5 февраля в газете "АРХАНГЕЛЬСК" опубликовано интервью с и.о. руководителя Архангельского УФАС Константином Алешиным

Недавно назначенный и.о. руководителя управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Константин Алешин до этого десять лет работал адвокатом в Санкт-Петербурге. Согласитесь, нестандартный поворот событий – из «свободной» профессии в чиновники. С вопроса, как такое случилось, и начался наш разговор с Константином Николаевичем.

 - Госслужба для меня не новая сфера. До адвокатуры я два года работал следователем прокуратуры. Ушел, потому что решил всерьез заняться наукой, преподавать. Совмещать учебу в аспирантуре и работу следователя невозможно. Адвокатура для юриста в этом смысле лучший выход.
Но все эти годы я не был далек от той сферы, которой сейчас занимаюсь, поскольку адвокатская практика заключалась в защите прав предпринимателей, я также сотрудничал с общероссийской организацией «Опора России».
Успешно защитил диссертацию, преподавал. Но душа все равно лежала к государственной службе. Поэтому когда от руководства Федеральной антимонопольной службы поступило предложение о работе, согласился, не раздумывая. Кроме всего прочего я понял, что в антимонопольной службе буду делать те же общественно полезные вещи, только в интересах большего круга лиц. И имея на то больше полномочий - позиции службы в последние годы значительно усилены законодательно.
 
- Раньше со стороны УФАС нередко звучало, что штат управления очень маленький, сил на то, чтобы глубоко «копать», не хватает. Насколько понимаю, в штате все те же 32 единицы, сколько полномочий не добавляй, ваши сотрудники явно не будут со всем справляться…
- Многое зависит от качества подготовки специалистов. У нас хороший коллектив, я даже не ожидал, честно скажу. Эти 32 смогут больше, чем 64 других.
Было бы еще больше пользы, если бы граждане четко понимали, чем мы занимаемся. В УФАС сейчас пишут все, начиная от бабушек, у которых отключили отопление. Люди воспринимают нас как орган, в который они обратились и все, им автоматически помогут. А мы не занимаемся решением бытовых вопросов конкретного человека, мы можем рассматривать вопрос с отключением отопления только с точки зрения: а не злоупотребил ли при этом поставщик теплоэнергии своим доминирующим положением на рынке?
 
- Но как простым гражданам разобраться, куда правильнее жаловаться?
- Надо читать законы. А какие еще, по-вашему, есть варианты? Коротко могу сказать, что у нас пять основных направлений работы: контроль за антимонопольным законодательством (в первую очередь это 135-й федеральный закон «О защите конкуренции»), контроль за размещением государственных и муниципальных заказов, контроль органов власти (чтобы принимаемые ими акты соответствовали нормам антимонопольного законодательства), контроль за исполнением рекламного законодательства, контроль за деятельностью естественных монополий. Другими словами – антимонопольная служба следит за положением хозяйствующих субъектов на рынке. Конечно, это не может не касаться и простых граждан, но чаще всего косвенно.
 
- Со стороны кажется, что чаще всего вы не сами выявляете нарушения, а идете по следам жалоб…
- Не соглашусь с вами. Все зависит от сферы деятельности. В сфере контроля за размещением госзаказов, естественно, больше рассматриваются жалобы пострадавших или тех, кто считает себя таковыми. В сфере рекламы картина уже иная. Но вообще чаще всего бывает так: в ходе проверки по обращениям граждан или организаций выявляются новые факты, и проверка уже идет совсем в другом русле, а дело, тем более вынесенное по нему решение, иногда совсем не о том, на что поступила жалоба.   
 
- Константин Николаевич, а как вы относитесь к аукционам, торгам? В народе бытует мнение, что это относительно законный способ отдать победу тому, кто должен победить...
- Есть такое расхожее мнение, далекое от истины. 94-й федеральный закон, который ввел требование о проведении конкурсов, аукционов, прописан сложно для восприятия. Без специальной подготовки трудно не то, что правильно составить конкурсную заявку, а даже просто понять, что написано в законе. Однако это все-таки лучшее, что у нас есть для борьбы с коррупцией.
 
- Даже так!
- Ну а как, если раньше чиновник мог закупить что-то у своего поставщика, поделив с ним выгоды от этой покупки, теперь он вынужден идти на публичную процедуру.
 
- Да он все равно у своего закупит…
- Не всегда. А если и так, то не надо забывать, что немаленький процент торгов, не только по этой причине, аннулируется, выносятся предписания об устранении нарушений, виновные привлекаются к административной ответственности. Штрафы сейчас серьезные. Если уголовное законодательство гуманизируется, то антимонопольное, наоборот, ужесточается
Кроме того, процесс открытости идет по нарастающей: в этом году должны перейти на электронную систему торгов, где поставщик вообще будет неизвестен заказчику. На электронной площадке будут только наборы цифр и цифровые подписи. Материализуются они только после подведения итогов аукциона.    
 
- А к уголовной ответственности нарушители когда будут привлекаться? Насколько понимаю, прецедентов, во всяком случае, в Архангельской области нет.
- Процент уголовных дел в целом по России ничтожно мал. Но это не значит, что их и дальше не будет. Вот как раз сейчас мы пытаемся наработать первичный материал для дальнейшей передачи его в правоохранительные органы: в конце прошлого года нашей службой были возбуждены дела (пока, конечно, не уголовные) по сговорам на торгах. Впервые мы пытаемся доказать факт того, что многие хозяйствующие субъекты договариваются между собой: ты выигрываешь на аукционе, а я буду изображать из себя конкурента за небольшие отступные… 
Должен еще сказать, что в октябре 2009 года введена в действие новая редакция статьи 178 Уголовного кодекса, предусматривающая ужесточение наказания за нарушения антимонопольного законодательства.
 
- А в какой сфере все же больше всего нарушений?
- Я бы поставил вопрос так: какой отдел УФАС больше всего загружен? Отдел контроля размещения госзаказа. Самое большое количество обращений и самое большое количество вынесенных решений и предписаний. И так везде по России, Архангельская область ничем не отличается от других. И это не потому, что много нарушают. Как я уже сказал, 94-й закон сам по себе сложный, его легко нарушить и непреднамеренно. Кроме того, участвуют в аукционах, конкурсах довольно серьезные фирмы, и если они видят хоть малейшее нарушение своих прав, тут же жалуются. Для некоторых госзаказ, особенно в кризис, – это вообще вопрос выживания. Даже если цены на грани рентабельности, все равно идут и спорят. Я часто задаю на комиссиях вопрос: если контракт этот вам невыгоден, что вы за него бьетесь? А мне говорят: чтоб людей занять. 
 
- В суде часто оспариваются решения вашей службы?
- Да практически все наши решения проходят через суды. Не могу сказать, что мы всегда правы, многое зависит от сложности дела, от сферы: в области антимонопольного контроля процент проигранных нами дел выше, чем в области контроля за размещением госзаказа или в сфере рекламы.
 
- В сферах, за которыми надзирает антимонопольная служба, крутятся такие деньги, что невольно задумываешься о чистоте ваших рядов…
- Я бы не сказал, что должности у нас априори коррупционные. Служба организована так, что решения по делам о нарушении законодательства принимаются комиссионно. Принять первичное решение об отказе в возбуждении дела сотрудник может единолично, но его решение сначала проверит начальник отдела, а потом я. Но у меня внутренняя презумпция доверия к своим сотрудникам, иначе сложно работать.
 
- Но ведь могут не ходить к какому-нибудь Ивану Ивановичу, а прийти сразу к Константину Николаевичу…
- И меня проконтролируют. Я же сказал, что практически все наши решения проходят через фильтр судебных разбирательств. Поэтому в своей работе мы максимально прозрачны.
 
- Константин Николаевич, между Федеральной антимонопольной службой и Правительством Архангельской области недавно подписано соглашение о сотрудничестве. Не совсем понятно, зачем это вашей службе?  
- Нельзя занимать позицию: мы надзираем, значит, нам никто не нужен. Эта позиция неконструктивная. Налаживание взаимодействия с региональными властями – часть политики ФАС. Мы ведь часто занимаемся общими проблемами, и здесь немаловажно оперативно обмениваться информацией, проводить какие-то совместные мероприятия. Вот сегодня по приглашению Правительства Архангельской области я присутствовал на заседании общественного совета по малому и среднему предпринимательству, который проходил в Северодвинске. Состоявшийся разговор был очень для меня полезен – в плане общего понимания ситуации на рынке.
 
Елена НЕСМАЧНАЯ