Контракты «с потолка»: УФАС изучает особенности регионального пиара

Архангельское УФАС разбирается в жалобах на аукционы, проводимые агентством по печати и СМИ, которые неожиданно стали поступать одна за другой. Речь идет о «раздаче» миллионных заказов на освещение работы правительства области в прессе, на телевидении и т.д. Со своей стороны, Игорь Орлов, заняв пост главы региона, инициировал проверку всех контрактов и всех фирм, занимавшихся информационным обеспечением деятельности правительства в 2011 году.

Все, что касается госзаказа и возможных нарушений в процессе его размещения, находится в компетенции Федеральной антимонопольной службы.

«Первый прецедент состоялся 10 февраля. Мы аннулировали аукцион, предметом которого было право на заключение контракта на освещение деятельности губернатора и Правительства Архангельской области в 2012 году. В антимонопольный орган пожаловался победитель этого аукциона - ООО «НОРДПОРТАЛ.ру». По его мнению, после уже состоявшегося аукциона заказчик без видимых причин уклонялся от заключения договора. Мы стали проверять документы и нашли такие нарушения, с учетом которых эти торги вообще не должны были состояться», - рассказывает руководитель Архангельского УФАС Константин АЛЕШИН.

Нарушения, в общем-то, типичные, итог которых — взятая с потолка начальная максимальная цена контракта. По этому заказу она составляла 2 млн 150 тысяч рублей бюджетных денег. Как сочла комиссия УФАС, в документах к аукциону сумма была указана без достаточных обоснований и расчетов.

Вторая в этом году жалоба на действия агентства по печати и СМИ была рассмотрена ведомством 13 февраля. Содержание то же — уклонение от заключения контракта на размещение информационных материалов о руководстве области после уже проведенного аукциона. Обращалось ООО «Беломорье».

Этот аукцион, на сумму 893 000 рублей, был аннулирован решением комиссии УФАС по тем же причинам — из-за неизвестного происхождения цифр расходования бюджетных средств. Оба разбирательства грозят административными штрафами сотрудникам агентства-заказчика.

Что касается «уклонений от заключения контакта», в них нет ничего удивительного. Сразу после вступления в должность губернатора Игорь ОРЛОВ начал разбираться с тем, как окружение предшественника, экс-главы области Ильи МИХАЛЬЧУКА работает по госзаказу. В результате чего в числе первых в правительстве своих должностей лишились руководитель агентства государственного заказа и конкурентной политики Борис БУБЯКИН и как раз руководитель агентства по печати и СМИ Алексей ПОПЕКО. Вскоре кресло последнего заняла Ирина ГОРЬКАЯ, возглавлявшая департамент информации и общественных связей Архангельской области при губернаторе Николае КИСЕЛЕВЕ.

Не ограничившись кадровыми перестановками, Игорь Орлов потребовал проверить все госконтракты, заключенные областным агентством по печати и СМИ в 2011 году, и все фирмы, занимавшиеся информационным обеспечением деятельности правительства. Контроль за этим процессом поручен заместителю губернатора Роману БАЛАШОВУ — с него и итоговый доклад о результатах проверки. Пока же агентству запрещено заключать новые договоры со СМИ на 2012 год. Отсюда и разбирательства в УФАС.

«Думаю, сказывается опыт работы Игоря Орлова в системе госаказа, да еще и в оборонке. Человек все прекрасно понимает и все схемы, которые там могли прокручиваться, видит. Вслед за поручением губернатора, изменениями в составе руководства агентства к нам стали поступать не только жалобы, но и данные для проведения проверок с нашей стороны», - пояснил руководитель ведомства Константин АЛЕШИН.

Напомним, о каких суммах может идти речь. Смета расходов агентства по печати и СМИ на 2011 год составляла 160,4 млн рублей — почти вдвое больше, чем в 2010-м. При этом 114 млн предполагалось направить на «повышение информированности населения о социально-экономическом развитии Архангельской области», а проще говоря, на пиар правительства (для сравнения: на газификацию региона было запланировано 65 млн рублей, на целевую программу по ремонту дорог — 100 млн).

К слову, в 2011 году программа «повышения информированности» уже попадала в поле зрения антимонопольного ведомства после жалобы регионального отделения партии «Справедливая Россия».

«Эта программа для нас - тайна за семью печатями. Направляем в правительство запросы, но ответы, как правило, приходят в три строки — «мы не вышли за пределы своих полномочий». Нам даже не могут внятно ответить, каким документом установлен порядок  проведения аукционов при распределении средств на СМИ», - отмечала тогда начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС Елена НЕСТЕРЕНКО.

На первой встрече с журналистами Игорь Орлов говорил о том, что ни одно СМИ, за исключением районных газет, несущих преимущественно социальную функцию, не может иметь строчки в бюджете, «приближенных» к правительству газет, сайтов и каналов не должно существовать.

«Если мы полезем… в ваш калашный ряд и будем говорить: «Печатайте за наши деньги такую-то информацию» - это, на мой взгляд, будет сродни должностному преступлению», - добавил губернатор.

Придерживаться этого заявления будет не так-то просто. В частности, УФАС заинтересовалось уже и теми контрактами, которые заключались между правительством области и рядом СМИ на 2012 год, после смены руководства агентства по печати и СМИ.