• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет по анализу товарного рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории МО «Город Архангельск» и МО Северодвинск»

Аналитический отчет

по анализу товарного рынка  услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

на территории МО «Город Архангельск» и МО Северодвинск».

 

 

13.03.2017                                                                                                              г. Архангельск

I. Общие положения.

 

Анализ проводится в соответствии с  приказом ФАС России от 05.12.2016         № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017 - 2018 годы», согласно требованиями, установленными Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок), а также на основании разработанных ФАС России методических рекомендации по проведению анализа рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов»

Анализ осуществляется с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

При проведении анализа данного товарного рынка  в качестве исходной информации  использовались сведения:

- Управления Росприроднадзора по Архангельской области.

- Администрации города Архангельска и администрации МО «Северодвинск».

- Письма хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по сбору и транспортированию ТКО на территории города Архангельска и МО «Северодвинск».

 

II. Определение временного интервала исследования.

 

Согласно ч.9 ст.5 Закона о защите конкуренции, временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с Методическими рекомендациями, в качестве временного периода исследования рынка принимается   2016 год.

 

III. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Законом об отходах твердые коммунальные отходы определены как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При этом сбор отходов представляет собой прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 – для сбора неопасных отходов и 38.12 – для сбору опасных отходов. Далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 – услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и д.р.).

Услуги по транспортированию отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности поименованы как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности деятельность по сбору отходов отнесена к 38 классу услуг, куда входит сбор, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья.

В данном классе в зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов подразделяются на группы: группа 38.11 включает услуги по сбору неопасных отходов, группа 38.12 – услуги по сбору опасных отходов. Также указанные группы включают услуги по перевозке неопасных и опасных отходов соответственно.

Таким образом, согласно указанным классификаторам можно определить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов как самостоятельный вид услуг по обращению с отходов, формирующий рассматриваемый рынок.

При этом необходимо отметить, что данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Таким образом, продуктовые границы определены услугами.

Согласно методическим рекомендациям, в рамках проводимого анализа рассматриваются только услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Исходя из заключенных хозяйствующими субъектами договоров следует, что в МО «Город Архангельск» и МО «Северодвинск» оказываются только услуги сбора и  транспортировки ТКО (предмет договоров: транспортирование отходов, планово-регулярный вывоз ТБО).

Таким образом, для целей данного анализа продуктовые границы определены услугами по сбору и транспортировке твердых коммунальных услуг (далее - ТКО).

Данные услуги не могут быть заменены другими  услугами.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка учитывается характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке или размещению твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуги по транспортировке или размещению твердых коммунальных отходов с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги).

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя учитывается дальность места нахождения объекта размещения отходов.

Принимая во внимание специфику рынка, географические границы рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными). В рамках проведения данного анализа, согласно Методическим рекомендациям, географическими границами рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов принимаются административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей и административных центров субъектов Российской Федерации.

В Архангельской области к городам с населением более 100 тысяч жителей относятся города Архангельск и Северодвинск.

Таким образом, географические границы данного товарного рынка принимаем МО «Город Архангельск» и МО «Северодвинск» .

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

 

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включены хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах МО «Город Архангельск» и МО «Северодвинск» и имеющие лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности.

По данным Управления Росприроднадзора по Архангельской области на территории города Архангельска лицензии на обращение с отходами имеют 20 хозяйствующих субъектов (далее – ХС). По данным Администрации города Архангельска 7 ХС осуществляют деятельность без лицензии. Из общего количества 4 ХС услуги сторонним организациям не оказывают.

Таким образом, количество участников рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных услуг в МО «Город «Архангельск» — 23 (см. таблицу 1) . 

 

На территории МО  «Северодвинск» - 11 ХС имеют лицензии на обращение с отходами.  По данным администрации МО «Северодвинск» 1 ХС осуществляет деятельность без лицензии. Из общего количества 4 ХС услуги сторонним организациям не оказывают.

Таким образом, количество участников рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных услуг в МО «Северодвинск» - 8            (см. таблицу 1). 

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынках.

 

Расчет общего объема рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, определяемых в установленных продуктовых и географических границах, осуществляется на основании объема товара. Количественной характеристикой объема рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных (бытовых) отходов принят общий объем по сбору и транспортированию отходов в натуральных и стоимостных  показателях (см.таблицу  2).

Общий объем рынка услуг по сбору и транспортированию ТКО (см. таблицу №2 ) :

-МО «Город Архангельск» - 147 409,75 тыс. руб.;

- МО «Северодвинск» - 61 175,1 тыс. руб.

 

Примечание: объем товарного рынка в натуральном выражении определить достоверно не представляется возможным, поскольку данные представлены не всеми хозяйствующими субъектами или представлены в несопоставимых единицах (тонны и куб.м.).

 

Расчет долей участников рынка приведен  в таблице № 3.

На товарном рынке услуг по транспортировке ТКО в географических границах города Архангельска доминирующее положение занимает МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» с долей 61,4%; в географических границах МО «Северодвинск» - доли участников рынка не превышают 50%.

 

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Определение коэффициента рыночной концентрации (CR) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гирмана (HHI) производится по услугам сбора и транспортирования отходов .

 

Показатели рыночной концентрации рынка услуг сбору и транспортированию ТКО:

-МО «Город Архангельск» -  CR3 = 77,2; HH1 = 3977,6 ;

- МО «Северодвинск» -  CR3 = 82,3 ; HH1 = 2745,7.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарные рынки.

 

Для рынка сбора и транспортирования ТКО существуют административные барьеры в виде необходимости получения лицензий и исполнения их условий, что предусмотрено Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Также к таким барьерам можно отнести необходимость паспортизации отходов, паспорта отходов заполняются по установленным формам  и регистрируются в соответствии с порядком, принятым в законодательстве по охране окружающей среды. Кроме того, существуют стандарты, определяющие нормативы соблюдения определенных законодательством об отходах качества услуг и технологий при транспортировке ТКО.

Экономические ограничения для рынка сбора и транспортировки ТКО: хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке, имеют преимущества перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями. Однако, такой барьер можно отнести к преодолимым.

Таким образом, по наличию барьеров входа рынки сбора и транспортирования ТКО в МО «Город Архангельск» и МО «Северодвинск» являются доступными.

 

IХ. Оценка состояния конкуренции  на товарном рынке.

 

Учитывая показатели  уровня концентрации товарного рынка, рынки услуг по транспортировке ТКО относятся в МО «Город Архангельск»  и  МО «Северодвинск» к высококонцентрированным.

Принимая во внимание наличие и  преодолимость барьеров входа на товарный рынок, рынок по транспортировке ТКО в МО «Город Архангельск»  и  МО «Северодвинск» можно отнести к рынку с недостаточно развитой конкуренцией.

 

 

Отчет составила

зам.начальника отдела АМКи Р                                                                     Т.А. Спирина

 

 

Руководитель Управления                                                                               Д.В. Бугаев

 

 

 

 

Файлы для скачивания

analiticheskiy_otchet.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.05 МБ
tablicy_123_zapolnennye.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.13 МБ