Аналитический отчет по оценке состояния конкуренции на рынке услуг по убою скота  на территории Архангельской области

Аналитический отчет по оценке состояния конкуренции на рынке услуг по убою скота  на территории Архангельской области

 

 

26.09.2019                                                                                                                г. Архангельск

I Общие положения.

 

Анализ рынка  услуг по убою скота  на территории Архангельской области проводится во исполнение приказа ФАС России от 29.12.2018 № 1929/18 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2019-2020 годы» на основании Методических рекомендаций по обзору состояния конкуренции на рынке услуг по убою скота (далее - Методические рекомендации).

В соответствии со статьей 19 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее – Технический регламент № 880) убой животных должен производиться в специально отведенных для этого местах, где соблюдаются гигиенические и ветеринарно-санитарные требования по содержанию и эксплуатации производственных объектов по производству (изготовлению) мяса и мясной продукции, направленные на обеспечение выпуска безопасной пищевой и непищевой продукции, а также на предупреждение возникновения недопустимого риска и имеются все необходимые условия для проведения полной санитарно-ветеринарной экспертизы с обязательным предубойным и послеубойным осмотром.

Животные, предназначенные для убоя на мясо, называются убойными.

К категории убойных животных от­носятся крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, буйволы, яки, олени, лошади, ослы, мулы, верблюды, кроли­ки. Основны­ми видами убойных животных считаются крупный рогатый скот, свиньи, овцы, кролики.

Убой животных должен производиться с обязательным предубойным и послеубойным осмотром (статья 19 Технического регламента № 880).

Предубойный ветеринарный осмотр животных и ветеринарно-санитарная экспертиза туш и иных продуктов убоя осуществляются в целях определения безопасности в ветеринарно-санитарном отношении туш и иных продуктов убоя, а также в целях экстренного принятия своевременных ветеринарно-санитарных мер по обеспечению защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии с пунктом 49.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы осуществления регионального государственного ветеринарного надзора являются частью полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, предубойный ветеринарный осмотр убойных животных, ветеринарно-санитарная экспертиза, ветеринарное клеймение туш и иных продуктов убоя, полученных от этих животных, шкур, а также выдача и оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется органами ветеринарии субъектов Российской Федерации.

В систему регионального государственного ветеринарного надзора входят органы ветеринарии субъектов Российской Федерации и службы по борьбе с болезнями животных районов и городов.

Органы ветеринарии субъектов Российской Федерации находятся в ведении глав субъектов Российской Федерации.

Правила организации и осуществления регионального государственного ветеринарного надзора на территории субъекта Российской Федерации определяются порядком организации и осуществления регионального государственного ветеринарного надзора, который утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области от 30.08.2011 № 307-пп «О видах государственного контроля (надзора), осуществляемого исполнительными органами государственной власти Архангельской области в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на территории Архангельской области региональный государственный ветеринарный надзор возложен на Инспекцию по ветеринарному надзору Архангельской области.

Региональный государственный ветеринарный надзор осуществляется в соответствии с  постановлением Правительства Архангельской области от 06.12.2017 № 544-пп «Об утверждении Положения о региональном государственном ветеринарном надзоре» (приложение 2), а также в соответствии с Административным регламентом исполнения инспекцией по ветеринарному надзору Архангельской области государственной функции по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора на территории Архангельской области, утвержденным Постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 № 125-пп.

Региональный государственный ветеринарный надзор направлен:

- на исполнение требований Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» и принимаемых в соответствии с ним иных нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в области ветеринарии;

- на выполнение ветеринарных правил и проведение установленных противоэпизоотических и ветеринарно-санитарных мероприятий, а также выполнение мероприятий по ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных и мер по охране территории от завоза и распространения особо опасных и карантинных болезней животных;

- на соблюдение ветеринарных правил при производстве, заготовках, хранении, перевозках, включая экспортно-импортные правила, и реализации продуктов и сырья животного происхождения, а также при предоставлении земельных участков под строительство, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию предприятий по производству и хранению продуктов животноводства;

- на исполнение требований международных договоров Российской Федерации, нормативно-правовых актов Российской Федерации, норм и правил, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов  и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию Архангельской области, хранения, транспортировки и поставок.

Региональный государственный ветеринарный надзор организован посредством проведения плановых и внеплановых, выездных и документарных проверок.

Службы по борьбе с болезнями животных находятся в ведении органов ветеринарии субъектов Российской Федерации.

Органы ветеринарии и/или службы по борьбе с болезнями животных организуют и осуществляют ветеринарно-санитарный надзор при убое животных, выдают в установленном порядке ветеринарные сопроводительные документы, клеймение продуктов убоя животных и т. д.

Выписка из прейскуранта цен ГБУ Архангельской области ССБЖ в районах на оказание платных ветеринарных услуг, которые являются обязательными и необходимыми при осуществлении убоя скота и оформления ветеринарных сопроводительных документов, в государственных бюджетных учреждениях ветеринарии Архангельской области прилагается (приложение 1).

Прием животных на убой осуществляется при наличии ветеринарных сопроводительных документов и возможности идентификации животных.

Соответственно, органы ветеринарии субъектов Российской Федерации и службы  по борьбе с болезнями животных заключают с бойнями договор возмездного оказания ветеринарных услуг и оформления ветеринарных сопроводительных документов.

При проведении анализа данного товарного рынка  в качестве исходной информации  использовались следующие сведения:

- Письмо Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области от 05.09.2019 № 405-01-40/1960 (с приложением);

- Письмо Министерства АПК и торговли Архангельской области от 05.09.2019 № 205-03/4295 (с приложением);

- Письма хозяйствующих субъектов,  осуществляющих услуги по убою скота на территории Архангельской области (с приложением);

II Определение временного интервала исследования.

В соответствии с Методическими рекомендациями, обзор состояния конкуренции на рассматриваемом товарном рынке проводится за период 2017  –  2018 гг.

 

III Определение продуктовых границ товарного рынка.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2 ), утвержденному приказом Росстата от 31.01.2014 № 14-ст (ред. от 10.07.2018), услуги по убою скота классифицируется кодом группировки 10.11 «Переработка и консервирование мяса», включающая «Убой животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях (включая убойные пункты), расфасовку и упаковку мяса (говядины, свинины, баранины, верблюжатины, оленины, крольчатины и т.д.)».

Рассматриваемый вид услуг в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности представляет самостоятельную группировку. Данный вид услуг является однородным по своему функциональному назначению и не имеет заменителей по цели потребления.

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определяются как услуги по убою скота.

В рамках обзора указанного рынка рассматривается убой скота в разрезе следующих сегментов рынка: убой крупного рогатого скота, мелкого рогатого  скота (овцы, козы и другие), свиней, кроли­ков и другие. Такой сегмент рынка, как убой птицы не рассматривается.

 

IV Определение географических границ товарного рынка.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитываются следующие: требования  условий транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности получения ветеринарных сопроводительных документов.

Для сельскохозяйственных предприятий, экономически целесообразно организовать доставку скота до мясокомбинатов, мясохладобойен, убойных пунктов при минимальных транспортных расходах, которые ежегодно увеличиваются в связи с ростом цен на ГСМ, запчасти и т.д. Данное обстоятельство приводит к сужению географических границ рассматриваемого рынка.

Географическими границами рынка услуг по убою скота определяются границы Архангельской области.

 

V Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по убою скота.   Услуги по убою скота оказывают мясокомбинаты, мясохладобойни (включая убойные пункты).

Состав хозяйствующих субъектов определялся в соответствии с реестрами хозяйствующих субъектов, осуществляющих убой скота на территории субъекта Российской Федерации, являющимися приложением к данным методическим рекомендациям.

Указанный реестр получен ФАС России из Россельхознадзора, сформирован на основании данных, представленных органами ветеринарии субъекта Российской Федерации.

Согласно направленному ФАС России Реестру, в Архангельской области действуют 58 хозяйствующих субъектов, осуществляющих убой скота.

По данным Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (письмо от 15.03.2012 №205-03/691 (с приложением))  -  42  хозяйствующих субъекта.

В соответствии с таблицами 1, 2 Методических рекомендаций, у 58 хозяйствующих субъектов была запрошена соответствующая информация. 

Анализ полученной информации показал, что  на территории Архангельской области услуги по убою скота оказывали:  в 2017 году  - КРС  - 8 субъектов;  свиней — 1 субъект; в 2018 — КРС  - 7 субъектов; свиней — 1 субъект.

Группа лиц среди участников данного рынка не выявлена.

Услуги по убою иных видов скота (мелкого рогатого  скота (овцы, козы и другие), кроли­ков и других) в Архангельской области не оказываются.

Остальные хозяйствующие субъекты, сообщили, что производят убой скота для собственных нужд, услуги по убою скота сторонним организациям не оказывают. В этой связи, прейскуранты цен и договоры на оказание услуг по убою скота ими не разрабатываются, соответственно, не представлены. 

Подразделения УФСИН России по Архангельской области (ФКУ  исправительные колонии, исправительные учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности) также сообщили, что производят убой скота для обеспечения сырьем осужденных, отбывающих наказание. Договоры на услуги убоя скота со сторонними лицами не заключаются, прейскуранты цен отсутствуют.

 В таблице 1, 2 (приложение к аналитическому отчету) приведены сведения в разрезе участников данного рынка, представивших информацию об объемах оказанных услуг по убою скота в 2017г. и в 2018 г.

Кроме того, из данных таблиц видно, что хозяйствующие субъекты, указывающие услуги убоя скота сторонним лицам, не производят забой скота, ввезенного из других регионов. Данная информация представлена непосредственно участниками рынка.

Однако, по данным Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области от 05.09.2019 № 405-01-40/1960, количество ввезенного скота для убоя в Архангельскую область из других регионов России составляет: в 2017 году -  КРС — 106 голов, свиней -  734 голов; в 2018 году — КРС — 218 голов, свиней — 527 голов.

 VI Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

При расчете объема товарного рынка использован показатель объема поголовья убоя скота в натуральных единицах (штук, голов), по каждому сегменту рынка: убой крупного рогатого скота, мелкого рогатого  скота (овцы, козы и другие), свиней, кроли­ков и другие.

Общий объем услуг по убою скота в 2017 году составил: КРС — более 300 голов, свиней — более 100 голов; в 2018 году -  КРС — менее 400 голов, свиней — более 50 голов. При этом, доли участников рынка не превышают 50%.

Наиболее крупным из них являются в 2017 г. - КРС  - КФХ Пошневой А.В. (ИП) с долей 33,4%; свиньи — ИП Петин А.А. с долей 100%; в 2018 году — КРС -  КФХ Пошневой А.В. (ИП) с долей 30,1% и СПК «Сельскохозяйственная артель (колхоз) «Ступинское»  с долей — 25,5 %; свиньи — ИП Петин А.А. с долей 100%. Из анализа видно, что их доли в сегменте «КРС» подвержены изменениям. Доли других в этом сегменте — меньше 20%.

Учитывая изложенное, ни одни из хозяйствующих субъектов в Архангельской области  не занимает доминирующего положения на рынке оказания услуг по убою скота в сегменте «крупный рогатый скот», в сегменте «свиньи» - ИП Петин А.А.  является единственным участником рынка и, соответственно, признается доминирующим хозяйствующим субъектом.

Кроме того, из имеющейся информации (таблицы 1, 2) видно, что мощности по убою скота задействованы не полностью. Вместе с тем, Архангельскстат письмом от 28.08.2019 № АС-32-02/375-ТС сообщил, что формирование информации о производственных мощностях организаций (мясокомбинатов, скотоубойных пунктов, убойных площадок, убойных цехов и др.), предназначенных для убоя животных на мясо, Федеральным планом статистических работ, утв. распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 671-р, не предусмотрено.

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий – при 70%<=CR3<=100% или 2000<=HHI<=10000;

- умеренный – при 45%<= CR3<=70% или 1000<= HHI<=2000;

- низкий – при CR3<45% или HHI <1000.

Из таблиц 1, 2 следует:

2017 год — КРС — НН1=2021,88; CR3=69,1;

2017 год - свиньи  — НН1=10 000; CR=10 000;

2018 год — КРС — НН1=2076,82; CR3=74,9;

2018 год - свиньи  — НН1=10 000; CR=10 000;

Учитывая выше изложенное, рынок услуг по убою скота в сегменте «крупный рогатый скот» за 2017 год можно отнести к рынку с умеренным уровнем концентрации, за  2018 году -  с высоким; в сегменте  «свиньи»  за 2017-2018 гг. - с высокий уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

К барьерам входа на товарный рынок относятся: экономические ограничения, административные ограничения, стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов направленная на создание барьеров входа на рынок, наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок и др.

По информации, полученной от хозяйствующих субъектов, последние в качестве экономических ограничений для входа на рынок услуг по убою скота указывают, в первую очередь, на отсутствие эффективной поддержки отрасли, далее - на значительные капитальные вложения и сроки их окупаемости; к административным барьерам относят: ограничения в предоставлении долгосрочных кредитов, технические стандарты и стандарты качества, ветеринарно-санитарные требования,  решения органов власти по по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам, ограничения в виде законодательных актов, определяющих налоговую политику; к организационным — неразвитость рыночной инфраструктуры, емкость рынка.

Вертикально-интегрированные  хозяйствующие субъекты на данном рынке Архангельской области не выявлены.

Ветеринарно-санитарный надзор при убое животных осуществляют службы по борьбе с болезнями животных, организованные в каждом районе Архангельской области, которые на основании договоров возмездного оказания ветеринарных услуг, договоров ветеринарного обслуживания оказывают такие услуги участникам данного рынка (далее — Заказчик).

Из данных договоров следует, что Заказчик (хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по убою скота) принимает и оплачивает услуги  по осуществлению ветеринарного обслуживания и оформлению ветеринарных сопроводительных документов осуществляют. Ветеринарные услуги оказываются согласно принятым Прейскурантам цен, утверждаемым начальниками этих учреждений (приложение 1). Стоимость ветпрепаратов, используемых для лечения больных животных, оплачивается отдельно по утвержденным розничным ценам, действующим на момент их использования, включая стоимость рекомендаций по их применению.

При этом, следует отметить, что жалоб от хозяйствующих субъектов данного рынка по вопросам установления органами ветеринарии Архангельской области завышенной стоимости услуг, установления различных цен, навязывания невыгодных условий договоров за исследуемый период  в Управление не поступало.

Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что с целью предоставления услуг по убою скота участниками рынка (исполнителями) заключаются договоры на оказание услуг по забою. Согласно договору животное доставляется для убоя, подвергшееся предубойному ветеринарно-санитарному осмотру. При этом, получатель услуги в соответствии с этим договором оплачивает исполнителю проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и клеймение.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке, рекомендации

 

Рынок по оказанию услуг по убою скота в Архангельской области в сегменте «Крупный рогатый скот» относится к рынку с умеренно развитой конкуренцией, тип рынка «олигополия»; в сегменте «Свиньи»  - к рынку с неразвитой конкуренцией, тип рынка «монополия».

 

В Архангельской области принята государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2020 годы, утв. Постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп (ред. от 17.01.2017), которая предусматривает предоставление грантов с целью финансового обеспечения затрат, связанных с развитием материально-технической базы, которые  могут быть использованы на приобретение, строительство, ремонт, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке и подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (пп. 1 в ред. постановления Правительства Архангельской области от 26.02.2019 № 99-пп); на приобретение и монтаж оборудования и техники для производственных объектов, предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки, охлаждения, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции.  Грант предоставляется министерством на основе конкурса на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат .

Также Программой предусмотрено  распределение субсидии, в том числе на производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) (тыс. тонн).

В этой связи, в целях внесения изменений в принятые в Архангельской области государственные программы, в качестве предложений по развитию данного рынка может быть рассмотрение вопросов по упрощению процедур получения субсидий и грантов на развитие материально-технической базы, строительство, ремонт, реконструкцию или модернизацию производственных объектов участников рынка на федеральном уровне. 

 

 

 

Отчет составила

зам.начальника отдела АМКи Р                                                                              Спирина Т.А.

 

 

И.о.руководителя Управления                                                                                                     Ю.Г. Цакулов