Реклама деятельности гадалок, медиаторов

1. Согласно "Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности " ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (Том 4, классы 50 - 99) услугам астрологов, спиритов, гадалок, магов, экстрасенсов  присвоен код классификации 93.05.12.150. 

Статьей 57 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" определено, что правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органами управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев,. . .

Следовательно, получив диплом целителя, гражданин вправе продвигать предлагаемые им услуги посредством рекламы.

Весте с тем, Указ Президента Российской Федерации от 17.02.95 N 161 (ред. от 23.04.2007) "О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы"  содержат запрет на распространение в СМИ рекламы целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами и не имеющих соответствующих разрешений, указанных в статьях 56, 57 «Основ законодательства РФ  об охране здоровья граждан».

 

2. Медиация - это урегулирование конфликта с помощью нейтрального посредника (официального или неофициального), применяемое в различных сферах общественной жизни. Медиатор - это независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Следовательно, всякая медиация есть урегулирование спора самими сторонами без обращения в суд. С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", который выделяет три группы правоотношений:

-отношения, в рамках которых возник спор (например, отношения при поставке некачественной продукции, семейные отношения между супругами и т.п.).,

-отношения по организации медиации (передавать или не передавать спор на урегулирование, как именно это делать, как распределить расходы и пр.).

-отношения между сторонами и медиатором по проведению медиации (как именно проводить, какие технологии использовать или, наоборот, не использовать, кто именно из медиаторов будет осуществлять процедуры, следует ли и сколько платить и т.п.).

Закон № 193-ФЗ определяет: деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе, а также устанавливает общие требования, предъявляемые к медиаторам. Кроме того, осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, а именно: -осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста 25 лет, -имеющие высшее профессиональное образование, -прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Реклама деятельности медиатора по обеспечению проведения процедуры медиации допускается только в случае, когда медиатор прошел соответствующее профессиональное обучение и имеет подтверждающие такое обучение документы, выданные соответствующей некоммерческой организацией, осуществляющей подготовку медиаторов.

Для рекламы медиаторов предусмотрено требование указать сведения о документах, подтверждающих прохождение медиатором соответствующего профессионального обучения. Конкретный перечень сведений о документах не содержится, вместе с тем к таким сведениям можно отнести название документа, а также информацию, позволяющую индивидуализировать данный документ, - номер документа и дату его выдачи.

Для обучающих организаций предусмотрено требование в рекламе указывать источник информации об утвержденных этой организацией правилах проведения процедуры медиации, стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов. При этом сами правила, в том числе выдержки из них, закон указывать не обязывает. Таким источником информации может выступать указание на место, способ, где или с помощью которого можно получить необходимые сведения (адрес сайта в сети Интернет, адреса офисов, в которых можно получить информацию, номера справочных телефонов, указание на средства массовой информации, в которых опубликованы соответствующие правила, и т.п.).

Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации не должна содержать утверждение о том, что применение процедуры медиации как способа урегулирования спора имеет преимущества перед разрешением спора в суде, арбитражном суде или третейском суде.

Поскольку процедура медиации является альтернативной, т.е. внесудебной, процедурой урегулирования споров, то норма статьи 30.1 ФЗ «О рекламе» направлена на предотвращение в рекламе такой деятельности подрыва авторитета органов судебной власти, подрыва доверия к лицам, участвующим в отправлении правосудия, умаления авторитета судебной власти.