Статс-секретарь ФАС России: «Что тут скажешь... Воруют много»

Освобождение от уголовной ответственности участников картельных соглашений, «сдавших» своих сообщников правоохранительным органам, — действенная мера в борьбе со сговорами на любом рынке. И шутки в духе «принцип Павлика Морозова» здесь неуместны, считает статс-секретарь, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Андрей ЦАРИКОВСКИЙ. На днях он посетил Архангельскую область и назвал объекты, привлекающие пристальное внимание ФАС в нашем регионе.

«Дела по картельным соглашениям — пожалуй, самые трудные в судебной практике ФАС в плане сбора доказательств. Суды к ним относятся очень щекотливо, и это в общем-то справедливо: по многим преступлениям, выявление которых в наших полномочиях, санкции ограничиваются штрафами, дисквалификацией управленцев, но по картельным сговорам речь идет о реальных сроках заключения для виновных, - рассуждает Андрей Цариковский . -  На мой взгляд, неприемлемо сообщать о том, что чью-то жену видели с соседом, а если кто-то нарушает закон — информировать можно и нужно. Эту норму мы взяли с западных образцов: тот, кто предоставил документы, что был в картельном сговоре и раскаивается, избегает административной ответственности. Однако от дачи показаний следователям его никто не освобождает, и это неправильно. Уголовная ответственность для него должна смягчаться или не наступать вообще. Да, может быть, этот субъект бизнеса уйдет от наказания, но действие самого картеля, скорее всего, прекратится».

По словам Андрея Цариковского, Архангельск стал одной из первых площадок, где обсуждались нововведения федерального законодательства 2012 года, затрагивающие компетенцию ФАС. Одним из безусловных успехов третьего антимонопольного пакета, вступившего в силу с 1 января, статс-секретарь, считает процедуру взимания штрафов с оборота за нарушения на поле здоровой конкуренции.

«Давайте будем откровенны: раньше субъекты бизнеса просто закладывали в свой бюджет вероятные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. Теперь счет идет не на тысячи — иногда на миллиарды рублей. Кроме того, у нас появился такой инструмент, как вынесение предостережения со всеми вытекающими последствиями, включая штрафы и возбуждение дел. Если раньше мы объективно начинали работать, когда сюжет нарушения уже состоялся, рассылали повесточки, все участники инцидента не спеша собирались для принятия решений... За это время деньги, скажем, с бюджетного объекта строительства уходили в неизвестном направлении. Упреждающий механизм принят как нельзя кстати. Причем более половины подобных дел в регионах связаны с госзаказом, но ведь это не мы такие «злые»: что тут скажешь... воруют много», — продолжает Андрей Цариковский.

Еще один новый козырь в руках ФАС — 223-й федеральный закон, касающийся закупок, производимых естественными монополиями. 

«Думаю, для Архангельской области это актуально. В частности, ТГК-2 и «Роснефть — Архангельскнефтепродукт» являются полными доминантами на своих рынках в вашем регионе. Согласно 223-му ФЗ, естественные монополии должны по меньшей мере объявить, по каким правилам они собираются закупать товары и услуги, какие конкурсные процедуры для этого предусмотрены. Предприятия, о которых идет речь, я бы назвал не вполне самостоятельными хозяйствующими субъектами: они живут на том, без чего мы не можем обойтись — на наших ресурсах, — и должны подчиняться более строгим правилам, чем все остальные», - считает Андрей Цариковский.

Статс-секретарь ФАС добавил, что пока для естественных монополий не введено суровых административных штрафов за нарушение этих правил игры.

«Идет период привыкания к закону, но он будет очень коротким. Начинаем мы, естественно, с госкорпораций, предприятий, признанных стратегическими, а также тех, где доля государственной собственности превалирует. Но уже сейчас с применением норм этого закона мы выходим на уровень регионов (как отметил руководитель Архангельского УФАС Константин АЛЕШИН, в области уже есть прецеденты проверок закупок, организуемых Северным Арктическим федеральным университетом и северодвинской «Звездочкой». — Прим. ред.), а к 2013 году дойдем и до МУПов — это будет очень увлекательно», — продолжает заместитель руководителя ФАС РФ.

На пресс-конференции Андрею Цариковскому был задан интересный вопрос, касающийся процедуры госзакупок, от агентства по печати и СМИ Архангельской области: не тормозит ли дотошность ФАС возведение школ в  районе Цигломени в Архангельске и в поселке Подюга Коношского района: торги на строительство этих объектов отменялись не один раз.

«Слишком часто мне приходилось слышать такие суждения: «Да, есть нарушения по аукционам, но ведь это такой важный социальный объект!». Я склонен отвечать так: «Хорошо, объект важный, поэтому я лично буду носить передачи вам как нарушителям антимонопольного законодательства». В таких случаях выражение «цель оправдывает средства» не совсем верно. Я не имею в виду конкретно названные школы, и ФАС не следует принципу лишь бы кого-нибудь да наказать. Более того, мы обсуждали с губернатором Архангельской области Игорем ОРЛОВЫМ эти ситуации, и готовы, если будет такая необходимость, подключиться к разработке конкурсной документации», — отмечает Андрей Цариковский.

 

Константин Алешин более категоричен в оценке этой проблемы. «Мне не совсем понятно, почему в нашей области подрядчики могут покинуть объект строительства безнаказанно, как это случилось, в частности, со школой в Подюге. Закон позволяет загодя определить обеспечительные меры, предусмотреть «отступные», но если подрядчик в доску свой (это лишь предположение), никто со стороны органов власти его карать не собирается. Более того, после определения нового подрядчика на строительство этой школы муниципальный заказчик, я бы сказал, с особым цинизмом включает в  начальную (максимальную) цену контракта стоимость работ, которые уже выполнены предыдущим. Несмотря на пристальное внимание к этому объекту прокуратуры и даже администрации президента РФ. Мы направили в правоохранительные органы материалы  о вероятном наличии состава уголовного преступления как в действиях заказчика, так и действиях экспертов, которые проводили экспертизу смет и «не заметили» 20 млн рублей разницы. В чем-то похожая ситуация складывается со школой в Цигломени, только стоимость   выполненных работ поменьше (около 5,7 млн рублей), и подрядчик другой», — заключает Константин Алешин.