Решение Арбитражного суда Архангельской области по делу Администрация МО "Сольвычегодское"

Дата публикации: 14 декабря 2010, 14:21
Untitled Document


А05-11559/2010


3000/2010-98386(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


г. Архангельск                                                                                          Дело № А05-11559/2010

13 декабря 2010 года.

Резолютивная часть решения оглашена 8 декабря 2010 года. Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шапран Е.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Захаровой Ю.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области

к администрации муниципального образования «Сольвычегодское» (1-ый ответчик)

обществу с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» (2-ой ответчик)

3-е лицо общество с ограниченной ответственностью «Центр»
 
о признании недействительным конкурса на право заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, и признании недействительным договора аренды

в заседании участвовала представитель истца Красильникова Е.И. (доверенность от 10.03.2010)

установил:

     
     Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании недействительным конкурса на право заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сольвычегодское» и расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Октябрьская, д. 9а, по лоту №5, а также признании недействительным договора аренды №25-2010ма от 04.08.2010 нежилого помещения общей площадью 262,3 кв.м., заключенного по результатам указанного конкурса между администрацией муниципального образования «Сольвычегодское» (1-ый ответчик, Муниципальное образование) и обществом с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» (2-ой ответчик, Общество).
     1-ый ответчик заявил о признании иска в полном объеме (заявление от 17.11.2010 №848), а также представил соглашение от 18.10.2010 о расторжении оспариваемого договора аренды.
     2-ой ответчик, 3-е лицо отзыва на иск не представили.
     Ответчики, 3-е лицо в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим  образом, своих представителей не направили.  
     Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, 3-го лица на основании пунктов 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
     Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее.
     11 июня 2010 года на сайте Администрации Архангельской области www. dvinaland.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды нежилых помещений в здании по ул. Октябрьской, 9 а в г. Сольвычегодске Котласского района Архангельской области, находящегося в собственности муниципального образования «Сольвычегодское».
     На конкурс было выставлено 5 лотов, в том числе под лотом №5 выставлено право заключения договора аренды нежилого помещения площадью 262,3 кв.м. в здании по указанному адресу с целевым назначением: для использования под офисные помещения.  Начальный (минимальный) размер арендной платы по лоту №5 определен в сумме 9 088 руб. 70 коп. в месяц, в том числе НДС (без учета эксплуатационных и коммунальных расходов).
     В конкурсной документации определено, что победителем конкурса признается участник, предложивший наилучшие условия, указанные в конкурсной документации. Оценка предложений участников по лоту №5 проводится по ценовому критерию (лучшие предложения по размеру арендной платы) и неценовому (финансовая устойчивость претендента).
     Заявки на участие в конкурсе принимаются до 27.07.2010 10 час. 00 мин., вскрытие конвертов с заявками производится 27.07.2010 в 10-00 по московскому времени. Подведение итогов конкурса осуществляется 30.07.2010.  
     Согласно протоколу №1 от 27.07.2010 вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе по лоту №5 было подано 2 заявки - от ООО «Газжилпроект» и ООО «Центр», которые были допущены к участию в конкурсе.
     Как следует из протокола №3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе  от 30.07.2010 победителем конкурса по лоту №5 было признано ООО «Газжилпроект», предложившее наиболее высокий размер арендной платы - 9 500 руб. в месяц (ООО «Центр предложило минимальный размер арендной платы, указанный в конкурсной документации - 9 088 руб. 70 коп.).
     На основании результатов конкурса 04.08.2010 между администрацией муниципального образования и ООО «Газжилпроект» был подписан договор аренды №25-2010ма о предоставлении 2-му ответчику в аренду помещения площадью 262,3 кв.м. в здании по ул. Октябрьской, 9а в г. Сольвычегодск Котласского района Архангельской области для размещения офисных помещений. По акту приема-передачи от 04.08.2010 помещения были переданы в аренду 2-му ответчику.    
     Исковые требования о признании недействительным конкурса мотивированы тем, что торги были проведены в ненадлежащей форме: торги были проведены в форме конкурса, тогда как должен был быть проведен аукцион, поскольку в соответствии с Правилами проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 №67, конкурсы проводятся в отношении определенного имущества, а выставленное на конкурс помещение к такому имуществу не относится.    
     Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
     В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса России  договор может быть заключен путем проведения торгов.  В случаях, указанных в настоящем Кодекса или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
     Согласно пункту 4 названной статьи торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
     Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
     Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.   
      В соответствии с частью  1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  заключение договоров аренды государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.   
     Частью 5 названной статьи предусмотрено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в части 1 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
     Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила) и  Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее - Перечень).
     Пунктом 3 Правил установлено, что заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, утвержденных в Перечне.
     Согласно Перечню заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса исключительно в отношении следующих видов имущества:
     1) объекты железнодорожного транспорта;
     2) объекты трубопроводного транспорта;
     3) морские и речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;
     4) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
     5) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;
     6) гидротехнические сооружения;
     7) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
     8) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод;
     9) метрополитен и другой транспорт общего пользования;
     10) нежилые помещения инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предоставляемые бизнес-инкубаторами в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства.
     Нежилые помещения, право заключения договора аренды в отношении которых по лоту №5 было выставлено на конкурс, не относятся к имуществу, поименованному в указанном выше Перечне по пунктам 1-9.
     Вывод о том, что помещения, право заключения договора аренды которых было выставлено на конкурс по лоту №5, относятся в имуществу, указанному в пункте 10 Перечня, также не может быть сделан, поскольку в конкурсной документации отсутствуют данные о том, что помещения предоставляются бизнес-инкубаторами  в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и включены в Перечень государственного и муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства на долгосрочной основе.  
     Кроме того  порядок  проведения и определения победителя конкурса и аукциона является различным.
     В соответствии с разделами Х-ХIII Правил конкурс проводится путем подачи заявок, которые в установленное время вскрываются, рассматриваются и оцениваются конкурсной комиссией. В соответствии с пунктом 75 Правил конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных заявителями, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десяти дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок. При этом участник конкурса вправе присутствовать только при вскрытии конвертов с заявками и оглашении содержания предложений без возможности их изменения. Победитель определяется конкурсной комиссией после изучения и сопоставления заявок, о чем оформляется соответствующий протокол.
     Порядок проведения аукциона предполагает непосредственное участие лица, допущенного к аукциону, и объявление победителя по окончании проведения аукциона по лоту.
     Пунктами 136, 137 Правил также предусмотрено, что аукцион проводится организатором аукциона в присутствии членов аукционной комиссии и участников аукциона (их представителей). Организатор аукциона обязан обеспечить участникам аукциона возможность принять участие в аукционе непосредственно или через своих представителей.
     Согласно пункту 138 Правил аукцион проводится путем повышения начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона, на "шаг аукциона".
     В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса России торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.                         
     Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
     При этом торги могут быть признаны недействительными при установлении судом факта грубых нарушений правил проведения торгов, а также таких нарушений, которые могли привести к неправильному определению победителя торгов. Данные положения указаны  в пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 №8, пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 №32.
     Суд пришел к выводу, что нарушение формы проведения торгов является существенным, привело или могло привести к неправильному определению победителя, что является основанием для признания конкурса недействительным.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса России признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
     На основании указанной нормы договор аренды №25-2010ма от 04.08.2010 нежилого помещения общей площадью 262,3 кв.м. в здании по ул. Октябрбьской 9а в г. Сольвычегодске Котласского района  Архангельской области, заключенный по результатам указанного конкурса между администрацией муниципального образования «Сольвычегодское» и обществом с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» является недействительным.
     Тот факт, что соглашением от 18.10.2010 ответчики расторгли оспариваемый договор, не является основанием для отказа в удовлетворении иска и правового значения для разрешения спора по существу не имеет.
     В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина относится на ответчиков. 1-ый ответчик освобожден от ее уплаты, в связи с этим на 2-го ответчика относится 50% от суммы госпошлины по удовлетворенному к нему требованию о признании недействительным договора аренды и подлежит взысканию в федеральный бюджет.   
     Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167- 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
     

РЕШИЛ:

     
     Признать недействительным конкурс на право заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сольвычегодское» и расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Октябрьская, д. 9а, по лоту №5.
     Признать недействительным заключенный между муниципальным образованием «Сольвычегодское» в лице администрации  и обществом с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» договор аренды №25-2010ма от 04.08.2010 нежилого помещения общей площадью 262,3 кв.м., расположенного  по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Октябрьская, д. 9а  
     Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» в федеральный бюджет 2 000 руб. госпошлины по иску.
     
     Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Архангельской области.



                   Судья                                                                                                    Шапран Е.Б.

stdClass Object ( [vid] => 6442 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Архангельской области по делу Администрация МО "Сольвычегодское" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6442 [type] => solution [language] => ru [created] => 1292311278 [changed] => 1370520367 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370520367 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Untitled Document


А05-11559/2010


3000/2010-98386(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


г. Архангельск                                                                                          Дело № А05-11559/2010

13 декабря 2010 года.

Резолютивная часть решения оглашена 8 декабря 2010 года. Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шапран Е.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Захаровой Ю.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области

к администрации муниципального образования «Сольвычегодское» (1-ый ответчик)

обществу с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» (2-ой ответчик)

3-е лицо общество с ограниченной ответственностью «Центр»
 
о признании недействительным конкурса на право заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, и признании недействительным договора аренды

в заседании участвовала представитель истца Красильникова Е.И. (доверенность от 10.03.2010)

установил:

     
     Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании недействительным конкурса на право заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сольвычегодское» и расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Октябрьская, д. 9а, по лоту №5, а также признании недействительным договора аренды №25-2010ма от 04.08.2010 нежилого помещения общей площадью 262,3 кв.м., заключенного по результатам указанного конкурса между администрацией муниципального образования «Сольвычегодское» (1-ый ответчик, Муниципальное образование) и обществом с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» (2-ой ответчик, Общество).
     1-ый ответчик заявил о признании иска в полном объеме (заявление от 17.11.2010 №848), а также представил соглашение от 18.10.2010 о расторжении оспариваемого договора аренды.
     2-ой ответчик, 3-е лицо отзыва на иск не представили.
     Ответчики, 3-е лицо в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим  образом, своих представителей не направили.  
     Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, 3-го лица на основании пунктов 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
     Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее.
     11 июня 2010 года на сайте Администрации Архангельской области www. dvinaland.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды нежилых помещений в здании по ул. Октябрьской, 9 а в г. Сольвычегодске Котласского района Архангельской области, находящегося в собственности муниципального образования «Сольвычегодское».
     На конкурс было выставлено 5 лотов, в том числе под лотом №5 выставлено право заключения договора аренды нежилого помещения площадью 262,3 кв.м. в здании по указанному адресу с целевым назначением: для использования под офисные помещения.  Начальный (минимальный) размер арендной платы по лоту №5 определен в сумме 9 088 руб. 70 коп. в месяц, в том числе НДС (без учета эксплуатационных и коммунальных расходов).
     В конкурсной документации определено, что победителем конкурса признается участник, предложивший наилучшие условия, указанные в конкурсной документации. Оценка предложений участников по лоту №5 проводится по ценовому критерию (лучшие предложения по размеру арендной платы) и неценовому (финансовая устойчивость претендента).
     Заявки на участие в конкурсе принимаются до 27.07.2010 10 час. 00 мин., вскрытие конвертов с заявками производится 27.07.2010 в 10-00 по московскому времени. Подведение итогов конкурса осуществляется 30.07.2010.  
     Согласно протоколу №1 от 27.07.2010 вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе по лоту №5 было подано 2 заявки - от ООО «Газжилпроект» и ООО «Центр», которые были допущены к участию в конкурсе.
     Как следует из протокола №3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе  от 30.07.2010 победителем конкурса по лоту №5 было признано ООО «Газжилпроект», предложившее наиболее высокий размер арендной платы - 9 500 руб. в месяц (ООО «Центр предложило минимальный размер арендной платы, указанный в конкурсной документации - 9 088 руб. 70 коп.).
     На основании результатов конкурса 04.08.2010 между администрацией муниципального образования и ООО «Газжилпроект» был подписан договор аренды №25-2010ма о предоставлении 2-му ответчику в аренду помещения площадью 262,3 кв.м. в здании по ул. Октябрьской, 9а в г. Сольвычегодск Котласского района Архангельской области для размещения офисных помещений. По акту приема-передачи от 04.08.2010 помещения были переданы в аренду 2-му ответчику.    
     Исковые требования о признании недействительным конкурса мотивированы тем, что торги были проведены в ненадлежащей форме: торги были проведены в форме конкурса, тогда как должен был быть проведен аукцион, поскольку в соответствии с Правилами проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 №67, конкурсы проводятся в отношении определенного имущества, а выставленное на конкурс помещение к такому имуществу не относится.    
     Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
     В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса России  договор может быть заключен путем проведения торгов.  В случаях, указанных в настоящем Кодекса или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
     Согласно пункту 4 названной статьи торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
     Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
     Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.   
      В соответствии с частью  1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  заключение договоров аренды государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.   
     Частью 5 названной статьи предусмотрено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в части 1 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
     Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила) и  Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее - Перечень).
     Пунктом 3 Правил установлено, что заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, утвержденных в Перечне.
     Согласно Перечню заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса исключительно в отношении следующих видов имущества:
     1) объекты железнодорожного транспорта;
     2) объекты трубопроводного транспорта;
     3) морские и речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;
     4) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
     5) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;
     6) гидротехнические сооружения;
     7) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
     8) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод;
     9) метрополитен и другой транспорт общего пользования;
     10) нежилые помещения инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предоставляемые бизнес-инкубаторами в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства.
     Нежилые помещения, право заключения договора аренды в отношении которых по лоту №5 было выставлено на конкурс, не относятся к имуществу, поименованному в указанном выше Перечне по пунктам 1-9.
     Вывод о том, что помещения, право заключения договора аренды которых было выставлено на конкурс по лоту №5, относятся в имуществу, указанному в пункте 10 Перечня, также не может быть сделан, поскольку в конкурсной документации отсутствуют данные о том, что помещения предоставляются бизнес-инкубаторами  в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и включены в Перечень государственного и муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства на долгосрочной основе.  
     Кроме того  порядок  проведения и определения победителя конкурса и аукциона является различным.
     В соответствии с разделами Х-ХIII Правил конкурс проводится путем подачи заявок, которые в установленное время вскрываются, рассматриваются и оцениваются конкурсной комиссией. В соответствии с пунктом 75 Правил конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных заявителями, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десяти дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок. При этом участник конкурса вправе присутствовать только при вскрытии конвертов с заявками и оглашении содержания предложений без возможности их изменения. Победитель определяется конкурсной комиссией после изучения и сопоставления заявок, о чем оформляется соответствующий протокол.
     Порядок проведения аукциона предполагает непосредственное участие лица, допущенного к аукциону, и объявление победителя по окончании проведения аукциона по лоту.
     Пунктами 136, 137 Правил также предусмотрено, что аукцион проводится организатором аукциона в присутствии членов аукционной комиссии и участников аукциона (их представителей). Организатор аукциона обязан обеспечить участникам аукциона возможность принять участие в аукционе непосредственно или через своих представителей.
     Согласно пункту 138 Правил аукцион проводится путем повышения начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона, на "шаг аукциона".
     В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса России торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.                         
     Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
     При этом торги могут быть признаны недействительными при установлении судом факта грубых нарушений правил проведения торгов, а также таких нарушений, которые могли привести к неправильному определению победителя торгов. Данные положения указаны  в пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 №8, пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 №32.
     Суд пришел к выводу, что нарушение формы проведения торгов является существенным, привело или могло привести к неправильному определению победителя, что является основанием для признания конкурса недействительным.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса России признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
     На основании указанной нормы договор аренды №25-2010ма от 04.08.2010 нежилого помещения общей площадью 262,3 кв.м. в здании по ул. Октябрбьской 9а в г. Сольвычегодске Котласского района  Архангельской области, заключенный по результатам указанного конкурса между администрацией муниципального образования «Сольвычегодское» и обществом с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» является недействительным.
     Тот факт, что соглашением от 18.10.2010 ответчики расторгли оспариваемый договор, не является основанием для отказа в удовлетворении иска и правового значения для разрешения спора по существу не имеет.
     В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина относится на ответчиков. 1-ый ответчик освобожден от ее уплаты, в связи с этим на 2-го ответчика относится 50% от суммы госпошлины по удовлетворенному к нему требованию о признании недействительным договора аренды и подлежит взысканию в федеральный бюджет.   
     Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167- 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
     

РЕШИЛ:

     
     Признать недействительным конкурс на право заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сольвычегодское» и расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Октябрьская, д. 9а, по лоту №5.
     Признать недействительным заключенный между муниципальным образованием «Сольвычегодское» в лице администрации  и обществом с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» договор аренды №25-2010ма от 04.08.2010 нежилого помещения общей площадью 262,3 кв.м., расположенного  по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Октябрьская, д. 9а  
     Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» в федеральный бюджет 2 000 руб. госпошлины по иску.
     
     Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Архангельской области.



                   Судья                                                                                                    Шапран Е.Б.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>





Untitled Document

А05-11559/2010

3000/2010-98386(1)


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск                                                                                          Дело № А05-11559/2010

13 декабря 2010 года.

Резолютивная часть решения оглашена 8 декабря 2010 года. Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шапран Е.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Захаровой Ю.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области

к администрации муниципального образования «Сольвычегодское» (1-ый ответчик)

обществу с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» (2-ой ответчик)

3-е лицо общество с ограниченной ответственностью «Центр»
 
о признании недействительным конкурса на право заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, и признании недействительным договора аренды

в заседании участвовала представитель истца Красильникова Е.И. (доверенность от 10.03.2010)

установил:

     
     Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании недействительным конкурса на право заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сольвычегодское» и расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Октябрьская, д. 9а, по лоту №5, а также признании недействительным договора аренды №25-2010ма от 04.08.2010 нежилого помещения общей площадью 262,3 кв.м., заключенного по результатам указанного конкурса между администрацией муниципального образования «Сольвычегодское» (1-ый ответчик, Муниципальное образование) и обществом с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» (2-ой ответчик, Общество).
     1-ый ответчик заявил о признании иска в полном объеме (заявление от 17.11.2010 №848), а также представил соглашение от 18.10.2010 о расторжении оспариваемого договора аренды.
     2-ой ответчик, 3-е лицо отзыва на иск не представили.
     Ответчики, 3-е лицо в судебное заседание, о времени и месте которого извещены надлежащим  образом, своих представителей не направили.  
     Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, 3-го лица на основании пунктов 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
     Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, суд установил следующее.
     11 июня 2010 года на сайте Администрации Архангельской области www. dvinaland.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды нежилых помещений в здании по ул. Октябрьской, 9 а в г. Сольвычегодске Котласского района Архангельской области, находящегося в собственности муниципального образования «Сольвычегодское».
     На конкурс было выставлено 5 лотов, в том числе под лотом №5 выставлено право заключения договора аренды нежилого помещения площадью 262,3 кв.м. в здании по указанному адресу с целевым назначением: для использования под офисные помещения.  Начальный (минимальный) размер арендной платы по лоту №5 определен в сумме 9 088 руб. 70 коп. в месяц, в том числе НДС (без учета эксплуатационных и коммунальных расходов).
     В конкурсной документации определено, что победителем конкурса признается участник, предложивший наилучшие условия, указанные в конкурсной документации. Оценка предложений участников по лоту №5 проводится по ценовому критерию (лучшие предложения по размеру арендной платы) и неценовому (финансовая устойчивость претендента).
     Заявки на участие в конкурсе принимаются до 27.07.2010 10 час. 00 мин., вскрытие конвертов с заявками производится 27.07.2010 в 10-00 по московскому времени. Подведение итогов конкурса осуществляется 30.07.2010.  
     Согласно протоколу №1 от 27.07.2010 вскрытия конвертов на участие в открытом конкурсе по лоту №5 было подано 2 заявки - от ООО «Газжилпроект» и ООО «Центр», которые были допущены к участию в конкурсе.
     Как следует из протокола №3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе  от 30.07.2010 победителем конкурса по лоту №5 было признано ООО «Газжилпроект», предложившее наиболее высокий размер арендной платы - 9 500 руб. в месяц (ООО «Центр предложило минимальный размер арендной платы, указанный в конкурсной документации - 9 088 руб. 70 коп.).
     На основании результатов конкурса 04.08.2010 между администрацией муниципального образования и ООО «Газжилпроект» был подписан договор аренды №25-2010ма о предоставлении 2-му ответчику в аренду помещения площадью 262,3 кв.м. в здании по ул. Октябрьской, 9а в г. Сольвычегодск Котласского района Архангельской области для размещения офисных помещений. По акту приема-передачи от 04.08.2010 помещения были переданы в аренду 2-му ответчику.    
     Исковые требования о признании недействительным конкурса мотивированы тем, что торги были проведены в ненадлежащей форме: торги были проведены в форме конкурса, тогда как должен был быть проведен аукцион, поскольку в соответствии с Правилами проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 №67, конкурсы проводятся в отношении определенного имущества, а выставленное на конкурс помещение к такому имуществу не относится.    
     Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
     В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса России  договор может быть заключен путем проведения торгов.  В случаях, указанных в настоящем Кодекса или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
     Согласно пункту 4 названной статьи торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
     Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
     Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.   
      В соответствии с частью  1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  заключение договоров аренды государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.   
     Частью 5 названной статьи предусмотрено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в части 1 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
     Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 №67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила) и  Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее - Перечень).
     Пунктом 3 Правил установлено, что заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, утвержденных в Перечне.
     Согласно Перечню заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса исключительно в отношении следующих видов имущества:
     1) объекты железнодорожного транспорта;
     2) объекты трубопроводного транспорта;
     3) морские и речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктур;
     4) аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи;
     5) объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов;
     6) гидротехнические сооружения;
     7) объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
     8) системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод;
     9) метрополитен и другой транспорт общего пользования;
     10) нежилые помещения инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предоставляемые бизнес-инкубаторами в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства.
     Нежилые помещения, право заключения договора аренды в отношении которых по лоту №5 было выставлено на конкурс, не относятся к имуществу, поименованному в указанном выше Перечне по пунктам 1-9.
     Вывод о том, что помещения, право заключения договора аренды которых было выставлено на конкурс по лоту №5, относятся в имуществу, указанному в пункте 10 Перечня, также не может быть сделан, поскольку в конкурсной документации отсутствуют данные о том, что помещения предоставляются бизнес-инкубаторами  в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и включены в Перечень государственного и муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства на долгосрочной основе.  
     Кроме того  порядок  проведения и определения победителя конкурса и аукциона является различным.
     В соответствии с разделами Х-ХIII Правил конкурс проводится путем подачи заявок, которые в установленное время вскрываются, рассматриваются и оцениваются конкурсной комиссией. В соответствии с пунктом 75 Правил конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных заявителями, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десяти дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок. При этом участник конкурса вправе присутствовать только при вскрытии конвертов с заявками и оглашении содержания предложений без возможности их изменения. Победитель определяется конкурсной комиссией после изучения и сопоставления заявок, о чем оформляется соответствующий протокол.
     Порядок проведения аукциона предполагает непосредственное участие лица, допущенного к аукциону, и объявление победителя по окончании проведения аукциона по лоту.
     Пунктами 136, 137 Правил также предусмотрено, что аукцион проводится организатором аукциона в присутствии членов аукционной комиссии и участников аукциона (их представителей). Организатор аукциона обязан обеспечить участникам аукциона возможность принять участие в аукционе непосредственно или через своих представителей.
     Согласно пункту 138 Правил аукцион проводится путем повышения начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона, на "шаг аукциона".
     В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса России торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.                         
     Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
     При этом торги могут быть признаны недействительными при установлении судом факта грубых нарушений правил проведения торгов, а также таких нарушений, которые могли привести к неправильному определению победителя торгов. Данные положения указаны  в пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 №8, пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 №32.
     Суд пришел к выводу, что нарушение формы проведения торгов является существенным, привело или могло привести к неправильному определению победителя, что является основанием для признания конкурса недействительным.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса России признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
     На основании указанной нормы договор аренды №25-2010ма от 04.08.2010 нежилого помещения общей площадью 262,3 кв.м. в здании по ул. Октябрбьской 9а в г. Сольвычегодске Котласского района  Архангельской области, заключенный по результатам указанного конкурса между администрацией муниципального образования «Сольвычегодское» и обществом с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» является недействительным.
     Тот факт, что соглашением от 18.10.2010 ответчики расторгли оспариваемый договор, не является основанием для отказа в удовлетворении иска и правового значения для разрешения спора по существу не имеет.
     В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина относится на ответчиков. 1-ый ответчик освобожден от ее уплаты, в связи с этим на 2-го ответчика относится 50% от суммы госпошлины по удовлетворенному к нему требованию о признании недействительным договора аренды и подлежит взысканию в федеральный бюджет.   
     Арбитражный суд, руководствуясь статьями 106, 110, 167- 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
     

РЕШИЛ:

     
     Признать недействительным конкурс на право заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сольвычегодское» и расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Октябрьская, д. 9а, по лоту №5.
     Признать недействительным заключенный между муниципальным образованием «Сольвычегодское» в лице администрации  и обществом с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» договор аренды №25-2010ма от 04.08.2010 нежилого помещения общей площадью 262,3 кв.м., расположенного  по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Октябрьская, д. 9а  
     Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Газжилпроект» в федеральный бюджет 2 000 руб. госпошлины по иску.
     
     Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Архангельской области.

                   Судья                                                                                                    Шапран Е.Б.


[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Признать недействительным конкурс на право заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сольвычегодское» и расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Октябрьская, д. 9а, по лоту №5.

[format] => full_html [safe_value] =>

Признать недействительным конкурс на право заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Сольвычегодское» и расположенного по адресу: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, ул. Октябрьская, д. 9а, по лоту №5.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-12-14 10:21:18 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-12-14 10:21:18 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321497217 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Архангельское УФАС России )