Реклама компании «МегаФон» признана ненадлежащей

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела дело, возбужденное в отношении ПАО «МегаФон» по признакам нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

С электронного ящика megafon@info.megafon.ru на адрес электронной почты заявителя поступали письма, содержащие рекламу компании «МегаФон» и ее услуг.
При этом заявитель сообщил, что он не является клиентом ПАО «МегаФон», личного кабинета и мобильного номера, принадлежащего ПАО «МегаФон» не имеет, в интернет-магазине Мегафона или сервисах ПАО «МегаФон» не регистрировался и не давал своего согласия на получение рекламных сообщений на свой адрес электронной почты.

Комиссия Архангельского УФАС России в ходе рассмотрения материалов дела установила, что на электронный адрес заявителя действительно рассылались рекламные сообщения с предложением оказываемых ПАО «МегаФон» услуг (пользование личным кабинетом и мобильным приложением МегаФон) и предложением покупки смартфонов определенных моделей.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако, Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В рассматриваемом случае под абонентом надлежит понимать гражданина, сообщившего антимонопольному органу о том, что он не давал согласия на получение рекламных сообщений на его адрес электронной почты и этот адрес указывался единожды, исключительно в целях получения детализации оказанных услуг связи от оператора сотовой связи ПАО «МегаФон». Поскольку от рекламораспространителя — ПАО «МегаФон» в адрес антимонопольного органа не поступало доказательств получения от абонента — подателя жалобы предварительного согласия на распространение рассматриваемой рекламы, следует признать, что в данном случае согласие абонента на получение рекламы отсутствует.

Вместе с тем, по мнению Архангельского УФАС России, указание абонентом (в данном случае заявителем) в строке запроса о детализации оказанных услуг связи адреса электронной почты не является для оператора связи основанием направлять абоненту на данный электронный адрес рекламных сообщений.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

Комиссия Архангельского УФАС России признала ненадлежащей рекламу компании «МегаФон» и оказываемых ею услугах (пользование личным кабинетом и мобильным приложением МегаФон, предложение покупки смартфонов определенных моделей), распространяемую на адрес электронной почты заявителя с электронного адреса megafon@info.megafon.ru, поскольку такая реклама нарушила требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

На основании этого принято решение о необходимости выдачи ПАО «МегаФон» предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Кроме того, материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях*.

*Статья 14.3 КоАП РФ - Нарушение законодательства о рекламе.
Частью первой статьи установлено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.