• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению Архангельской области за 2015 год

Аналитический отчет

состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению Архангельской области за 2015 год

 

 

06.04.2016                                                                                                              г. Архангельск

I. Общие положения.

 

Анализ проводится в соответствии с Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015-2016 годы, утвержденным приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/14, согласно требованиям, установленным Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок), а также на основании разработанных ФАС России Методических рекомендаций по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению Архангельской области (далее - Методические рекомендации).

Целью настоящего исследования является установление доминирующего положения теплоснабжающих организаций  (в том числе единой теплоснабжающей организации), теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории Архангельской области.

При проведении анализа данного товарного рынка в качестве исходной информации  использовались сведения:

-  Агентства по тарифам и ценам Архангельской области;

-   Министерства топливно — энергетического комплекса и жилищно — коммунального хозяйства Архангельской области;

- Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области;

- Сведения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке услуг по теплоснабжению Архангельской области.

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов являются данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по теплоснабжению за исследуемый период.

Данный анализ проводится по каждому муниципальному образованию Архангельской области с населением более 100 тыс. жителей и административному центру субъекта Российской Федерации: МО «Город Архангельск» и МО «Северодвинск».

II. Определение временного интервала исследования.

Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции», временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка оказания услуг по теплоснабжению, которые сложились до момента проведения исследования, анализ носит ретроспективный характер.

В соответствии с Методическими рекомендациями, в качестве временного периода исследования рынка принимается 2015 год.

 

 

 

III. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В соответствии с определением, данным в статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электрической энергии, газа, пара и горячей воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно части 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии.

В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является услуга теплоснабжения конечного потребителя, включающая производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Тепловая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на  рассматриваемом рынке Архангельской области отсутствуют.

 

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.

На территории Муниципального образования «Город Архангельск» действует смешанная схема предоставления услуг по теплоснабжению.

Кроме того, необходимо выделить два подвида рынков по теплоснабжению на территории муниципального образования «Город Архангельск»: рынок централизованного отопления и локальные рынки теплоснабжения. Под централизованным отоплением в данном случае понимается потребление теплоносителя с теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) посредством присоединенных сетей. Под локальным рынком понимается потребление теплоносителя с некрупных котельных.

1. На рынке централизованного отопления действуют 2 схемы:

- схема предоставления услуг теплоснабжения с использованием собственных (арендованных) сетей. Данная схема подразумевает отсутствие каких-либо посредников между генерирующей организацией и потребителями тепловой энергии. В данной схеме у генерирующей компании в собственности, аренде или концессии должны находиться как магистральные, так и распределительные тепловые сети.

- схема предоставления услуг по теплоснабжению потребителям, присоединенным опосредованно через сети иного хозяйствующего субъекта. В данном случае генерирующая организация заключает договоры с собственниками или арендаторами участков теплосети на передачу тепловой энергии.

2. На локальных рынках помимо указанных выше схем также применяется схема с участием перепродавца.

На территории МО «Город Северодвинск» отношения между хозяйствующими субъектами схожи с указанными выше.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка.

 

Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций.

Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно — технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и, как правило, требует значительных расходов.

В соответствии с методическими рекомендациями анализ проводится по каждому муниципальному образованию с населением более 100 тысяч жителей и административным центрам субъекта Российской Федерации.

В Архангельской области 2 населенных пункта подпадающих под указанный критерий: Муниципальное образование «Северодвинск» и город Архангельск, который является административным центром Архангельской области.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного анализа географические границы рынков приняты в соответствии с административными границами муниципальных образований.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

Согласно ч. 5.1 раздела 5 Порядка, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования рынка.

Согласно сведениям, представленным Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, Министерством топливно — энергетического комплекса и жилищно — коммунального хозяйства Архангельской области и территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области установлен перечень теплоснабжающих и теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории Архангельской области в 2015 году:

 

Перечень теплоснабжающих организаций, осуществляющих деятельность на территории Архангельской области в 2015 году:

1) ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области;

2) ОАО «Центр судоремонта «Звездочка»;

3) Филиал ОАО «РЭУ «Архангельский»;

4) СМУП «Белое озеро»;

5) ОАО «ПЖРЭП»;

6) ОАО «Рассвет+»;

7) ОАО «ПО «Севмаш»;

8) АО «ГУ ЖКХ»;

9) ОАО «Архангельская областная энергетическая компания»;

10) ОАО «Архангельский лесопильно — деревообрабатывающий комбинат  № 3»;

11) ООО «Тепло — Энергетическое ПАК»;

12) ОАО «РЖД» (Архангельская механизированная дистанция погрузочно — разгрузочных работ);

13) ОАО «РЖД» (Исакогорский территориальный участок);

14) ОАО «Соломбальский лесопильно — деревообрабатывающий комбинат»;

15) ООО «Архангельский ДОК-1»;

16) ОАО «Архбиоэнерго»;

17) ООО «Управляющая компания «Мегаполис»;

18) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области;

19) ООО «Газпром теплоэнерго Архангельск».

 

Перечень теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории Архангельской области в 2015 году:

1) ОАО «Аэропорт «Архангельск»;

2) ООО «Специализированный транспорт»;

3) ООО «Тепловые сети — Северного округа»;

4) ОАО «Архангельская областная энергетическая компания»;

5) ОАО «ЦС «Звездочка»;

6) СМУП ЖКХ «ГОРВИК»;

7) ООО «Реал — сервис».

Из представленных в Управление данных следует, что на территории Архангельской области работало 24 теплоснабжающих и теплосетевых организаций, осуществляющих свою деятельность в 2015 году на территории Архангельской области.

3 хозяйствующих субъекта из вышеуказанных выбыли по указанным адресам либо не представили сведения, а именно: ООО «Специализированный транспорт», ООО «Архангельский ДОК-1», ОАО «Рассвет+».

Сведения о теплоснабжающих и теплосетевых организациях, осуществляющих деятельность на территории Архангельской области в 2015 году представлены в приложении № 1 (по порядку).

Сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих производство тепловой энергии по МО «Город Архангельск» и МО «Северодвинск» за 2015 год представлены в приложении № 2 (по порядку).

Сведения об объемах производства, приобретения, общем количестве реализованной тепловой энергии хозяйствующими субъектами на рынке теплоснабжения по МО «Город Архангельск» и МО «Северодвинск» за 2015 год представлены в приложении № 3 (по порядку).

Сведения о тарифах и их необходимой валовой выручке (НВВ) за отчетный период представлены в приложении № 4 (по порядку).

Сведения об установленной плате за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (с учетом НДС) за 1 Гкал/час подключаемой нагрузки за 2015 год представлены в приложении № 5 (по порядку).

Сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение, более чем 5 % акций (долей) теплоснабжающих организаций их номинальными держателями, в том числе о таких лицах, учрежденных в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие и представление информации о юридическом лице (оффшорные зоны), т.е. сведения о конечных выгодоприобретателях представлены в приложении № 6 (по порядку).

 

 

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынках.

 

Оценка объема товарного рынка осуществляется на основании объема тепловой энергии, реализованной конечным потребителям, выраженного в Гкал.

Объем рынка определяется как сумма объемов реализованной конечным потребителям тепловой энергии хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и (или) реализацию тепловой энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуга по передаче тепловой энергии относится к услугам естественных монополий. Учитывая, что согласно части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии признается доминирующим, расчет объема рынка, долей хозяйствующих субъектов, оценка состояния конкурентной среды на данном рынке не проводится. 

 

Таблица. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке МО «Город Архангельск» (2015 год).

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество тепловой энергии, произведенной хозяйствующим субъектом, Гкал

Количество тепловой энергии, приобретенной хозяйствующим субъектом, Гкал

Количество тепловой энергии, реализованной хозяйствующим субъектом, Гкал

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектом, %

Всего, в т.ч.

потребителям

Населению, организациям, оказывающим услуги по управлению многоквартирными домами

прочим

1

2

3

4

5

6

7

8

1

ГУ ОАО «ТГК-2» по Архангельской области

2596035

318314

2433360

1760976

672384

81,0

2

ОАО «Архангельская областная энергетическая компания»

307537

87501

296967

0

296967

9,9

3

ОАО «РЖД» (Исакогорский территориальный участок)

10274

0

159

0

159

0,05

4

ОАО «Соломбальский лесопильно — деревообрабатывающий комбинат»

25956

0

605

270

335

0,05

5

ОАО «Архбиоэнерго»

12021

0

11781

0

11781

0,4

6

ООО «Управляющая компания «Мегаполис»

1092

0

1092

0

1092

0,05

7

ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области

0

10796

10796

0

0

0,35

8

ООО «Тепло — Энергетическое ПАК»

54676

0

54676

0

54676

1,8

9

ООО «Газпром теплоэнерго Архангельск»

15949

0

14154

0

14154

0,45

10

ОАО «РЭУ «Архангельский»

178725

0

178725

8145

170580

5,9

11

АО «ГУ ЖКХ»

1730

0

1730

112

1618

0,05

* ряд хозяйствующих субъектов не указаны в таблице, поскольку производят и потребляют тепловую энергию в личных целях (для удовлетворения собственных потребностей, а не для реализации).

Таблица 2. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке МО «Город Северодвинск» (2015 год).

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество тепловой энергии, произведенной хозяйствующим субъектом, Гкал

Количество тепловой энергии, приобретенной хозяйствующим субъектом, Гкал

Количество тепловой энергии, реализованной хозяйствующим субъектом, Гкал

Доля рынка, занимаемая хозяйствующим субъектом, %

Всего, в т.ч.

потребителям

Населению, организациям, оказывающим услуги по управлению многоквартирными домами

прочим

1

2

3

4

5

6

7

8

1

ОАО «Центр судоремонта «Звездочка»

133021

172451

239706

0

239706

9,0

2

Филиал ОАО «РЭУ «Архангельский»

14650

0

14650

14650

0

0,6

3

СМУП «Белое озеро»

1080

0

914

339

575

0,1

4

ОАО «ПЖРЭП»

576

0

478

478

0

0,1

5

ОАО «ПО «Севмаш»

0

26535

26535

482

26053

1,0

6

ГУ «ТГК-2» по Архангельской области (г. Северодвинск)

2640459

0

2383520

1068063

1315457

89,0

7

АО «ГУ ЖКХ»

9006

1952

7128

943

6185

0,2

* ряд хозяйствующих субъектов не указаны в таблице, поскольку производят и потребляют тепловую энергию в личных целях (для удовлетворения собственных потребностей, а не для реализации).

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

В МО «Город Архангельск» на данном рынке в 2015 году было задействовано менее 15 участников, в связи с чем определяется коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый для трех крупнейших хозяйствующих субъектов,  действующих  на рынке, а также индекс рыночной концентрации Герфиндаля -Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации и индекс Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году составили: 70% < CR3 = 96,8% <100%; 2000 < HHI = 9370,2 < 10000. Это говорит о том, что рынок имел высокий уровень концентрации, конкуренция не развита.

В МО «Город Северодвинск» на данном рынке в 2015 году было задействовано менее 15 участников, в связи с чем определяется коэффициент рыночной концентрации (CR3), рассчитываемый для трех крупнейших хозяйствующих субъектов,  действующих  на рынке, а также индекс рыночной концентрации Герфиндаля -Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации и индекс Герфиндаля-Гиршмана в 2015 году составили: 70% < CR3 = 99% <100%; 2000 < HHI = 9801 < 10000. Это говорит о том, что рынок имел высокий уровень концентрации, конкуренция не развита.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарные рынки.

 

Качественным показателем, характеризующим структуру товарного рынка, является наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов.

Потенциальными конкурентами могут считаться хозяйствующие субъекты, которые изготовляют данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка и хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности.

К возможным барьерам выхода на рассматриваемый рынок можно отнести:

а) экономические ограничения:

  • необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; ограниченный вид топлива, сложная транспортная доступность;

        б) административные ограничения:

  • ограничение денежных средств на ремонт и содержание оборудования, включаемых в тариф теплоснабжения;
  •  превышение фактической стоимости мазута, над стоимостью заложенной в тариф;
  • затягивание процедуры принятия законодательных актов, в соответствии с которыми должны утверждаться схемы теплоснабжения поселений, городских округов с населением менее 500 тыс. человек для осуществления требований предусмотренных законом № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

 

IХ. Оценка состояния конкуренции  на товарном рынке.

 

Конкуренция на рассматриваемых рынках не развита. Основной причиной сложившейся ситуации является осуществление данного вида деятельности в естественно монопольных условиях.

Вариантами выхода из сложившейся ситуации могут служить следующие действия.

Расширение и модернизация сетей, посредством которых осуществляется услуга теплоснабжения. Организация дополнительных источников теплоносителя (частные котельные).

Кроме того, необходимо рассмотреть возможность внедрения автономных источников теплоэнергии в непосредственной близости к потребителю, с возможностью экономных режимов потребления (локальные системы теплоснабжения на природном газе, инфракрасные обогреватели) и возможностью регулирования мощности теплоизлучения.

Вывод:

Рассматриваемый товарный рынок высококонцентрированный.

Существует достаточное количество барьеров выхода на данный рынок.

Достаточное количество административных барьеров на пути к переводу жилых помещений на автономное теплоснабжение.

Услуга центрального теплоснабжения востребована и не может быть заменена аналогами.

 

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке (Выводы).

 

Анализ составляется в соответствии с настоящими методическими указаниями и прилагаемыми Таблицами.

На рынке теплоснабжения МО «Северодвинск» деятельность осуществляют крупные частные предприятия – ОАО «ЦС «Звездочка» и муниципальные организации. Связано это с несколькими факторами:

- Недавний вывод из статуса закрытого территориального образования, является городом стратегического значения.

В связи с вышеуказнным на рынке отсутствуют мелкие участники, кроме того, организации занимающиеся выработкой теплоэнергии осуществляют поставку потребителям на прямую, на рынке нет перепродавцов. Теплосети и генерирующее оборудование частных организаций принадлежит этим организациям на праве собственности. Сети муниципальных организаций находятся в хозяйственном ведении.

Рынок высококонцентрированный.

На рынке теплоснабжения МО «Город Архангельск» деятельность осуществляют частные предприятия и организации со смешанной формой собственности. Присутствуют некрупные участники, которые осуществляют поставку теплоносителя конечным потребителям небольших поселков, находящихся на островных участках поселения. На рынке достаточное количество перепродавцов.

Рынок высококонцентрированый.

Основным участником вышеуказанных рынков является ОАО «ТГК-2». Основная причина этого в том, что в плановом советском хозяйстве автономное теплоснабжение практически не развивалось, предпочтение отдавалось объектам централизованного отопления, обслуживающим целые города и другие населенные пункты.

 

 

 

Отчет составил

ведущий специалист - эксперт отдела АМК                                               А.С. Куницын

 

 

Руководитель Управления                                                                               Д.В. Бугаев