Не синекура для бездельников

УФАС — это не «синекура для бездельников», а орган власти, действующий в пределах своих полномочий.

В последнее время часто стали раздаваться гневные «филиппики» о бездействии Архангельского УФАС России. Еще бы, цены на продукты питания и бензин растут, пассажирские перевозки вызывают нарекания граждан, вновь не все гладко у страховых компаний с выдачей полисов ОСАГО, продолжается взимание комиссионных вознаграждений за прием коммунальных платежей и пр. — список можно продолжать до бесконечности.

Все так. Но не всегда то, что кому-то не нравится, является нарушением. В этом случае антимонопольный орган отказывает в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Но суть проблемы, о которой, видимо, не все знают, заключается в другом. Еще недавно Архангельское УФАС России рассматривало жалобы физических лиц на нарушения монополистов — возбуждались дела о нарушении Закона, нарушения устранялись, нарушители штрафовались.

С 2016 года все изменилось. С 05.01.2016 часть 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. То есть монополист должен нарушать права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере деятельности, приносящей доход, либо неопределенного круга физических лиц.

Из-за этого антимонопольные органы не имеют права рассматривать жалобы физического лица о нарушении антимонопольного законодательства монополистом путем ущемления исключительно его интересов. В случае поступления таких жалоб в УФАС они переправляются в соответствующий орган исполнительной власти — в Роспотребнадзор, Центробанк или орган государственного жилищного надзора.

Простой пример. На днях прокуратура одного из районов Архангельской области переправила в УФАС для рассмотрения жалобы нескольких человек на отказ ООО «Росгосстрах» в выдаче полисов ОСАГО. Как Вы думаете, сможет ли УФАС принять эти жалобы для рассмотрения? Конечно, нет, так как жалобы физлиц не подлежат рассмотрению. И это не «отговорочки, чтобы ничего не делать», а исполнение требований закона.

Правильно составить заявление о нарушении отнюдь не просто. В случае с заявлениями на нарушения монополистами Закона «О защите конкуренции» нужно указывать, что действия хозяйствующего субъекта нарушают интересы и права не только Иванова, Петрова и Сидорова, но неопределенного круга физических лиц. Это может сделать сам заявитель, либо правоохранительные органы, органы власти всех уровней, общественные организации.

Антимонопольщики не должны додумывать жалобы и инспирировать дела.

Архангельское УФАС России готово показать, рассказать, что нужно отразить в заявлении о нарушении, как правильно его составить. Но писать жалобы за кого-то мы не можем и не будем.

 

Пресс-служба Архангельского УФАС России

http://ufas-29.livejournal.com/

https://vk.com/public108957914

тел. 207-031, 207-321