Конкуренция вышла на маршрут

Вслед за отменой Положения о проведении конкурса на оказание услуг по перевозке пассажиров в г. Архангельске, 15 апреля 2010 года Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобы индивидуальных предпринимателей на аналогичные действия Администрации МО «Северодвинск».

Конкурсной документацией были установлены такие критерии оценки заявок участников размещения заказа, которые, по мнению Комиссии, нарушают антимонопольное законодательство и ограничивают конкуренцию.

Так, оценивался опыт обслуживания перевозчиком городских автобусных маршрутов общего пользования (чем продолжительнее по времени, тем больше баллов). При этом авторы конкурсной документации не смогли объяснить, чем перевозчик, отработавший на маршруте 1 год, хуже, чем тот, который отработал 3 года и более.

Перевозчик, имеющий на территории Северодвинска собственную базу для хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, получал гораздо больше баллов, чем участник,  владеющий такой базой на правах аренды.

Значительные дополнительные баллы начислялись за наличие у перевозчика сертификата соответствия на работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, при этом, указанная сертификация является добровольной. То есть, получив сертификаты на ремонт, например, мопедов или другой, непригодной для обслуживания пассажирских перевозок техники, перевозчик искусственно повышал свои шансы на победу в конкурсе.

Одним из наиболее спорных критериев явилось значительное бальное вознаграждение за проведение предрейсового медосмотра водителей медицинским работником, находящимся в штате перевозчика, по сравнению с той же услугой, осуществляемой  медработником сторонней организации.

Кроме того, комиссия рассмотрела на соответствие антимонопольному законодательству также и критерий о наличии у перевозчика на территории города не менее пяти собственных пунктов распространения проездных билетов.     Представители Администрации МО «Северодвинск» не смогли объяснить, почему за собственную сеть из пяти пунктов распространения перевозчик получит больше баллов, чем за более развитую сеть, но не принадлежащую перевозчику.

Антимонопольное ведомство отмечает, что включение данных критериев в конкурсную документацию не направлено на развитие конкуренции перевозчиков и может привести к монополизации несколькими наиболее крупными и обладающими большим экономическим потенциалом участниками рынка услуг по перевозке пассажиров в городе.
 
Комиссия антимонопольного органа приняла решение о признании Администрации МО «Северодвинск» нарушившей нормы Федерального закона «О защите конкуренции». Выдано предписание о внесение изменений в конкурсную документацию и повторном проведении конкурса.