Сообщение об открытии нового офиса обернется для Россельхозбанка наложением штрафа

Комиссия Архангельского УФАС России расмотрела дело, возбужденное в отношении Акционерного общества "Российский сельскохозяйственный банк" (АО "Россельхозбанк") по признакам нарушения требований части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

Согласно обращению, на абонентский номер заявителя поступил звонок следующего содержания:
«- Алло.
- Алло, <..>?
- Да.
- Добрый день, меня зовут <...>, Россельхозбанк. Вам удобно говорить? Пару минут.
- Россельхозбанк?
- Да.
- У меня нет счетов в Россельхозбанке.
- Видимо, ранее… Мы хотели сообщить, что открылся новый офис в Архангельске – Троицкий, 67.
- Это рекламный звонок?
- Ну да, как обычно…. по рефинансированию….
- То есть, Вы рекламируете свой банк путем звонка мне?
- Нет, у нас есть определенная база клиентская… на получение наличных…
- Я делал заявление разве Вам?
- Нет. Это предложение на получение наличных.
- Вы в курсе, что Вы нарушаете закон о рекламе сейчас?
- Нет, не в курсе.
- Ясно. Ну вот, я Вам скажу, что выполнение Вашей работы это незаконно сейчас.
- … закончим разговор тогда…
- … спасибо.
- Всего хорошего, извините, до свиданья.». 

По мнению заявителя, указанный звонок является рекламой, согласие на получение которой он не давал.

В ходе рассмотрения дела Комиссия Архангельского УФАС России установила, что такой звонок действительно поступил на абонентский номер заявителя, данный факт также подтверждается информацией, предоставленной АО "Россельхозбанк".

Кроме того, общество сообщило, что заявитель не является клиентом АО "Россельхозбанк", письменное согласие данного гражданина на "направление на его абонентский номер рекламы" в Банке отсуствует. При этом в АО "Россельхозбанк" посчитали, что сообщение об открытии нового офиса не является рекламой 

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации. 
Согласно Международному кодексу рекламной практики под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем. 

Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.
Рассматриваемая информация распространена посредством подвижной радиотелефонной связи путем телефонного звонка, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования — банку «Россельхозбанк» и новому офису банка по адресу: г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 67, формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования и его продвижение на рынке, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе.

 

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако, Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

В рассматриваемом случае под абонентом надлежит понимать гражданина, который сообщил антимонопольному органу о том, что он не давал согласия на получение рекламных звонков на свой абонентский номер от банка «Россельхозбанк». Поскольку от рекламораспространителя — АО «Россельхозбанк» в адрес антимонопольного органа не поступало доказательств получения от абонента предварительного согласия на распространение рассматриваемой рекламы, следует признать, что в данном случае согласие абонента на получение рекламы отсутствует.

Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы.

Комиссия Архангельского УФАС России признала ненадлежащей рекламу об открытии нового офиса банка «Россельхозбанк» по адресу: пр. Троицкий, д. 67 в г. Архангельске, переданную посредством телефонного звонка с телефонного номера, принадлежащего компании, на абонентский номер заявителя без его согласия, поскольку такая реклама нарушила требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

На основании этого принято решение о необходимости выдачи АО "Россельхозбанк" предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения Закона о рекламе.

Кроме того, материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях*.

*Статья 14.3 КоАП РФ - Нарушение законодательства о рекламе.
Частью первой статьи установлено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Пресс-служба Архангельского УФАС России.

Наша страничка в социальной сети "Вконтакте"