ОАО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр» выдано предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения

27 июня 2012 года Комиссия Архангельского УФАС России завершила рассмотрение дела, возбужденного по обращениям Прокуратуры ЗАТО г. Мирный, Прокуратуры Ленского района и индивидуальных предпринимателей области на действия ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр» (г. Москва).

В ходе расследования установлено, что между ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр» заключен договор № 2-12хк от 20.12.2011 о взаимодействии. Кроме того, 01.01.2012 было заключено дополнительное соглашение к договору.

На основании достигнутых с ЗАО «Техосмотр» договоренностей ООО «Росгосстрах» от имени и за счет ЗАО «Техосмотр», являясь по сути его Агентом,  осуществляет документальную подготовку процедуры технического осмотра, а именно: фактически клиентам, обратившимся за заключением договора ОСАГО, работником ООО «Росгосстрах» осуществляется предзаполнение бланков талонов технического осмотра, при этом клиент уведомляется, что ему  для проведения технического диагностирования необходимо обратиться к оператору технического осмотра ЗАО «Техосмотр». Далее заполняется договор на проведение технического осмотра, заключаемый клиентом с ЗАО «Техосмотр». При этом, также выдаются: купон-направление на проведение технического диагностирования у оператора технического осмотра и квитанция на оплату услуг технического осмотра, которые будут оказаны ЗАО «Техосмотр».

Комиссия полагает, что исполнение сторонами условий данного договора с дополнительным  соглашения к нему от 01.01.2012 может привести к ограничению конкуренции на рынке технического осмотра транспортных средств в Архангельской области. На рынке техосмотра у конкурентов ЗАО «Техосмотр» происходит сокращение числа клиентов, пришедших на техосмотр и, следовательно, сокращается выручка, что затрудняет для операторов техосмотра отвечать по обязательствам в процессе осуществления деятельности, соответственно, ставит под угрозу дальнейшее их существование. Заключение договоров на прохождение техосмотра ТС вне пункта техосмотра и не  во время его непосредственного прохождения, а страховой организацией создает возможность для ЗАО «Техосмотр» заключить большее количество договоров, чем фактически принять транспортных средств на проверку технического состояния. Это может препятствовать другим хозяйствующим субъектам – операторам техосмотра использовать свои производственные мощности в полном объеме.

Следовательно, реализация ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр» рассматриваемого соглашения дестабилизирует ситуацию на рынке техосмотра, нарушает цели и принципы технического осмотра, определенные п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом  осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», принцип состязательности участников такого рынка, а также препятствует осуществлению хозяйственной деятельности конкурентами ЗАО «Техосмотр».

Реализация ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр» соглашения может привести к ограничению конкуренции на рынке техосмотра транспортных средств в Архангельской области, что запрещается п.4 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Архангельского УФАС России признала со стороны ООО «Росгосстрах» и ЗАО «Техосмотр» нарушение норм Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в заключении договора и дополнительного  соглашения к нему, реализация которого может привести к ограничению конкуренции путем создания другим хозяйствующим субъектам (операторам технического осмотра транспортных средств Архангельской области) препятствий осуществлению деятельности на рынке оказания услуг технического осмотра транспортных средств в Поморье.

Нарушителям выдано предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения.