• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Обобщенные ответы на вопросы, полученные до и во время проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Архангельского УФАС России

Вопрос № 1: Кому должны быть предоставлены субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с оказанием услуг по предоставлению мер социальной поддержки в виде бесплатного проезда в общественном транспорте для отдельных категорий граждан?

Ответ: По мнению Управления, регулярные перевозки по регулируемым тарифам - это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (пункт 17 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Из смысла статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 следует, что назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, устанавливаются документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика).

Согласно статье 20 того же федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

В отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок предусмотренные частью 1 настоящей статьи льготы на проезд устанавливаются при условии их согласования органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах которых расположены остановочные пункты по данным маршрутам.

Учитывая данные положения закона, субсидия может быть предоставлена только хозяйствующему субъекту, получившему право на осуществление перевозок в результате процедур, проведенных в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работа, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Вопрос № 2: Какие меры в настоящее время может применить антимонопольный орган при навязывании страховыми компаниями дополнительных услуг при заключении договоров страхования с гражданами ?

Ответ: В случае, если обращение поступает в антимонопольный орган в защиту неопределенного круга лиц, то оно рассматривается в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» в порядке Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Заявление об ущемлении интересов страховой компанией, поступившее от имени гражданина, рассмотрению антимонопольным органом не подлежит.

С момента вступления в силу новой редакции с 05.01.2016 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции заявления физических лиц о нарушении антимонопольного законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом путем ущемления их интересов, не связанных с предпринимательской деятельностью, а также не связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции или не связанных с ущемлением интересов неограниченного круга потребителей подлежат переадресации антимонопольным органом в Банк России, поскольку согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению.

 

Вопрос № 3: Можно ли заключать договор по осуществлению пассажирских перевозок с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)?

Ответ: Вопросы организации осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам урегулированы в статьи 14 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 220-ФЗ), вступившей в силу с 11.01.2016.

Из части 2 статьи 14 Закона № 220-ФЗ следует, что осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом Закона № 220-ФЗ.

Таким образом, при заключении государственных или муниципальных контрактов на оказание услуг по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления либо иной государственный или муниципальный заказчик руководствуется нормами Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе».

 

Вопрос № 4: Если в бюджете организации не заложены средства на закупку по осуществлению пассажирских перевозок, то как быть? Какую НМЦК устанавливать?

Ответ: Обоснование начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком в порядке, установленном статьей 22 ФЗ «О контрактной системе».

Архангельское УФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе», в связи с чем Архангельское УФАС России не уполномочено на осуществление контроля в отношении порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Полномочиями по осуществлению контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» наделены органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

По вопросу выбора процедуры: можно провести запрос котировок, электронный аукцион с НМЦК в 1 рубль, пусть участники торгуются. Были прецеденты, где цена была снижена до 0 рублей.

 

Вопрос № 5: Раньше закупки по осуществлению пассажирских перевозок проводились в рамках Гражданского Кодекса, сейчас в рамках 44 ФЗ «О Контрактной системе». Перевозчики готовы перевозить бесплатно (заключать договоры по цене 0 рублей). Можно ли в бюджет этот «0» не закладывать?

Ответ: Вопросы формирования бюджета не входят в полномочия Архангельского УФАС России. Однако, вопрос формирования цен надо решать комплексно и совместно со всеми участниками процесса формирования цен на пассажирские перевозки.

 

Вопрос № 6: Исходя из позиции ФАС России, можно ли заключать договоры на осуществление перевозок с единственным участником и не будет ли это нарушением ФЗ «О контрактной системе»?

Ответ: В соответствий с частью 4 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, установленных статьей 93 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, заказчик самостоятельно выбирает способ определения исполнителя для оказания услуг по осуществлению регулярных перевозок по регулируемым тарифам, а именно, проводит отбор перевозчика конкурентными способами или осуществляет закупку у единственного исполнителя в случаях, предусмотренных исключительно ФЗ «О контрактной системе» с учетом норм Закона № 220-ФЗ.

В случае возникновения проблем с исполнением контракта, заключенного с единственным поставщиком, то мера по включению участника в РНП действовать не будет.

 

Вопрос № 7: Должно ли предоставление льгот по перевозкам оформляться отдельным договором?

Ответ: Регулярные перевозки по регулируемым тарифам это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (пункт 17 части I статьи 3 Закона № 220-ФЗ).

Из смысла статьи 14 Закона № 220-ФЗ следует, что назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ устанавливаются документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика).

Согласно статье 20 того же федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемый тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

При заключении договор на перевозку пассажиров необходимо указывать условия предоставления таких льгот, поэтому отдельного договора заключать не обязательно.

 

Вопрос № 8: Существует ли и если «да», то какая ответственность за заключение договора с поставщиком (исполнителем), давшим самое высокое коммерческое предложение?»

Ответ: Заключение заказчиком контракта с участником процедуры, давшим самое высокое коммерческое предложение, не является нарушением требований Закона «О контрактной системе», так как коммерческие предложения направляются заказчику для формирования начальной (максимальной) цены контракта.