынка в пределах:

•          щебень из изверженных и метаморфических горных пород;

•          щебень из осадочных и метаморфических горных пород;

•          щебень из гравия и валунов плотных горных пород;

•          песок природный;

•          ПГС;

•          ОПГС.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка.

 

Географические границы рынка – Архангельская область, в связи с тем, что транспортные расходы составляют значительную долю от стоимости приобретаемого товара.

В качестве основных критериев при выделении географических границ товарных рынков НСМ применяются следующие факторы (методы):

- наличие разведанных и разработанных месторождений;

- расположение разрабатываемых месторождений по отношению к той или иной группе покупателей (транспортные затраты, включая автомобильный и водный транспорт);

- потенциальная возможность перемещения товара;

- отсутствие ограничений на ввоз и вывоз товара;

- особенности спроса на товар;

- тест «гипотетического монополиста»;

- ценовая политика.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Согласно ч. 5.1 раздела 5 Порядка, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования рынка.

Согласно сведениям, представленным Министерством строительства и архитектуры Архангельской области, Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса  и территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области установлен перечень продавцов (производителей) НСМ и покупателей, осуществляющих деятельность на территории Архангельской области в 2014, 2015 годах.

Покупателями НСМ являются предприятия по производству железобетонных изделий и конструкций, строительные организации и дорожные предприятия, предприятия стекольной промышленности, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, а также население, использующее данные материалы для индивидуального строительства.

 

Перечень продавцов (производителей), осуществляющих деятельность на территории Архангельской области в 2014 и 2015 годах:

1) ООО «Диал-Север»;

2) ООО «ДПМК «Вилегодская»;

3) Мезенская партия ЗАО «Архангельскгеолразведка»;

4) ООО «Онега неруд»;

5) ООО «Мирэкс»;

6) ООО «Булат - СБС»;

7) ОАО «Плесецкое дорожное управление»;

8) ООО «Дмитриевский леспромхоз»;

9) ООО «Октябрьский домостроительный комбинат»;

10) ООО «Устьянский лесоперерабатывающий комбинат»;

11) ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания»;

12) ООО «Кнауф гипс Колпино»;

13) ОАО «Архангельский речной порт»;

14) ОАО «Северное речное пароходство» (Котласский порт);

15) ООО «Орбита сервис».

 

Из представленных в Управление данных следует, что на территории Архангельской области работало 15 производителей (продавцов), осуществляющих свою деятельность в 2014, 2015 годах на территории Архангельской области (без микропредприятий).

5 хозяйствующих субъекта из вышеуказанных выбыли по указанным адресам либо не представили сведения, а именно: ООО «ДПМК «Вилегодская», ООО «Мирэкс», ООО «Булат — СБС», ООО «Октябрьский домостроительный комбинат», ООО «Устьянский лесоперерабатывающий комбинат».

Также в ходе выполнения данного аналитического отчета проанализирована информацию об имеющихся месторождениях полезных ископаемых  (информация представленва в приложении № 1 к аналитическому отчету рынка НСМ).

Также целесообразно представить перечень выданных лицензий на территории Архангельской области (информация представлена в приложении № 2 к аналитическому отчету рынка НСМ).

Порядок лицензирования недропользования на территории Архангельской области установлен областным законом от 22 июня 2005 года № 48-4-03 «О предоставлении недр и пользовании недрами на территории Архангельской области» (далее — областной закон). Областным законом в соответствии с ФЗ «О недрах» определено, что заявитель должен представить доказательства того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ. Кроме того, в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю должны быть соблюдены антимонопольные требования.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4, статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», пунктом 8.1 статьи 1.2 областного закона от 22 июня 2005 года № 48-4-03 «О предоставлении недр и пользовании недрами на территории Архангельской области» Правительством Архангельской области утвержден Порядок добычи на основании утвержденного технического проекта общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации горных отводов и (или) геологических отводов на территории Архангельской области.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынках.

 

Расчет общего объема товарной массы определяется как сумма объемов продаж товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке на территории Архангельской области за вычетом объемов вывоза рассматриваемого товара с определенной территории (установленные географические границы) и с добавлением объемов ввоза рассматриваемого товара на определенную территорию.

Целесообразным является также определение доли хозяйствующих субъектов по запасам сырья. Рассчитывается как отношение запасов определенного вида (песок, щебень и т.п.) одного лица (группы лиц) к общему объему запасов такого же вида, имеющихся на определенной территории, выраженное в процентах.

При определении уровня концентрации товарного рынка используется коэффициент рыночной концентрации CR3 и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Фактически объем продажи товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке на территории Архангельской области за вычетом объемов вывоза рассматриваемого товара с определенной территории  в географических границах Архангельской области за 2014, 2015 годы определить не представляется возможным ввиду отсутствия информации от хозяйствующих субъектов.

Так, практически все хозяйствующие субъекты, работающие на территории Архангельской области в исследуемый период, ссылаются на отсутствие возможности определить объем реализации каждого из вышеуказанных видов строительного материала отдельно в регион регистрации и другие регионы (учет  организациями не велся и не ведется) (например: ОАО «Плесецкое дорожное управление», ООО «Орбита — сервис», ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания», ОАО «Архангельский речной порт», ЗАО «Архангельскгеолразведка», ООО «Диал - север» и др.), направляя данные в Управление с общими объемами реализации (как на территории субъекта, так и в другие регионы обобщенно).

Таким образом, не представляется возможным определить объемы фактической реализации производителями данных нерудных строительных материалов на территории региона и за ее пределы. Статистическая информация от хозяйствующих субъектов об объеме производства и реализации непосредственно НСМ и только в границах Архангельской области отсутствует.

Следовательно, использовать данные сведения для расчета объема реализации нерудных строительных материалов в границах Архангельской области, а также объема реализации нерудных строительных материалов в другие регионы не представляется возможным,  рассчитать доли участников рынка невозможно.

 

Сведения об объеме производства и объеме потребления НСМ для собственных нужд (щебня, ПГС, ОПГС, песка) каждого из хозяйствующих субъектов за 2014 и 2015 годы приведены в таблице (информация представлена в приложении № 3 к аналитическому отчету рынка НСМ; по каждому строительному материалу отдельно).

Сведения о показателях рентабельности, себестоимости продукции и отпускные цены на каждое наименование нерудных строительных материалов приведены в таблице (информация представлена в приложении № 4 к аналитическому отчету рынка НСМ). Стоит пояснить, что все расходы на транспортировку нерудных строительных материалов не включаются в себестоимость добычи НСМ.

Вместе с тем, Архангельское УФАС России направляет в составе отчета результаты теста «гипотетического монополиста» отдельно по каждому опрошенному и представившему информацию хозяйствующему субъекту — наиболее крупному покупателю НСМ в 2014, 2015 гг. (информация представлена в приложении № 5 к аналитическому отчету рынка НСМ). При поступлении информации от иных опрошенных хоз. субъектов она будет незамедлительно направлена в ФАС России. В ходе подготовки данного аналитического отчета полученная информация от хозяйствующих субъектов Управлением проанализирована, обобщена и отражена в разделах VI, VIII,  IХ.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гирмана (HHI) при указанных выше обстоятельствах не рассчитываются.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарные рынки.

 

Качественным показателем, характеризующим структуру товарного рынка, является наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов.

Потенциальными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар (его добывают), но не продают его на территории исследуемого товарного рынка и хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности.

Для входа на данный товарный рынок имеются барьеры, которые ограничивают хозяйствующим субъектам начало деятельности, а именно:

- значительные капитальные затраты или объемы первоначальных инвестиций, которые необходимы для строительства предприятий по производству строительных материалов, используемых для различного строительства, разработку месторождений. Здесь речь идет о целесообразности производства нескольких наименований строительных материалов (по усмотрению производителей и потребностей в нем подрядных организаций) и его дальнейшей реализации подрядным организациям напрямую (без посредников) (сроки окупаемости длительные).

- кроме того, экологические ограничения – условия эксплуатации заводов по производству строительных материалов требуют соблюдения экологической безопасности и природоохранных мероприятий (является важным близость месторождений по добыче НСМ и самих заводов по производству готовой продукции).

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений (т.к. необходима плавучая и береговая перегрузочная техника).

Вместе с тем, барьером входа на рынок нерудных строительных материалов является неразвитая транспортная инфраструктура, что значительно затрудняет разработку новых месторождений, поскольку многие производители строительных материалов занимаются и добычей сырья для их дальнейшего производства. Кроме того, с апреля по май закрываются весенние дороги, используемые для их добычи и доставки до потребителей (покупателей).

 

IХ. Оценка состояния конкуренции  на товарном рынке.

 

Архангельская область обладает значительными подтвержденными запасами и ресурсами строительных материалов (песок, песчано-гравийные материалы, строительный камень и др.). Это обстоятельство, а также наличие отлаженной процедуры предоставления права пользования недрами, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, указывают на отсутствие существенных ограничений (препядствий) для вхождения на рынок потенциальных конкурентов. Одной из основных задач, решение которой направлено на увеличение числа хозяйствующих субъектов, является их информирование по вопросам, связанным с размещением месторождений, их запасами и возможностью вовлечения месторождений в стадию освоения.

Оценить состояние конкуренции на основании показателей товарного рынка и барьеров входа на рынок не представляется возможным из-за отсутствия информации.

В ходе подготовки данного аналитического отчета Архангельским УФАС России были проанализированы нормативно — правовые акты, регулирующие взаимоотношения на данном товарном рынке в соответствующем субъекте Российской Федерации и представлена информация в ФАС России об особенностях и порядке лицензирования на территории подведомственной территориальному органу, включая информацию о предъявляемых к потенциальному недропользователю требований (письмо от 16.06.2016  02-12/2830).

 

Исходя из неофициальных наблюдений за данным товарным рынком нерудных строительных материалов в Архангельской области он характеризуется небольшим количеством завозных строительных материалов различных производителей и большой долей продукции / материалов местных товаропроизводителей.

Архангельское УФАС России предлагает сократить объемы строительных материалов, ввозимых на территорию области из соседних регионов, что безусловно будет способствовать лучшему развитию конкуренции в данной отрасли на территории региона.

 

Вместе с тем, территориальный орган сообщает об отсутствии дел о нарушении антимонопольного законодательства на рынках нерудных строительных материалов за 2013 — 2016 гг.

 

Отчет составил

ведущий специалист - эксперт отдела АМК                                               А.С. Куницын

 

Руководитель Управления                                                                               Д.В. Бугаев