Неисповедимы пути правоприменения

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Неисповедимы пути правоприменения.

В начале 2015 года МУПам и ГУПам был нанесен сокрушительный удар - письмом от 12.01.2015 Минэкономразвития России подтвердило правоту ФАС России, согласно мнению которой с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты РФ», права владения и (или) пользования государственными/муниципальными объектами теплоснабжения централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем на праве хозведения за унитарными предприятиями закрепляться НЕ МОГУТ. Такое имущество может передаваться исключительно при условии соблюдения публичных процедур (путем проведения конкурса).

После такой весомой поддержки все без исключения территориальные органы ФАС России стали квалифицировать закрепление органами власти и местного самоуправления за МУПами/ГУПами имущества тепло- и водоснабжения на праве хозяйственного ведения в качестве нарушения Закона о защите конкуренции. Вначале антимонопольщики выдавали «провинившимся» предупреждение о необходимости возврата имущества обратно в казну, в случае его неисполнения возбуждали дело о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции, признавали факт нарушения и уже предписывали вернуть имущество в казну.

Правильность такого подхода находила полную поддержку в арбитражном суде. Более того, даже Верховный суд РФ не находил в ней изъянов (определение ВС РФ от 27.02.2017 № 304-КГ16-21340, определение ВС РФ от 18.06.2017 № 304-КГ17-7224).

И вдруг все изменилось... В судебной практике появилось диаметрально противоположное мнение, изложенное в определении ВС РФ от 31.07.2017 № 303-КГ17-4054. В нем указано, что «действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями».

С учетом резко изменившейся ситуации, ЦА ФАС России письмом от 04.10.2017 пересмотрел свою позицию и сообщил, что сами по себе действия, связанные с передачей прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в хозяйственное ведение или оперативное управление, не могут свидетельствовать о признаках нарушения статьей 15, 16 Закона о защите конкуренции».

Кстати, Арбитражный суд Архангельской области оперативно отреагировал на изменения, поменяв свое мнение относительно правомерности принимаемых УФАС решений (решение суда от 01.11.2017 по делу А05-10754/2017).

Учитывая изложенное, Архангельское УФАС России больше не будет вмешиваться в вопросы закрепления органами власти и местного самоуправления имущества водоотведения, водо- и теплоснабжения на праве хозведения за ГУПами и МУПами - навсегда либо до очередного изменения практики правоприменения.

 

Фото: yandex.ru

 

Пресс-служба Архангельского УФАС России

http://ufas-29.livejournal.com/

https://vk.com/public108957914

тел. 207-031, 207-321