Признать жалобу ООО "Тензор" по вопросу поставки регистраторов амбулаторных для длительного мониторинга артериального давления необоснованной

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Комиссией Архангельского УФАС России рассмотрена жалоба ООО "Тензор" на действия заказчика – ГБУЗ АО ''Новодвинская центральная городская больница'', Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку регистраторов амбулаторных для длительного мониторинга артериального давления (извещение № 0124200000620007998 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 22.01.2021 № 228.

Уполномоченный орган представил объяснения по жалобе от 25.01.2021 №314-05-56.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

15.12.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000620007998 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку регистраторов амбулаторных для длительного мониторинга артериального давления (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 923 979,98 рублей.

21.12.2020 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе (далее – Изменения).

1. В своей жалобе Заявитель указывает, что в техническое задание документации об аукционе включено требование пункта 1.2.3.4 о плавном спуске давления воздуха в манжете при измерении АД, которому соответствуют исключительно регистраторы «Кардиотехника-07-АД-1» производства ООО «Инкарт», входящие в состав комплекса «Кардиотехника-07», чем искусственно ограничивается конкуренция.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Вместе с тем, ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных ФЗ «О контрактной системе», при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 ФЗ «О контрактной системе»).

Раздел II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка,
и об условиях контракта» документации об аукционе содержит описание объекта закупки, в том числе следующую характеристику: «характер спуска давления при измерении - плавный».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что при установлении требований данной закупки Заказчик руководствовался, в том числе, требованиями профильного стандарта ГОСТ Р 56323-2014 «Изделия медицинские электрические. Системы Холтеровского мониторирования. Технические требования для государственных закупок» (далее - ГОСТ Р 56323-2014), и использовал рекомендованные (допускаемые) данным стандартом значения параметров, где в пункте 6.2.3 «Характеристики канала АД» характер спуска давления при измерении указан плавный или ступенчатый.

При этом, некоторые системы использующие плавный спуск обеспечивают повышенную точность измерения давления.

Кроме этого, в заключении ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова Министерства здравоохранения РФ указано, что именно плавный спуск давления наиболее соответствует· процедуре определения АД по тонам Короткова, установленной Всемирной организацией здравоохранения как «золотой стандарт» измерения АД.

На основании официальных материалов производителей, информационных писем, технической и нормативной документации, следует, что есть как минимум, три производителя, являющихся отдельными юридическими, не аффилированными между собой, лицами - ООО «Инкарт», НАО «Институт кардиологической техники» и ООО «Медиком», которые могут предложить регистратор амбулаторный для длительного мониторинга артериального давления с плавным спуском давления при измерении АД.

В части довода Заявителя об установлении в документации об аукционе требования о наличии плавного спуска давления, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

ГОСТ Р 56323-2014 в пункте 1.3 Приложения Б указывает возможность установления требования: плавный спуск давления. Более того, Заявитель не обосновал, что ступенчатый спуск обеспечивает более высокую точность.

Вместе с этим, в материалы дела представлено заключение Национального медицинского исследовательского центра им. В.А. Алмазова Министерства здравоохранения РФ, из которого следует, что ступенчатый спуск давления обладает рядом недостатков, которых лишен плавный спуск давления: «как правило, системы с плавным спуском имеют меньшую погрешность, чем системы со ступенчатым спуском, что обеспечивает большую достоверность определения САД и ДАД. Отсутствие переключений (щелчков) клапана обеспечивает комфортный режим прослушивания врачом. Именно плавный спуск давления наиболее соответствует процедуре определения АД по тонам Короткова. В системах холтеровского мониторирования и суточного мониторирования АД предпочтителен плавный спуск».

К недостаткам ступенчатого способа относится необходимость для врача для каждого пациента подбирать оптимальную величину ступеньки спуска давления. Большая ступенька (быстрый спуск) увеличивает погрешность измерения (уменьшает точность), маленькая – затягивает время измерения. Увеличение времени измерения увеличивает количество бракованных измерений, доставляет дискомфорт пациенту и создает риск травмирования руки.

Кроме этого, Заявитель указывает, что Комплекс «Медиком-комби», производства ООО «Медиком» не соответствует требованиям технического задания, поскольку в технической документации и в Приложении к приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.06.2020 №1127 «Описание типа средства измерения» «Комплексы суточного мониторирования ЭКГ и АД «Медиком-комби» (далее - ОТСИ) отсутствует указание на характер спуска давления, и время работы регистратора составляет 24 часа (пункт 1.2.2 Технического задания документации об аукционе).

Однако, ОТСИ содержит в себе основные метрологические характеристики. Поскольку характер спуска давления такой характеристикой не является, то информация о данной характеристике не должна содержаться в данном документе.

Заявитель указывает, что в технических условиях ТУ 9441-003-35487493-2004 «Кардиотехника-04» (далее - ТУ) и Руководстве по эксплуатации Комплекса «Медиком-комби» (далее - РЭ) отсутствует указание на плавный спуск давления.

Однако, в этих документах не говорится и про ступенчатый характер спуска.

Таким образом, предъявленные документы (ТУ и РЭ) не опровергают возможность плавного спуска давления, так же как и возможность двух альтернативных методов (по выбору) спуска давления.

В пункте «Назначение средства измерений» ОТСИ, представленного Заявителем в приложениях к жалобе, указано «Комплексы суточного мониторирования ЭКГ и АД «Медиком-комби»…предназначены для длительного (не менее 24 часов) мониторирования, измерения, регистрации и обработки электрокардиограммы (ЭКГ), артериального давления (АД)…».

В пункте «Описания средства измерений» вышеуказанного ОТСИ отмечено, что «Преобразованный в цифровую форму ЭКС (электрокардиосигнал) записывается в память регистратора в течение длительного времени (до 7 суток)», что подтверждает соответствие оборудования «Медиком-комби» требованиям пункта 1.2.2 Технического задания документации об аукционе.

Также Заявитель утверждает, что оборудование - Комплекс Кардиотехника-04, продукции производителя НАО «Институт» кардиологический техники» не может быть поставлена по данному аукциону, поскольку не имеет функции выделения импульсов искусственного водителя ритма, то есть не соответствуют пунктам 1.2.4.9 и 1.2.4.10 Технического задания документации об аукционе и с 2015 года отсутствует на рынке.

Однако, в материалы дела Заказчиком представлен протокол технических испытаний №02081-11-СИЦ от 12.08.2011, где в пункте 7 подтверждается способность Комплекса Кардиотехника-04 выделять и регистрировать импульсы искусственного водителя ритма (ИВР) с частотой не менее 20 000 Гц, что полностью соответствует пунктам 1.2.4.9, 1.2.4.10 таблицы технического задания документации об аукционе.

Присутствие после 2015 года на рынке Комплекса «Кардиотехника-04» подтверждается представленными Заказчиком в материалы дела товарными накладными за 2018 год, из которых следует, что оборудование Кардиотехника 04 поставляется производителем указанного оборудования.

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав представителя Заказчика и представителя Заявителя, пришла к следующим выводам.

Документация об аукционе не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

Кроме того, включение в техническое задание требований к закупаемому товару о наличии вышеуказанной спорной характеристики в соответствии с потребностью Заказчика, не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.01.2021 на участие в закупке было подано четыре заявки, из которых следует, что участниками предложен товар «Кардиотехника-07», производства ООО «Инкарт», Комплекс «Медиком-комби», производства ООО «Медиком».

Исходя из материалов дела, на рынке РФ имеется не менее 3 (трех) производителей медицинского оборудования, которые соответствуют данному техническому заданию: «Кардиотехника-07», производства ООО «Инкарт», Комплекс «Медиком-комби», производства ООО «Медиком» и Комплекс «Кардиотехника-04» производства НАО «Институт кардиологической техники».

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

2. По мнению Заявителя, следующие пункты таблицы технического задания документации об аукционе противоречат ФЗ «О контрактной системе»:

1.2.3.6

Режим суточного мониторирования АД с полной записью одного отведения ЭКГ с использованием трехэлектродного кабеля пациента

Наличие

1.2.4.

Количество каналов измерения и регистрации электрокардиограммы, шт.

Не менее 1

1.2.6.2

Аксессуары:

 

 

Количество отведений кабеля, шт.

Не менее 1

 

Количество электродов кабеля, шт.

Не менее 3

в связи с тем, что такие характеристики имеют только регистраторы АД «Кардиотехника-07-АД-1», что ограничивает конкуренцию.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки является поставка регистраторов амбулаторных для длительного мониторинга артериального давления. Из предмета закупки следует, что основной функцией товара является длительная (суточная и более) регистрация артериального давления (далее - АД). Регистрация ЭКГ является вспомогательной полезной функцией, которая повышает качество и достоверность измерения АД. Канал ЭКГ существенно снижает количество бракованных измерений, особенно у пациентов с нарушениями сердечного ритма, которых достаточно много среди гипертоников. Для достижения этой цели достаточно регистрировать одно отведение ЭКГ с использованием самого простого и дешевого кабеля с тремя ЭКГ- электродами.

Данное оборудование не предназначено для полноценного исследования ЭКГ с целью определения аритмий, нарушений сердечного ритма и других сердечных патологий, для чего используются «комбинированные» регистраторы ЭКГ и АД. Для такой диагностики ЭКГ используются кабели с семью или десятью электродами, что в несколько раз увеличивает количество расходных материалов, а также повышает неудобство пациента.

С целью расширения конкуренции, в пункте 1.2.4 таблицы технического задания документации об аукционе Заказчик установил возможность поставки регистраторов и с большим максимальным количеством отведений.

Многие представленные на рынке регистраторы АД и комбинированные регистраторы способны осуществлять регистрацию ЭКГ в различных режимах в зависимости от типа подключенного кабеля.

В соответствии с потребностью выполнения суточного мониторирования АД (далее -СМАД) Заказчик установил требование наличия экономичного режима СМАД с полной записью 1 отведения ЭКГ с использованием 3-х электродного кабеля, что достаточно для выполнения СМАД. При этом достигается существенная экономия ЭКГ электродов – нужно три вместо десяти.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По своей сути любой «комбинированный» регистратор амбулаторный для длительного мониторинга АД может работать в режиме суточного мониторирования АД с полной записью одного отведения ЭКГ с использованием трехэлектродного кабеля пациента.

Так, например, согласно таблице 1 ОТСИ регистраторы КР-03, КР-04, КР-05, КР-06 Комплекса «Медиком-комби» способны регистрировать ЭКГ по 1-3-м (одному-трем), по 1-12-ти (одному-двенадцати) отведениям в зависимости от кабеля.

Кроме этого, в пункте 1.1 таблицы Приложения Б1 ГОСТ Р 56323-2014 дана возможность указывать количество каналов (отведений) ЭКГ от одного до двенадцати.

В связи с тем, что регистрация ЭКГ не является основной функцией, а основной задачей является измерение АД отсутствует необходимость приобретать медицинское изделие с большим количеством отведений ЭКГ. Такое медицинское оборудование будет дороже, как в приобретении, так и в эксплуатации.

Так, например, на каждого пациента вместо трех электродов придется расходовать семь или десять электродов.

Вместе с этим, пациентам будет доставлено дополнительное неудобство поскольку электроды прикрепляются на тело и находятся на нем в течении длительного времени (не менее 24 часов).

Таким образом, кабель для подключения одноразовых ЭКГ- электродов в одно отведение 3-х электродный, является технически и методически корректным и обеспечивает достоверный и стабильный режим СМАД с одновременной экономией ЭКГ электродов.

Довод Заявителя о том, что лишь медицинское изделие одного производителя Комплекса «Кардиотехника-07» отвечает вышеуказанным характеристикам недостоверен в связи с тем, что при анализе первых частей заявок четырех участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России выявлено следующее.

Участником с номером заявки 20 предложен комплекс для мониторирования ЭКГ (по Холтеру) и АД «Кардиотехника-07» с характеристиками:

1.2.3.6

Режим суточного мониторирования АД с полной записью одного отведения ЭКГ с использованием трехэлектродного кабеля пациента

Наличие

1.2.4.

Количество каналов измерения и регистрации электрокардиограммы, шт.

1

1.2.6.2

Аксессуары:

 

 

Количество отведений кабеля, шт.

1

 

Количество электродов кабеля, шт.

3

Участником с номером заявки 23 предложен регистратор амбулаторный для длительного мониторинга АД Регистратор носимый «Кардиотехника-07-АД-1» с характеристиками:

1.2.3.6

Режим суточного мониторирования АД с полной записью одного отведения ЭКГ с использованием трехэлектродного кабеля пациента

Наличие

1.2.4.

Количество каналов измерения и регистрации электрокардиограммы, шт.

1

1.2.6.2

Аксессуары:

 

 

Количество отведений кабеля, шт.

1

 

Количество электродов кабеля, шт.

3

Участником с номером заявки 55 предложен комплекс суточного мониторирования ЭКГ и АД «Медиком-комби» с характеристиками:

1.2.3.6

Режим суточного мониторирования АД с полной записью одного отведения ЭКГ с использованием трехэлектродного кабеля пациента

Наличие

1.2.4.

Количество каналов измерения и регистрации электрокардиограммы, шт.

3

1.2.6.2

Аксессуары:

 

 

Количество отведений кабеля, шт.

3

 

Количество электродов кабеля, шт.

7

Участником с номером заявки 72 предложен комплекс суточного мониторирования ЭКГ и АД «Медиком-комби» с характеристиками:

1.2.3.6

Режим суточного мониторирования АД с полной записью одного отведения ЭКГ с использованием трехэлектродного кабеля пациента

Наличие

1.2.4.

Количество каналов измерения и регистрации электрокардиограммы, шт.

3

1.2.6.2

Аксессуары:

 

 

Количество отведений кабеля, шт.

3

 

Количество электродов кабеля, шт.

7

Следовательно, при формировании описания объекта закупки и обосновании начальной (максимальной) цены контракта на поставку регистраторов амбулаторных для длительного мониторинга артериального давления Заказчик, будучи участником гражданских правоотношений, добросовестно исходил из наличия на момент проведения закупки на рынке предложений о поставке оборудования (различных моделей) как минимум двух производителей, характеристики которого соответствуют описанию объекта закупки.

Комиссия Архангельского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушения требований ФЗ «О контрактной системе», факт ограничения количества участников закупки не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок, решила

1. Признать жалобу ООО "Тензор" необоснованной.


Пресс-служба Архангельского УФАС России

http://ufas-29.livejournal.com/

https://vk.com/public108957914