• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Вопросы и ответы

Вопрос от 10.08.2017: По какому из законов о закупках (44-ФЗ или 223-ФЗ) планировать и проводить закупку по полученным денежным средствам в рамках некоммерческих программ.

Ответ: Ответ на данный вопрос содержится в письме Минэкономразвития России от 17.03.2016 № Д28и-687. Исходя из разъяснений Минэкономразвития России следует, что в соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ «О контрактной системе» бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями ФЗ «О контрактной системе», за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.

Согласно части 2 статьи 15 ФЗ «О контрактной системе» при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки, в том числе за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное.

Таким образом, Минэкономразвития России считает, что в случае если не приняты решения об осуществлении закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то заключение договоров при приобретении товаров, работ, услуг за счет гранта необходимо осуществлять в соответствии с требованиями ФЗ «О контрактной системе».

 

Вопрос от 04.10.2016: С 01.01.2017 предполагается обязанность унитарных предприятий проводить закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О контрактной системе» № 44-ФЗ. Наше муниципальное унитарное предприятие не финансируется из государственного или муниципального бюджета, а имеет доход от деятельности по обслуживанию многоквартирных домов. Распространяется ли необходимость перехода на проведение закупок с 223-ФЗ на 44-ФЗ на нас?

Ответ: Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ статья 15 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ дополнена вступающим в силу с 01.01.2017 пунктом 2.1 следующего содержания: «Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона».

Исходя из приведенной нормы Закона, Архангельское УФАС России полагает, что указанное в статье 15 Закона о контрактной системе исключение, т.е. возможность применения муниципальным унитарным предприятием положений Закона о закупках, распространяется исключительно при наличии одновременно двух условий:

- принятие положения о закупках в порядке, установленном частью 3 статьи 2 Закона о закупках и размещение такого акта до начала года в единой информационной системе;

- за счет средств, указанных в части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе, а также в пункте 5 части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В случае, если унитарное предприятие не подпадает под указанные исключения, оно обязано с 01.01.2017 проводить закупки в порядке, установленном Законом о контрактном системе.

 

Вопрос от 12.09.2016: Правомерно ли взимание платежными агентами (ФГУП «Почта России», банками) с населения платы (комиссии) за прием платежей за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению?

Ответ: Ежемесячно потребители обязаны оплачивать коммунальные услуги  по отоплению и горячему водоснабжению.

В соответствии с Федеральными законами «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ и «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ, реализация тепловой энергии (мощности), а также холодное/горячее водоснабжение и водоотведение являются регулируемыми видами деятельности, при осуществлении которых при осуществлении которых расчеты за товары, услуги осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.

Расходы ресурсоснабжающей организации (ОАО «ТГК № 2) на оплату банковских и почтовых услуг по приему платежей не включены в состав тарифа на коммунальные услуги. Иное является нарушением требований антимонопольного законодательства, так как может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке. Данная позиция подтверждается практикой Федеральной антимонопольной службы.

При приеме платежей кредитные организации осуществляют одну из банковских операций, предусмотренных статьей 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1, а именно:

- осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Комиссионное вознаграждение по операциям устанавливается кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При этом норм, предусматривающих запрет на взимание кредитными организациями комиссионного вознаграждения за осуществление по поручению физического лица банковских операций по перечислению денежных средств со счета или без открытия счета для внесения платы за коммунальные услуги, федеральные законы не содержат.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 № 103-ФЗ, платежный агент, под которым понимается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, при приеме платеже также вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиков.

Согласно статье 16 Федерального закона «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ, услуги почтовой связи, в том числе услуги по почтовому переводу денежных средств, оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Соответственно, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, кредитные организации, платежные агенты и операторы почтовой связи вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этой операции.

Кроме того, действующее законодательство не содержит указания на обязанность ресурсоснабжающей организации обеспечивать оказание всеми названными организациями услуг по приему и перечислению денежных средств на бесплатной основе, а невозможность включения расходов по оплате комиссионного вознаграждения за прием платежей за коммунальные услуги в состав тарифов не означает наличия такой обязанности.

Более того, ОАО «ТГК-2» предпринимает меры для обеспечения возможности для потребителей оплаты услуг Общества без комиссии. Так, население городов Архангельска и Северодвинска имеет возможность произвести платежи за услуги без комиссии непосредственно в кассу ОАО «ТГК-2», через платежный терминал в ООО «Расчетный центр» (г. Архангельск, ул. К. Маркса, 4), а также с использованием платежных  терминалов Сбербанка России (в случае подключения услуги «Автоплатеж»).

Таким образом, физические лица, в том числе, исходя из экономических соображений, для оплаты жилищно-коммунальных услуг вправе выбрать любой способ осуществления платежей, равно как и любую кредитную и иную организацию, оказывающую услуги по приему и переводу денежных средств.

Учитывая изложенное, действия ОАО «ТГК-2», а также платежных агентов (ФГУП «Почта России», банков) в данной части не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Вопрос от 08.09.2016: Как правильно пожаловаться в антимонопольный орган на «нелегального» перевозчика?

Ответ: Порядок обслуживания перевозчиками автобусных маршрутов общего пользования в Архангельской области определен Законом Архангельской области от 30.05.2014 № 130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области».

Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с: организацией органами государственной власти Архангельской области транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования (за исключением легкового такси) в границах территории Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации; организацией органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования (за исключением легкового такси) в границах территорий муниципальных образований Архангельской области (в границах поселений Архангельской области, между поселениями Архангельской области в границах муниципальных районов Архангельской области и в границах городских округов Архангельской области, в том числе между территориальными округами городского округа Архангельской области).

Как установлено в пунктах 1, 2 части 3 статьи 6 Закона № 130-8-ОЗ привлечение перевозчиков к выполнению регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным (муниципальным) маршрутам осуществляется посредством организации и проведения:

  • процедур по определению подрядчиков, с которыми уполномоченным органом (уполномоченным органом местного самоуправления) заключаются государственные (муниципальные) контракты и которым выдаются карты межмуниципальных (муниципальных) маршрутов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 13.07.2015 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

  • открытых конкурсов на право осуществления регулярных автобусных перевозок по одному или нескольким межмуниципальным (муниципальным) маршрутам по нерегулируемым тарифам в порядке, установленном постановлением Правительства Архангельской области (муниципальным нормативным правовым актом), с учетом положений Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона № 130-8-ОЗ основанием для осуществления регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам является одновременное наличие у перевозчика:

1) свидетельства о государственной регистрации юридического лица (свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя);

2) лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

3) свидетельства об осуществлении регулярных автобусных перевозок по межмуниципальному (муниципальному) маршруту, а также карт межмуниципального (муниципального) маршрута, которые выданы на каждый используемый для регулярных автобусных перевозок по соответствующему межмуниципальному (муниципальному) маршруту автобус и количество которых должно соответствовать максимальному количеству автобусов, указанному в реестре межмуниципальных (муниципальных) маршрутов в отношении соответствующего межмуниципального (муниципального) маршрута (в случае осуществления регулярных автобусных перевозок по нерегулируемым тарифам);

4) государственного (муниципального) контракта, а также карт межмуниципального (муниципального) маршрута в соответствии с максимальным количеством автобусов, необходимых для исполнения государственного (муниципального) контракта (в случае осуществления регулярных автобусных перевозок по регулируемым тарифам);

5) договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, предусматривающего в том числе порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров.

Действия «нелегальных» (не имеющих вышеназванных документов) перевозчиков по оказанию услуг перевозки пассажиров по установленным органом местного самоуправления маршрутам могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция по ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Главой 2.1 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

В силу п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции»).

Из содержания и смысла положений пунктов 7 и 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» следует, что для квалификации деяния в качестве недобросовестной конкуренции необходимо, чтобы хозяйствующие субъекты являлись конкурентами, то есть находились в одном сегменте товарного рынка, действия лица, совершившее данное деяние, противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

Содержание и требования к представлению заявления, материалов, а также порядок принятия антимонопольным органом заявления, материалов и прилагаемых к ним документов и сведений установлены ст. 44 ФЗ «О защите конкуренции» и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

В соответствии со ст. 44 ФЗ «О защите конкуренции» и с пунктами 3.4, 3.5, 3.6 Регламента заявление подается в произвольной письменной форме или в форме электронного документа в антимонопольный орган и должно содержать следующие сведения:

  • сведения о заявителе, в том числе: для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства; для юридического лица - наименование юридического лица, адрес места нахождения;

  • имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

  • описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на нормативные правовые акты;

  • существо требований, с которыми заявитель обращается;

  • перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

Таким образом, действия «нелегального» перевозчика могут быть обжалованы хозяйствующим субъектом - конкурентом. При этом, в качестве доказательств можно приложить фото-видео фиксацию движения «нелегального» перевозчика по маршруту, утвержденному органом местного самоуправления, контрольный (проездной) билет «нелегального» перевозчика, а также в качестве доказательства возникновения убытков от таких действий — документы, свидетельствующие, например, о снижении пассажиропотока, выручки (дохода) и т.д.

 

Вопрос от 15.07.2016: Может ли гражданин (физическое лицо) обратиться в антимонопольное управление с жалобой на действия (бездействие) органа власти  при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства?

Ответ: Нет, не может. Такие жалобы, как следует из части 1 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», могут подать только юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами градостроительных отношений.

 

Вопрос от 15.07.2016: Существуют ли исключения из общего правила о порядке заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества только по результатам проведения торгов? В каких случаях заключение договоров возможно без проведения торгов?

Ответ: Да, такие исключения есть. Они установлены в части 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, следует отметить, что указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

 

Вопрос: Как правильно подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства в  Архангельское УФАС России.

Ответ: Содержание и требования к представлению заявления, материалов, а также порядок принятия антимонопольным органом заявления, материалов и прилагаемых к ним документов и сведений регламентированы Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (далее – Регламент).

Согласно пункту 3.6 раздела III Регламента, в заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты, существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов.

К заявлению, материалам прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены (пункт 3.8 раздела III Регламента).

Управление информирует, что в случае направления составленного надлежащим образом заявления с указанием перечисленных выше сведений (адрес местонахождения юридического лица, существо требований с которыми  обращаетесь, а также описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на нормативные правовые акты) и приложением соответствующих документов (при их наличии) заявление будет принято антимонопольным органом к рассмотрению.

 

Вопрос: В каком случае я могу обратиться в антимонопольный орган с жалобой (заявлением) на действия (бездействие) органа власти?

Ответ: Согласно Федеральному закону «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 действия (бездействие) органов власти рассматриваются антимонопольными органами исключительно на предмет влияния их на состояние конкуренции на каких-либо товарных рынках.

Статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Перечень запрещенных, ограничивающих конкуренцию актов и действий (бездействий) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации определен в Главе 3 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Вопрос: Могу ли я обратиться в территориальный антимонопольный орган с жалобой на размер тарифов, которые установлены Агентством по тарифам и ценам Архангельской области?

Ответ: Нет. Такие жалобы следует направлять в Федеральную антимонопольную службу.

Согласно Указу Президента Российской Федерации № 373 от 21 июля 2015 года «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» была упразднена Федеральная служба по тарифам. Функции упраздняемой Федеральной службы по тарифам переданы Федеральной антимонопольной службе.

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденном Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, территориальный орган ФАС России не уполномочен осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением.

При этом, если жалоба касается нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом чего может быть ущемление интересов других лиц, то в данном случае можно обратиться в антимонопольный орган, поскольку такие действия запрещены статьей 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

Вопрос: Законно ли в Архангельской области повышаются цены на бензин?

Ответ: На территории Архангельской области действуют следующие крупные вертикально-интегрированные хозяйствующие субъекты: ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» (ВИНК Роснефть); ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» (ВИНК Лукойл); ООО «Татнефть-АЗС-Запад» (ВИНК Татнефть).

Нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяют свое действие на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.

Пунктом 10 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» определено, что монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Перечень действий (соглашений), подпадающих под определение монополистической деятельности содержится в главе 2 Федерального закона «О защите конкуренции».

В частности, частью 1 статьи 10 Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1);

Таким образом, чтобы квалифицировать действия хозяйствующего субъекта как монополистические (как злоупотребление доминирующим положением) необходимо чтобы:

- данный субъект был признан занимающим доминирующее положение на определенном товарном рынке;

- его действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц.

Управлением проведен анализ состояния конкуренции на рынках розничной реализации автомобильных бензинов марок Нормаль-80 и Регуляр-92 и дизельного топлива (марок летнее и зимнее) за 2013 год в географических границах Архангельской области, МО «Город Архангельск», МО «Северодвинск».

По результатам проведенного анализа установлено, что на рынке розничной реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива в Архангельской области, в том числе в г. Архангельске доминирующее положение занимает ООО «РН-Архангельскнефтепродукт».

По данным ежедневного мониторинга розничных цен на бензин и дизельное топливо у ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» самые низкие цены. Следовательно,  Управление не имеет оснований квалифицировать действия Общества как злоупотребление доминирующим положением.

Вместе с тем, статей 11 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен.

В настоящее время Управление не располагает сведениями о наличии антиконкурентных соглашений между участниками рынка.

Кроме того, в ходе ежедневного мониторинга розничных цен на нефтепродукты не установлены признаки согласованности действий участников рынка.

В связи с указанными обстоятельствами, у Архангельского УФАС России в настоящее время основания для принятия мер антимонопольного реагирования отсутствуют.

 

Вопрос: Каким законом регулируется реклама В контакте, на сайте:

Ответ: На основании письма ФАС России от 02.05.2012 № АК/13623 «О рекламе на транспортных средствах и квалификации информации, размещенной на сайте» в соответствии с пунктами 24, 25 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2012 году, в соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Соответственно, положения ФЗ «О рекламе» распространяются в том числе и на рекламу, размещаемую в сети Интернет.

Специальных положений, устанавливающих требования к порядку размещения рекламы в сети Интернет, ФЗ «О рекламе» не содержит.

Однако реклама, размещаемая в сети Интернет, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе.

В случае выявления размещения в сети Интернет рекламы, нарушающей положения ФЗ «О рекламе», антимонопольные органы должны привлекать виновных лиц к ответственности.

При этом определение субъектов ответственности может осуществляться как исходя из общедоступной информации (информации, размещенной в рекламе, а также на сайте рекламораспространителя или рекламодателя), так и путем направления запросов рекламораспространителю спорной рекламы с целью выявления рекламодателя.

В случае невозможности определения собственника Интернет-ресурса, на котором размещена данная реклама, антимонопольным органом самостоятельно, он вправе направить мотивированный запрос в правоохранительные органы с целью установления такого собственника.

Согласно пункту 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, в случае если до возбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, выявивший такое нарушение территориальный орган Федеральной антимонопольной службы передает материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, или дело в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, либо ходатайствует перед Федеральной антимонопольной службой о наделении его полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела.

Учитывая тот факт, что информация, размещенная в сети Интернет, является общедоступной, то есть распространяется на территории, подведомственной двум и более территориальным органам Федеральной антимонопольной службы, критерием определения полномочий территориальных антимонопольных органов может выступать место нахождения лица, допустившего нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, в случае, если указанное лицо находится на территории, подведомственной территориальному антимонопольному органу, направление ходатайства о наделении полномочиями на возбуждение и рассмотрение дела в отношении данного лица в ФАС России не требуется, в случае, если указанное лицо находится на территории, не подведомственной территориальному антимонопольному органу, выявившему нарушение, и в отношении данного лица по факту распространения спорной рекламы не было возбуждено и рассмотрено дела другим территориальным антимонопольным органом (в том числе тем, на подведомственной территории которого лицо находится) для возбуждения и рассмотрении дела в отношении такого лица требуется направление в ФАС России ходатайства о наделении полномочиями.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вместе с тем, согласно пункту 3 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

По мнению специалистов ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, правилах пользования и т.п., следовательно, на такую информацию положения ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Таким образом, информация о товаре, его происхождении, комплектации, ассортименте, цене, потребительских свойствах и иной подобной информации, характеризующей товар для потребителя, размещенная на официальном сайте производителя или продавца товаров, не может быть квалифицирована как реклама.

Вместе с тем, квалификация материала как рекламного либо информационного не зависит от способа его распространения (в сети Интернет), а определяется манерой представления и назначения такой информации. Так, в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте информация направлена не столько на информирование потребителей о деятельности организации или реализуемых товарах, сколько на выделение определенных товаров или самой организации среди однородных товаров, организаций (например, в виде всплывающего баннера), такая информация может быть признана рекламой.

 

Вопрос: Реклама - «Даю деньги в долг» (не указано лицо). Может ли ИП оказывать финансовые услуги (нужно ли в рекламе указывать ФИО индивидуального предпринимателя), если не займ — можно ли рекламировать?

Ответ: Согласно ч. 13 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", не допускается.

В соответствии с письмом ФАС России от 31.07.2014 № АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг» в дополнение к письму ФАС России от 16.05.2014 N АГ/19720/14 о внесении изменений в статью 28 ФЗ «О рекламе» сообщаем.

Как было изложено ранее, с 22 июня 2014 года вступили в силу изменения в статью 28 ФЗ «О рекламе», внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 N 375-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Закона о потребительском кредите.

По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.

Стоит отметить, что в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, статьи 807, 819) и Закона о потребительском кредите услуги по предоставлению потребительских займов не являются услугами по предоставлению потребительских кредитов и наоборот. При этом кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, а заимодавцем по договору займа - иные лица.

Учитывая изложенное, в сферу регулирования части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» подпадает исключительно реклама услуг по предоставлению потребительских займов, при этом реклама услуг по предоставлению потребительских кредитов не входит в сферу регулирования указанной нормы.

Так, например, размещение рекламы торговой организации с указанием на возможность приобретения товара в кредит (например, реклама магазинов бытовой техники или автосалонов), который предоставляет банк или иная кредитная организация, не является рекламой услуг по предоставлению потребительских займов, и на такую рекламу положения части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» не распространяются.

В то же время, если торговая организация сотрудничает не с банком или иной кредитной организацией и предоставляет возможность приобрести товар при условии заключения договора потребительского займа, то реклама такой торговой организации с указанием на возможность приобретения товара под заем может размещаться только в случае, если рекламодателем такой рекламы является лицо, осуществляющее профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов (такое лицо может быть единоличным рекламодателем, выступать рекламодателем совместно с торговой организацией в многостороннем соглашении о размещении рекламы, дать поручение торговой организации на размещение рекламы своих услуг в рамках проведения рекламной кампании торговой организации).

Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Проанализировав федеральные законы, регламентирующие деятельность некредитных финансовых организаций, ФАС России пришел к выводу о том, что из числа финансовых организаций (в том числе некредитных финансовых организаций, поименованных в статье 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и поднадзорных Банку России, а также указанных в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» и не поднадзорных Банку России) индивидуальными предпринимателями могут являться только страховые брокеры.

При этом необходимо отметить, что страховые брокеры, осуществляя указанную в первом абзаце части 6 статьи 8 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность, в соответствии с третьим абзацем данной части вправе осуществлять иную связанную с оказанием услуг по страхованию и не запрещенную законом деятельность, за исключением деятельности страховщика, перестраховщика, страхового агента.

Из изложенного следует, что страховые брокеры не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, по мнению ФАС России, несмотря на норму пункта 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите, содержащую формальное указание на возможность осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов индивидуальными предпринимателями, фактически они не имеют возможности ее осуществлять.

Также необходимо обратить внимание не то, что в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что положения статьи 28 Закона о рекламе не могут применяться к отношениям, связанным с предоставлением товарного и (или) коммерческого кредита.

В соответствии с частью 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

При этом в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998    № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» указано, что согласно статье 823 Кодекса к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, а также предоставление денежных средств в виде аванса или предварительной оплаты.

Учитывая изложенное, при определении природы кредита следует исходить из возникающих гражданско-правовых обязательств между кредитором и должником. Таким образом, в случае, если одно лицо реализует другому лицу какой-либо товар, оказывает какие-либо услуги, при этом в рамках заключенного ими договора на реализацию данного товара, оказания услуг, предусмотрено, что оплата товара/услуги осуществляется с отсрочкой/в рассрочку или, наоборот, если лицо предоставляет аванс или предварительную оплату в счет получения им в дальнейшем товара/услуги, указанные обязательства подпадают под понятие коммерческого кредита, установленное статьей 823 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, на рекламу реализации товара в рассрочку, предоставляемую продавцом товара, положения статьи 28 Федерального закона «О рекламе» не распространяются.