Антимонопольщики обеспокоены завышенными авиатарифами

«Наша задача – не мешать работать и мешать расхищению денежных средств», – такими словами охарактеризовал основную задачу в работе своего ведомства заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Андрей Цариковский. Гость из Москвы прибыл с визитом в Архангельск, где состоялась его встреча с губернатором Поморья Игорем Орловым.

Как отметил Андрей Цариковский, в последние два-три года ФАС занята усиленной борьбой с картелями, которые замглавы антимонопольной службы сравнил с разъедающей экономику страны изнутри раковой опухолью. Судебные тяжбы по картельным делам, как правило, отличаются повышенной сложностью. Причиной тому – недостаток, а то и вовсе отсутствие доказательной базы ввиду специфических особенностей данного явления. Однако несмотря на обилие препятствий, антимонопольщики умудряются распутывать эти гордиевы узлы и рушить схемы растаскивания огромных сумм. Большим дополнительным плюсом в помощь бойцам антикартельного фронта могло бы стать некоторое изменение уголовного законодательства. А именно: освобождение участника картельного сговора, добровольно сдавшего подельников, не только от административной (как сейчас прописано), но и от уголовной ответственности.

«Да, пусть один из сообщников избежит наказания, но он искупит свою вину тем, что картель будет разгромлен, а разворовывание денег прекратится. Это и есть самое главное в нашей работе», – резюмировал Андрей Цариковский.

Помимо картельной оскомины заместитель главы ФАС обозначил и другие не менее важные приоритеты в деятельности коллег: контроль за действиями органов власти и отслеживание процедуры госзаказов, ужесточение наблюдения за действиями субъектов естественных монополий. Отдельное место отводится помощи бизнесу в преодолении административных барьеров.

В нашем регионе антимонопольщикам тоже скучать не приходится – наболевших вопросов и поводов для проверок предостаточно. К их числу относится и проблема понтонных переправ в области. Начальник регионального управления ФАС Константин Алешин заметил, что Поморье само по себе представляет собой обширную территорию с труднопроходимыми местностями и большим количеством водных преград. Именно последней составляющей и научились умело пользоваться хитроумные бизнесмены, понакупившие понтонов и насооружавшие из них самостийные мосты через реки. Разумеется, проезд по такому понтонному «чуду» далеко не бесплатный.

«Если бы такса за пользование переправой была мало-мальски умеренной, то мы бы не были завалены огромным количеством обращений от негодующей общественности. Подобные действия со стороны предпринимателей вызывают рост социальной напряженности и тормозят экономическое развитие Архангельской области», – сделал вывод Алешин.

Также главный борец с монополизмом в регионе сообщил, что УФАС уже возбудило несколько дел по изложенным выше фактам. Согласно автодорожному законодательству, плата за проезд может взиматься в том случае, если этому проезду имеется хоть какая-то альтернатива. В рассматриваемых ситуациях ее, соответственно, нет, следовательно, налицо прямое нарушение. Однако мнение антимонопольщиков резко расходится с позицией представителей арбитражного суда, наотрез отказывающихся считать понтонные мосты функциональными частями дорог.

«Подобная логика лишена здравого смысла. В настоящее время нам на помощь пришла прокуратура, подавшая в суды общей юрисдикции иски против властей на местах с требованием обеспечить бесплатный проезд и выигравшая их. Мы же, в свою очередь, намерены идти вплоть до Высшего арбитражного суда России», – аргументировал руководитель УФАС.

Второй спорный момент – проведение торгов при строительстве сложных социальных объектов. В качестве примера можно взять эпизоды с аннулированием аукционов по возведению школ в Подюге (Коношский район) и Цигломени (Архангельск). Для начала немного истории.

Как напомнил Константин Алешин, в первом случае «нужный» подрядчик пришел сооружать объект еще в 2008 году. Немного протрудившись, он так же с объекта и ушел, причем сделал это на удивление безнаказанно. Выполненные им работы оценивались в 20 миллионов рублей. Заказчик в лице районной администрации до сих пор пытается вытрясти из него указанную сумму. А воз и ныне там. И вот наступает 2012 год.

«Тот же заказчик, будучи отлично осведомленным о том, что стройка находится под пристальным контролем, в том числе и с нашей стороны, вносит в новую смету расходов упомянутые ранее 20 миллионов. Объявляется аукцион, отсекаются «неудобные» заявки, остается один «счастливчик», которому поручается строительство школы. Именно поэтому и принято решение об аннулировании аукциона. По данному поводу мы обратились в прокуратуру», – пояснил Алешин.

В случае с цигломенской школой ситуация та же самая, единственное различие заключается в заявленной сметной сумме – там она составляет более пяти с половиной миллионов рублей.

Еще одна больная тема – авиаперевозки, а если быть точнее, то завышенные цены на авиабилеты. Константин Алешин обращает внимание на чрезвычайно низкий уровень конкуренции на этом рынке услуг Поморья. Основной транспортировщик пассажиров в наш край и за его пределы – компания «Нордавиа». УФАС неоднократно возбуждала в отношении нее дела, но они все были проиграны в арбитражном суде. «Вообще, авиаперевозки на Севере – это особый момент. Здесь цена самолетного билета определяется сразу несколькими составляющими – горючее, техобслуживание, использование аэропорта, социальная нагрузка. Фактически, обоснованность любого тарифа можно подогнать под каждую из этих граф. Силами одного Архангельского управления сию проблему разрешить не удастся, поэтому мы намерены привлечь внимание наших коллег из центра», – сказал Константин Николаевич.

Представитель центра с позицией поморского коллеги всецело солидарен. «Авиаперевозки – одно из наших самых больных мест. Посмотрите, что происходит в тех регионах, где рынок авиакомпаний насыщен – у них билет на самолет дешевле железнодорожного. А там, где бал правит один монополист, положение дел в корне противоположное. В целом беда с завышением авиатарифов присуща почти всем субъектам страны, по количеству заведенных дел ее опережает только цена на бензин», – заключил Андрей Цариковский.

Стремясь сделать картину более объективной, мы связались с ведущим авиаперевозчиком области для получения соответствующего комментария. Советник гендиректора «Нордавиа» Игорь Гуревич в разговоре с нами подчеркнул, что все тарифы обоснованы и соответствуют правилам авиационных перевозок — доказательством тому служат результаты проверок, которым ранее подвергалась компания.