Чем дальше в лес, тем меньше конкуренции

Сфера деятельности: Контроль органов власти

28 октября 2013 года по результатам рассмотрения дела № 17-13 Комиссия Архангельского УФАС России признала Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и Вельское лесничество нарушившими часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Нарушение выразилось в определении ГАУ Архангельской области «Единый лесопожарный центр» потребителем древесины при проведении аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений лесопользователям для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения и установлении условия о передаче победителем аукциона древесины потребителю по фиксированным ценам.

Напоминаем, что в силу части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: установление ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, а также дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров.

На основании части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В соответствии со статьей 50 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Основополагающие для антимонопольного регулирования принципы распространяются также на случаи, когда необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при выходе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара, а само обращение товара отнесено на относительно близкую перспективу. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот, как в случае проведения аукционов  по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.

Определение в извещении о проведении аукциона потребителем древесины ГАУ Архангельской области «Единый лесопожарный центр» и установление условия о передаче победителем аукциона древесины по фиксированным ценам может свидетельствовать об ограничении права хозяйствующего субъекта – победителя аукциона на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров и является дачей указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров.

Указанные обстоятельства могли создать для ГАУ Архангельской области «Единый лесопожарный центр» преимущества по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, заинтересованными в получении права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, поскольку учреждение, являясь участником, могло формировать предложение о цене предмета аукциона, основываясь на предположении, что древесина в любом случае будет передана ему по установленной им же цене.

Учитывая, что формирование аукционных единиц по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений по исключительному случаю: «Осуществление заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения» под потребителя  ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» имело место только в 2012 году, необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного у комиссии отсутствовала.