Многострадальной школе № 4 придется и дальше стоять в руинах по вине государственного заказчика

23 декабря 2009 г. Архангельское УФАС рассмотрело уникальное дело. В антимонопольный орган поступили сразу две жалобы от компаний «Рикс-стройинж» и «Модуль-Р» на действия единой комиссии, созданной департаментом по конкурентной политике Архангельской области при проведении конкурса на право заключения госконтракта на выполнение работ по реставрации школы № 4 в г. Архангельске и создание «Университетской Ломоносовской гимназии». Неординарность дела заключалась в том, что торги обжаловали оба участника – и проигравшая сторона, и победитель конкурса. На вопрос членов комиссии, с какой целью подана жалоба, победитель ответить не смог, продолжая настаивать на своих требованиях. 

Отметим, что заказчиком в данном случае выступило Управление по ремонту объектов, находящихся в государственной собственности Архангельской области, и сохранению объектов культурного наследия, начальная цена контракта превысила 201 миллион рублей, а желание участвовать в торгах изъявили только две фирмы (податели жалоб).

По мнению ООО «Рикс-стройинж», комиссия уполномоченного органа неправомерно допустила к участию в торгах ООО «Модуль-Р» и неверно выставила баллы ООО «Рикс-стройинж» по такому критерию оценки, как наличие квалифицированных специалистов.

В свою очередь, ООО «Модуль-Р» (победитель торгов) посчитало действия комиссии неправомерными в части допуска к участию в конкурсе ООО «Рикс-стройинж», поскольку в составе заявки этого участника размещения заказа не были указаны сведения о квалифицированных специалистах, не приложены копии документов, подтверждающих квалификацию работников, и некорректно указан срок выполнения работ.

При рассмотрении материалов выяснились интересные факты: столь «аппетитный» контракт на 201 миллион рублей разыгрывался всего между двумя фирмами, поскольку другие подрядчики не смогли принять участия в торгах из-за требований заказчика, установившего слишком большие обеспечительные взносы, гарантирующие исполнение контракта

В ходе трехчасового разбирательства дела по существу выяснилось, что техническое задание заказчика включило в себя 364 вида работ, основная доля которых приходится как на реставрационные, так и на строительные работы.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона», строительные работы включены в данный перечень.

В то же время, в соответствии с законодательством о госзакупках, размещение заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд, которые производятся, не по конкретным заявкам заказчика, для которых есть функционирующий рынок, и сравнивать которые можно только по их ценам, - осуществляется путем проведения аукциона. Перечни работ,  размещение заказов на выполнение которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае если работы включены в указанные перечни, размещение заказов на выполнение таких работ для государственных или муниципальных нужд, путем проведения конкурса, не допускается.

Таким образом, заказчик изначально объединил в один заказ совершенно разные виды работ, которые в соответствии с действующим законодательством, во-первых, должны выноситься не на конкурс, а на аукцион, а во-вторых, никак не могут быть объединены в один лот. Что заставило государственного заказчика проигнорировать требования закона – неизвестно.

Комиссия Архангельского УФАС России признала заказчика нарушившим нормы ФЗ «О размещении заказов» в части неверного выбора способа размещения заказа. Заказчику и уполномоченному органу выдано предписание об аннулировании торгов до 30 декабря 2009 г.

В случае наличия потребности в работах, заявленных в предмете торгов, Управлению по ремонту объектов, находящихся в государственной собственности Архангельской области, и сохранению объектов культурного наследия придется разместить заказ заново, но уже тем способом, который соответствует действующему законодательству. Материалы дела переданы должностному лицу антимонопольного управления для принятия решения о возбуждении административного производства. 

Теперь по решению УФАС, заказ должен быть размещен в соответствии с законом, а значит, большой, но недоступный архангельским строителям проект, будет разделен на несколько лотов аукциона, «входной билет» на которые будет стоить участникам размещения заказа гораздо дешевле. Обеспечит ли заказчик здоровую конкуренцию в следующий раз – покажет время.