Постановление по делу № 03-06/86-2011 от 01.07.2011

Дата публикации: 8 июля 2011, 16:24
Untitled Document

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 86
   о наложении штрафа по делу № 03-06/86-2011 об административном правонарушении

«01» июля  2011 года                                                                                                               г. Архангельск

Руководитель Архангельского Управления Федеральной антимонопольной службы России (далее по тексту – Архангельское УФАС России), Алешин Константин Николаевич, рассмотрев протокол № 86 от 17.06.2011 по делу № 03-06/86-2011 об административном правонарушении и иные  материалы дела № 03-06/86-2011 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Мобильный рай» (юридический адрес – г. Вологда, ул. Ветошкина, д. 36, офис 401; ОГРНЮЛ  - 1063525117710; ИНН – 3525175648; КПП – 352501001; БИК -  041117748; Ф.И.О, должность руководителя – Кузнецов Михаил Валерьевич, директор; финансовое состояние – не представлено),
в отсутствии:
лица, в отношении которого ведется производство по делу № 03-06/86-2011 об административном правонарушении – законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «Мобильный рай» (далее по тексту – ООО «Мобильный рай»), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 03-06/86-2011 об административном правонарушении, в заседание Комиссии не явился, для участия в рассмотрении дела № 03-06/86-2011 не направил представителя по доверенности.
Заявил 2 (два) ходатайства от 21.06.2011 о переносе места рассмотрения дела № 03-06/86-2011 об административном правонарушении в УФАС по Вологодской области (г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25) и о рассмотрении дела № 03-06/86-2011 в отсутствии законного представителя ООО «Мобильный рай». Оснований для удовлетворения ходатайства о переносе  места рассмотрения дела № 03-06/86-2011 об административном правонарушении в УФАС по Вологодской области (г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25) не имеется в силу ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ. Данное ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело № 03-06/86-2011 об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии законного представителя ООО «Мобильный рай»,
     
     УСТАНОВИЛ:
20.05.2011 и.о. прокурора Няндомского района Архангельской области, советником юстиции Громцевым М.Л. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Мобильный рай»  по факту распространения на стене магазина «Мобильный рай» (Архангельская область, г. Няндома, ул. Ленина, д. 32 «а») со стороны ул. 60 лет Октября г. Няндома Архангельской области баннера с рекламной информацией «Мобильный рай. Кредит» с нарушением требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»).
Согласно указанному постановлению ООО «Мобильный рай» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, выразившееся в размещении на наружной стене магазина «Мобильный рай», арендуемого ООО «Мобильный рай» (договор аренды нежилого отдельно стоящего здания от 01.05.2010), по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Ленина, д. 32 «а», со стороны ул. 60 лет Октября г. Няндома Архангельской области, баннера с рекламной информацией следующего содержания: «Мобильный рай. Кредит» с нарушением требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», а именно: отсутствие информации о лице, предоставляющем кредит.

17.06.2011 ведущим специалистом-экспертом отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России, Шестаковой Н.М., в отношении ООО «Мобильный рай» составлен протокол № 86 по делу № 03-06/86-2011 об административном правонарушении, согласно которому ООО «Мобильный рай» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, выразившегося размещении на наружной стене магазина «Мобильный рай», арендуемого ООО «Мобильный рай» (договор аренды нежилого отдельно стоящего здания от 01.05.2010), по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Ленина, д. 32 «а», со стороны ул. 60 лет Октября г. Няндома Архангельской области, баннера с рекламной информацией следующего содержания: «Мобильный рай. Кредит» с нарушением требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», а именно: отсутствие информации о лице, предоставляющем кредит.

Факт нарушения требований рекламного законодательства Российской Федерации установлен решением Комиссии Архангельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 17.06.2011 по делу № 03-05/47-2011.
Решением Комиссии Архангельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.06.2011 по делу № 03-05/47-2011 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, поскольку распространена с нарушением ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Материалы дела № 03-05/47-2011 являются неотъемлемым приложением к материалам настоящего дела об административном правонарушении.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При этом в качестве товара рассматриваются также работы и услуги.
Рассматриваемая информация распространена посредством баннера, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на формирование интереса к товарам народного потребления ООО «Мобильный рай», формирует и поддерживает интерес к ним и продвигает на рынке реализации товаров народного потребления. Одновременно реклама направлена на привлечения внимания к услугам по предоставлению кредита, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».
Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Регулируемые нормами гражданского законодательства кредитные правоотношения различны по своему содержанию и субъектному составу. В частности, статья 488 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусматривает продажу товара в кредит, под которой понимается оплата товара через определенное время после его передачи покупателю. Параграфы 2 и 3 главы 42 ГК РФ регулируют правоотношения по предоставлению банковского, товарного и коммерческого кредита.
Согласно материалам, предоставленным и.о. прокурора Няндомского района Архангельской области, советником юстиции Громцевым М.Л., в магазине «Мобильный рай» потенциальным потребителям предоставляется услуги по кредитованию через следующие банки-партнеры: ООО «Хоум кредит», ОАО «ОТП банк», ООО «Ренессанс Банк».
Согласно письму (входящий № 3983 от 28.06.2011) представителя КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) по доверенности № 7-92 от 02.04.2011 Тазиевой Натальи Владимировны на запрос Архангельского УФАС России от 31.05.2011 № 03-12/2996 между КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) и ООО «Мобильный рай» 15.11.2009 заключен договор № 1 /б-Мобил/Вол. Дополнительно сообщено, что к вышеуказанному договору 21.12.2009 заключено дополнительное соглашение № 4 о сотрудничестве банка с торговой точкой в г. Няндома Архангельской области. За период с 01.01.2011 услугами банка воспользовались всего 7 (Семь) клиентов магазина «Мобильный рай».
Директор регионального центра г. Архангельск Санкт-Петербургского филиала ООО «ХКФ Банк» Витков П.Л. письмом № 32-Ф-4-01/017-069 от 07.06.2011 (входящий № 3570 от 07.06.2011) на запрос Архангельского УФАС России от 31.05.2011 № 03-12/2995 сообщил, что между банком и ООО «Мобильный Рай» заключен договор № 263/44 от 02.03.2009 по организации безналичных расчетов, возникающих при кредитовании банком покупателей, приобретающих товары у ООО «Мобильный рай». С 01.01.2011 по 07.06.2011 ООО «Мобильный рай» по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Ленина, д. 32 «а» не было оформлено ни одного договора о предоставлении банком кредитов.
ОАО «ОТП Банк» на запрос Архангельского УФАС России от 31.05.2011 № 03-12/2997 пояснений не представил. 

В силу ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
На основании п. 2 ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Опубликованный текст рекламного объявления содержит условия приобретения товаров в кредит, при этом для его обозначения используется текстовой оборот «Кредит»
Рассматриваемая реклама формирует интерес к конкретным финансовым услугам: банковским услугам по предоставлению кредита. При этом в данном рекламном объявлении не указаны сведения о лице, предоставляющем кредит.
Отсутствие в рассматриваемой рекламе сведений о наименовании банка противоречит ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Рассматриваемая рекламная конструкция содержит указание на возможность приобретения товаров сети салонов связи «Мобильный рай» в кредит, фраза «КРЕДИТ» занимает значительное место на рекламной конструкции, указано большими четкими печатными буквами, что свидетельствует о направленном воздействии на потребителей рекламы с целью формирования у них желания воспользоваться услугой по кредитованию.
Кроме того, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. Текст объявления должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи самой сетью салонов связи «Мобильный рай» товаров в рассрочку или в кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и (или) лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленного банком или иной финансовой организацией. В момент восприятия рассматриваемой рекламы у потребителя создается впечатление о возможности получения кредита непосредственно в сети салонов связи «Мобильный рай».
Аналогичная правовая позиция нашла отражение и в судебной практике, в том числе, и в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2009 № 8856/09.       

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (ст. 3 ФЗ «О рекламе»).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Учитывая изложенное выше, рассматриваемая реклама распространена с нарушением ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Таким образом, в данном случае имеет место реклама, не отвечающая требованиям ФЗ «О рекламе».
В соответствии с п. 4 ст. 3 и ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей, и не допускается.

Согласно ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных  ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы в силу п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», то есть лицом, осуществившим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ООО «Мобильный рай».

В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 ст. 14.3 КоАП РФ, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
ООО «Мобильный рай» достаточных мер для проверки соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, не предприняло, несмотря на то, что могло это сделать, то есть самонадеянно устранилось от обеспечения прав потребителей рекламы.

Объектом административного правонарушения является установленное законодательством Российской Федерации о рекламе требование об указании в рекламе финансовых услуг сведений о лице, оказывающем финансовые услуги.
Несоблюдение указанных требований является отражением объективной стороны.
Субъектом указанного административного правонарушения является Общество с ограниченной ответственностью «Мобильный рай».
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется формой неосторожной вины.
Несоблюдение положений рекламного законодательства Российской Федерации об указании в рекламе финансовых услуг сведений о лице, оказывающем финансовые услуги, может привести к введению в заблуждение потребителей рекламы, посягает на общественные отношения в области предпринимательской деятельности, законные экономические интересы физических лиц (потребителей), общества и государства.

Уполномоченное должностное лицо Архангельского УФАС России (К.Н. Алешин) считает, что основания, свидетельствующие о малозначительности вмененного ООО «Мобильный рай» в вину рассматриваемого деяния, отсутствует в силу следующего.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным. 
Применение ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом, а не обязанностью.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, согласно абз. 3 п. 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но  и решить вопрос о социальной опасности деяния. 
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О рекламе» целями настоящего закона являются реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
ФЗ «О рекламе» прямо требует обеспечения потребителей достоверной информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей.
В данном случае несоответствие рассматриваемой рекламы требованиям ФЗ «О рекламе» нарушает права и законные интересы потребителей на получение полной информации о лице, оказывающем услуги по кредитованию, что представляет собой существенную угрозу охраняемым правом общественным отношениям в сфере потребительского рынка. 
По юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, образует формальный состав. В связи с этим существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате допущенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО «Мобильный рай» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Кроме того, с 31 марта 2010 года вступила в действие новая редакция ст. 14.3 КоАП РФ, в которой по вменяемому нарушению предусмотрен штраф в минимальном размере 100 000 (Сто тысяч) рублей (ст. 14.3 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 210-ФЗ предусматривала минимальный размер административного штрафа 40 000 рублей), законодатель тем самым определил степень общественной опасности данного деяния. 

При назначении административного наказания принимается во внимание, что ранее ООО «Мобильный рай» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, не привлекалось.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст. 4.2, ч. 1 ст. 14.3, ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Общество с ограниченной ответственности «Мобильный рай» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить Обществу с ограниченной ответственности «Мобильный рай» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

 

Штраф перечислить:
Получатель: УФК по Архангельской области (Архангельское УФАС России)
ИНН 2901061919
КПП  290101001
л/с 03241285520 в Управлении федерального казначейства по Архангельской области
р/сч  40101810500000010003
БИК  041117001
КБК  16111626000010000140
ОКАТО  11401000000
ГРКЦ  ГУ Банка России по Архангельской области
Назначение платежа: штраф по делу № 03-06/86-2011.

Согласно  ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3  КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 (тридцати) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 (тридцати) дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Рекомендуем ООО «Мобильный рай» представить в Архангельское УФАС России копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа (тел./факс: (8182) 46-89-87).

stdClass Object ( [vid] => 6887 [uid] => 1 [title] => Постановление по делу № 03-06/86-2011 от 01.07.2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6887 [type] => solution [language] => ru [created] => 1310113488 [changed] => 1370520367 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370520367 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Untitled Document

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 86
   о наложении штрафа по делу № 03-06/86-2011 об административном правонарушении

«01» июля  2011 года                                                                                                               г. Архангельск

Руководитель Архангельского Управления Федеральной антимонопольной службы России (далее по тексту – Архангельское УФАС России), Алешин Константин Николаевич, рассмотрев протокол № 86 от 17.06.2011 по делу № 03-06/86-2011 об административном правонарушении и иные  материалы дела № 03-06/86-2011 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Мобильный рай» (юридический адрес – г. Вологда, ул. Ветошкина, д. 36, офис 401; ОГРНЮЛ  - 1063525117710; ИНН – 3525175648; КПП – 352501001; БИК -  041117748; Ф.И.О, должность руководителя – Кузнецов Михаил Валерьевич, директор; финансовое состояние – не представлено),
в отсутствии:
лица, в отношении которого ведется производство по делу № 03-06/86-2011 об административном правонарушении – законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «Мобильный рай» (далее по тексту – ООО «Мобильный рай»), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 03-06/86-2011 об административном правонарушении, в заседание Комиссии не явился, для участия в рассмотрении дела № 03-06/86-2011 не направил представителя по доверенности.
Заявил 2 (два) ходатайства от 21.06.2011 о переносе места рассмотрения дела № 03-06/86-2011 об административном правонарушении в УФАС по Вологодской области (г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25) и о рассмотрении дела № 03-06/86-2011 в отсутствии законного представителя ООО «Мобильный рай». Оснований для удовлетворения ходатайства о переносе  места рассмотрения дела № 03-06/86-2011 об административном правонарушении в УФАС по Вологодской области (г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25) не имеется в силу ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ. Данное ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело № 03-06/86-2011 об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии законного представителя ООО «Мобильный рай»,
     
     УСТАНОВИЛ:
20.05.2011 и.о. прокурора Няндомского района Архангельской области, советником юстиции Громцевым М.Л. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Мобильный рай»  по факту распространения на стене магазина «Мобильный рай» (Архангельская область, г. Няндома, ул. Ленина, д. 32 «а») со стороны ул. 60 лет Октября г. Няндома Архангельской области баннера с рекламной информацией «Мобильный рай. Кредит» с нарушением требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»).
Согласно указанному постановлению ООО «Мобильный рай» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, выразившееся в размещении на наружной стене магазина «Мобильный рай», арендуемого ООО «Мобильный рай» (договор аренды нежилого отдельно стоящего здания от 01.05.2010), по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Ленина, д. 32 «а», со стороны ул. 60 лет Октября г. Няндома Архангельской области, баннера с рекламной информацией следующего содержания: «Мобильный рай. Кредит» с нарушением требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», а именно: отсутствие информации о лице, предоставляющем кредит.

17.06.2011 ведущим специалистом-экспертом отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России, Шестаковой Н.М., в отношении ООО «Мобильный рай» составлен протокол № 86 по делу № 03-06/86-2011 об административном правонарушении, согласно которому ООО «Мобильный рай» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, выразившегося размещении на наружной стене магазина «Мобильный рай», арендуемого ООО «Мобильный рай» (договор аренды нежилого отдельно стоящего здания от 01.05.2010), по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Ленина, д. 32 «а», со стороны ул. 60 лет Октября г. Няндома Архангельской области, баннера с рекламной информацией следующего содержания: «Мобильный рай. Кредит» с нарушением требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», а именно: отсутствие информации о лице, предоставляющем кредит.

Факт нарушения требований рекламного законодательства Российской Федерации установлен решением Комиссии Архангельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 17.06.2011 по делу № 03-05/47-2011.
Решением Комиссии Архангельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.06.2011 по делу № 03-05/47-2011 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, поскольку распространена с нарушением ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Материалы дела № 03-05/47-2011 являются неотъемлемым приложением к материалам настоящего дела об административном правонарушении.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При этом в качестве товара рассматриваются также работы и услуги.
Рассматриваемая информация распространена посредством баннера, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на формирование интереса к товарам народного потребления ООО «Мобильный рай», формирует и поддерживает интерес к ним и продвигает на рынке реализации товаров народного потребления. Одновременно реклама направлена на привлечения внимания к услугам по предоставлению кредита, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».
Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Регулируемые нормами гражданского законодательства кредитные правоотношения различны по своему содержанию и субъектному составу. В частности, статья 488 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусматривает продажу товара в кредит, под которой понимается оплата товара через определенное время после его передачи покупателю. Параграфы 2 и 3 главы 42 ГК РФ регулируют правоотношения по предоставлению банковского, товарного и коммерческого кредита.
Согласно материалам, предоставленным и.о. прокурора Няндомского района Архангельской области, советником юстиции Громцевым М.Л., в магазине «Мобильный рай» потенциальным потребителям предоставляется услуги по кредитованию через следующие банки-партнеры: ООО «Хоум кредит», ОАО «ОТП банк», ООО «Ренессанс Банк».
Согласно письму (входящий № 3983 от 28.06.2011) представителя КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) по доверенности № 7-92 от 02.04.2011 Тазиевой Натальи Владимировны на запрос Архангельского УФАС России от 31.05.2011 № 03-12/2996 между КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) и ООО «Мобильный рай» 15.11.2009 заключен договор № 1 /б-Мобил/Вол. Дополнительно сообщено, что к вышеуказанному договору 21.12.2009 заключено дополнительное соглашение № 4 о сотрудничестве банка с торговой точкой в г. Няндома Архангельской области. За период с 01.01.2011 услугами банка воспользовались всего 7 (Семь) клиентов магазина «Мобильный рай».
Директор регионального центра г. Архангельск Санкт-Петербургского филиала ООО «ХКФ Банк» Витков П.Л. письмом № 32-Ф-4-01/017-069 от 07.06.2011 (входящий № 3570 от 07.06.2011) на запрос Архангельского УФАС России от 31.05.2011 № 03-12/2995 сообщил, что между банком и ООО «Мобильный Рай» заключен договор № 263/44 от 02.03.2009 по организации безналичных расчетов, возникающих при кредитовании банком покупателей, приобретающих товары у ООО «Мобильный рай». С 01.01.2011 по 07.06.2011 ООО «Мобильный рай» по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Ленина, д. 32 «а» не было оформлено ни одного договора о предоставлении банком кредитов.
ОАО «ОТП Банк» на запрос Архангельского УФАС России от 31.05.2011 № 03-12/2997 пояснений не представил. 

В силу ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
На основании п. 2 ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Опубликованный текст рекламного объявления содержит условия приобретения товаров в кредит, при этом для его обозначения используется текстовой оборот «Кредит»
Рассматриваемая реклама формирует интерес к конкретным финансовым услугам: банковским услугам по предоставлению кредита. При этом в данном рекламном объявлении не указаны сведения о лице, предоставляющем кредит.
Отсутствие в рассматриваемой рекламе сведений о наименовании банка противоречит ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Рассматриваемая рекламная конструкция содержит указание на возможность приобретения товаров сети салонов связи «Мобильный рай» в кредит, фраза «КРЕДИТ» занимает значительное место на рекламной конструкции, указано большими четкими печатными буквами, что свидетельствует о направленном воздействии на потребителей рекламы с целью формирования у них желания воспользоваться услугой по кредитованию.
Кроме того, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. Текст объявления должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи самой сетью салонов связи «Мобильный рай» товаров в рассрочку или в кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и (или) лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленного банком или иной финансовой организацией. В момент восприятия рассматриваемой рекламы у потребителя создается впечатление о возможности получения кредита непосредственно в сети салонов связи «Мобильный рай».
Аналогичная правовая позиция нашла отражение и в судебной практике, в том числе, и в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2009 № 8856/09.       

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (ст. 3 ФЗ «О рекламе»).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Учитывая изложенное выше, рассматриваемая реклама распространена с нарушением ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Таким образом, в данном случае имеет место реклама, не отвечающая требованиям ФЗ «О рекламе».
В соответствии с п. 4 ст. 3 и ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей, и не допускается.

Согласно ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных  ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы в силу п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», то есть лицом, осуществившим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ООО «Мобильный рай».

В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 ст. 14.3 КоАП РФ, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
ООО «Мобильный рай» достаточных мер для проверки соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, не предприняло, несмотря на то, что могло это сделать, то есть самонадеянно устранилось от обеспечения прав потребителей рекламы.

Объектом административного правонарушения является установленное законодательством Российской Федерации о рекламе требование об указании в рекламе финансовых услуг сведений о лице, оказывающем финансовые услуги.
Несоблюдение указанных требований является отражением объективной стороны.
Субъектом указанного административного правонарушения является Общество с ограниченной ответственностью «Мобильный рай».
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется формой неосторожной вины.
Несоблюдение положений рекламного законодательства Российской Федерации об указании в рекламе финансовых услуг сведений о лице, оказывающем финансовые услуги, может привести к введению в заблуждение потребителей рекламы, посягает на общественные отношения в области предпринимательской деятельности, законные экономические интересы физических лиц (потребителей), общества и государства.

Уполномоченное должностное лицо Архангельского УФАС России (К.Н. Алешин) считает, что основания, свидетельствующие о малозначительности вмененного ООО «Мобильный рай» в вину рассматриваемого деяния, отсутствует в силу следующего.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным. 
Применение ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом, а не обязанностью.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, согласно абз. 3 п. 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но  и решить вопрос о социальной опасности деяния. 
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О рекламе» целями настоящего закона являются реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
ФЗ «О рекламе» прямо требует обеспечения потребителей достоверной информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей.
В данном случае несоответствие рассматриваемой рекламы требованиям ФЗ «О рекламе» нарушает права и законные интересы потребителей на получение полной информации о лице, оказывающем услуги по кредитованию, что представляет собой существенную угрозу охраняемым правом общественным отношениям в сфере потребительского рынка. 
По юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, образует формальный состав. В связи с этим существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате допущенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО «Мобильный рай» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Кроме того, с 31 марта 2010 года вступила в действие новая редакция ст. 14.3 КоАП РФ, в которой по вменяемому нарушению предусмотрен штраф в минимальном размере 100 000 (Сто тысяч) рублей (ст. 14.3 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 210-ФЗ предусматривала минимальный размер административного штрафа 40 000 рублей), законодатель тем самым определил степень общественной опасности данного деяния. 

При назначении административного наказания принимается во внимание, что ранее ООО «Мобильный рай» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, не привлекалось.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст. 4.2, ч. 1 ст. 14.3, ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Общество с ограниченной ответственности «Мобильный рай» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить Обществу с ограниченной ответственности «Мобильный рай» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

 

Штраф перечислить:
Получатель: УФК по Архангельской области (Архангельское УФАС России)
ИНН 2901061919
КПП  290101001
л/с 03241285520 в Управлении федерального казначейства по Архангельской области
р/сч  40101810500000010003
БИК  041117001
КБК  16111626000010000140
ОКАТО  11401000000
ГРКЦ  ГУ Банка России по Архангельской области
Назначение платежа: штраф по делу № 03-06/86-2011.

Согласно  ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3  КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 (тридцати) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 (тридцати) дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Рекомендуем ООО «Мобильный рай» представить в Архангельское УФАС России копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа (тел./факс: (8182) 46-89-87).

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>





Untitled Document

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 86
   о наложении штрафа по делу № 03-06/86-2011 об административном правонарушении

«01» июля  2011 года                                                                                                               г. Архангельск

Руководитель Архангельского Управления Федеральной антимонопольной службы России (далее по тексту – Архангельское УФАС России), Алешин Константин Николаевич, рассмотрев протокол № 86 от 17.06.2011 по делу № 03-06/86-2011 об административном правонарушении и иные  материалы дела № 03-06/86-2011 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Мобильный рай» (юридический адрес – г. Вологда, ул. Ветошкина, д. 36, офис 401; ОГРНЮЛ  - 1063525117710; ИНН – 3525175648; КПП – 352501001; БИК -  041117748; Ф.И.О, должность руководителя – Кузнецов Михаил Валерьевич, директор; финансовое состояние – не представлено),
в отсутствии:
лица, в отношении которого ведется производство по делу № 03-06/86-2011 об административном правонарушении – законного представителя Общества с ограниченной ответственностью «Мобильный рай» (далее по тексту – ООО «Мобильный рай»), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела № 03-06/86-2011 об административном правонарушении, в заседание Комиссии не явился, для участия в рассмотрении дела № 03-06/86-2011 не направил представителя по доверенности.
Заявил 2 (два) ходатайства от 21.06.2011 о переносе места рассмотрения дела № 03-06/86-2011 об административном правонарушении в УФАС по Вологодской области (г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25) и о рассмотрении дела № 03-06/86-2011 в отсутствии законного представителя ООО «Мобильный рай». Оснований для удовлетворения ходатайства о переносе  места рассмотрения дела № 03-06/86-2011 об административном правонарушении в УФАС по Вологодской области (г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25) не имеется в силу ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ. Данное ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело № 03-06/86-2011 об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии законного представителя ООО «Мобильный рай»,
     
     УСТАНОВИЛ:
20.05.2011 и.о. прокурора Няндомского района Архангельской области, советником юстиции Громцевым М.Л. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Мобильный рай»  по факту распространения на стене магазина «Мобильный рай» (Архангельская область, г. Няндома, ул. Ленина, д. 32 «а») со стороны ул. 60 лет Октября г. Няндома Архангельской области баннера с рекламной информацией «Мобильный рай. Кредит» с нарушением требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»).
Согласно указанному постановлению ООО «Мобильный рай» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, выразившееся в размещении на наружной стене магазина «Мобильный рай», арендуемого ООО «Мобильный рай» (договор аренды нежилого отдельно стоящего здания от 01.05.2010), по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Ленина, д. 32 «а», со стороны ул. 60 лет Октября г. Няндома Архангельской области, баннера с рекламной информацией следующего содержания: «Мобильный рай. Кредит» с нарушением требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», а именно: отсутствие информации о лице, предоставляющем кредит.

17.06.2011 ведущим специалистом-экспертом отдела контроля рекламного законодательства Архангельского УФАС России, Шестаковой Н.М., в отношении ООО «Мобильный рай» составлен протокол № 86 по делу № 03-06/86-2011 об административном правонарушении, согласно которому ООО «Мобильный рай» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, выразившегося размещении на наружной стене магазина «Мобильный рай», арендуемого ООО «Мобильный рай» (договор аренды нежилого отдельно стоящего здания от 01.05.2010), по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Ленина, д. 32 «а», со стороны ул. 60 лет Октября г. Няндома Архангельской области, баннера с рекламной информацией следующего содержания: «Мобильный рай. Кредит» с нарушением требований ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», а именно: отсутствие информации о лице, предоставляющем кредит.

Факт нарушения требований рекламного законодательства Российской Федерации установлен решением Комиссии Архангельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 17.06.2011 по делу № 03-05/47-2011.
Решением Комиссии Архангельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.06.2011 по делу № 03-05/47-2011 рассматриваемая реклама признана ненадлежащей, поскольку распространена с нарушением ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Материалы дела № 03-05/47-2011 являются неотъемлемым приложением к материалам настоящего дела об административном правонарушении.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При этом в качестве товара рассматриваются также работы и услуги.
Рассматриваемая информация распространена посредством баннера, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на формирование интереса к товарам народного потребления ООО «Мобильный рай», формирует и поддерживает интерес к ним и продвигает на рынке реализации товаров народного потребления. Одновременно реклама направлена на привлечения внимания к услугам по предоставлению кредита, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».
Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Регулируемые нормами гражданского законодательства кредитные правоотношения различны по своему содержанию и субъектному составу. В частности, статья 488 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусматривает продажу товара в кредит, под которой понимается оплата товара через определенное время после его передачи покупателю. Параграфы 2 и 3 главы 42 ГК РФ регулируют правоотношения по предоставлению банковского, товарного и коммерческого кредита.
Согласно материалам, предоставленным и.о. прокурора Няндомского района Архангельской области, советником юстиции Громцевым М.Л., в магазине «Мобильный рай» потенциальным потребителям предоставляется услуги по кредитованию через следующие банки-партнеры: ООО «Хоум кредит», ОАО «ОТП банк», ООО «Ренессанс Банк».
Согласно письму (входящий № 3983 от 28.06.2011) представителя КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) по доверенности № 7-92 от 02.04.2011 Тазиевой Натальи Владимировны на запрос Архангельского УФАС России от 31.05.2011 № 03-12/2996 между КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) и ООО «Мобильный рай» 15.11.2009 заключен договор № 1 /б-Мобил/Вол. Дополнительно сообщено, что к вышеуказанному договору 21.12.2009 заключено дополнительное соглашение № 4 о сотрудничестве банка с торговой точкой в г. Няндома Архангельской области. За период с 01.01.2011 услугами банка воспользовались всего 7 (Семь) клиентов магазина «Мобильный рай».
Директор регионального центра г. Архангельск Санкт-Петербургского филиала ООО «ХКФ Банк» Витков П.Л. письмом № 32-Ф-4-01/017-069 от 07.06.2011 (входящий № 3570 от 07.06.2011) на запрос Архангельского УФАС России от 31.05.2011 № 03-12/2995 сообщил, что между банком и ООО «Мобильный Рай» заключен договор № 263/44 от 02.03.2009 по организации безналичных расчетов, возникающих при кредитовании банком покупателей, приобретающих товары у ООО «Мобильный рай». С 01.01.2011 по 07.06.2011 ООО «Мобильный рай» по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. Ленина, д. 32 «а» не было оформлено ни одного договора о предоставлении банком кредитов.
ОАО «ОТП Банк» на запрос Архангельского УФАС России от 31.05.2011 № 03-12/2997 пояснений не представил. 

В силу ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
На основании п. 2 ст. 4 Федерального Закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Опубликованный текст рекламного объявления содержит условия приобретения товаров в кредит, при этом для его обозначения используется текстовой оборот «Кредит»
Рассматриваемая реклама формирует интерес к конкретным финансовым услугам: банковским услугам по предоставлению кредита. При этом в данном рекламном объявлении не указаны сведения о лице, предоставляющем кредит.
Отсутствие в рассматриваемой рекламе сведений о наименовании банка противоречит ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

Рассматриваемая рекламная конструкция содержит указание на возможность приобретения товаров сети салонов связи «Мобильный рай» в кредит, фраза «КРЕДИТ» занимает значительное место на рекламной конструкции, указано большими четкими печатными буквами, что свидетельствует о направленном воздействии на потребителей рекламы с целью формирования у них желания воспользоваться услугой по кредитованию.
Кроме того, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара. Текст объявления должен содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи самой сетью салонов связи «Мобильный рай» товаров в рассрочку или в кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и (или) лиц, предоставляющих кредит. Приобретение товара (услуг) с его оплатой через определенное время (рассрочкой или отсрочкой) непосредственно у продавца может рассматриваться потребителем как более выгодные условия, нежели приобретение товара в кредит, предоставленного банком или иной финансовой организацией. В момент восприятия рассматриваемой рекламы у потребителя создается впечатление о возможности получения кредита непосредственно в сети салонов связи «Мобильный рай».
Аналогичная правовая позиция нашла отражение и в судебной практике, в том числе, и в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2009 № 8856/09.       

Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (ст. 3 ФЗ «О рекламе»).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Учитывая изложенное выше, рассматриваемая реклама распространена с нарушением ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Таким образом, в данном случае имеет место реклама, не отвечающая требованиям ФЗ «О рекламе».
В соответствии с п. 4 ст. 3 и ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей, и не допускается.

Согласно ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных  ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
Рекламораспространителем рассматриваемой рекламы в силу п. 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе», то есть лицом, осуществившим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, является ООО «Мобильный рай».

В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 ст. 14.3 КоАП РФ, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
ООО «Мобильный рай» достаточных мер для проверки соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе, не предприняло, несмотря на то, что могло это сделать, то есть самонадеянно устранилось от обеспечения прав потребителей рекламы.

Объектом административного правонарушения является установленное законодательством Российской Федерации о рекламе требование об указании в рекламе финансовых услуг сведений о лице, оказывающем финансовые услуги.
Несоблюдение указанных требований является отражением объективной стороны.
Субъектом указанного административного правонарушения является Общество с ограниченной ответственностью «Мобильный рай».
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется формой неосторожной вины.
Несоблюдение положений рекламного законодательства Российской Федерации об указании в рекламе финансовых услуг сведений о лице, оказывающем финансовые услуги, может привести к введению в заблуждение потребителей рекламы, посягает на общественные отношения в области предпринимательской деятельности, законные экономические интересы физических лиц (потребителей), общества и государства.

Уполномоченное должностное лицо Архангельского УФАС России (К.Н. Алешин) считает, что основания, свидетельствующие о малозначительности вмененного ООО «Мобильный рай» в вину рассматриваемого деяния, отсутствует в силу следующего.
Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным. 
Применение ст. 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом, а не обязанностью.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Кроме того, согласно абз. 3 п. 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но  и решить вопрос о социальной опасности деяния. 
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О рекламе» целями настоящего закона являются реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
ФЗ «О рекламе» прямо требует обеспечения потребителей достоверной информацией, которая необходима для реализации предоставленных возможностей.
В данном случае несоответствие рассматриваемой рекламы требованиям ФЗ «О рекламе» нарушает права и законные интересы потребителей на получение полной информации о лице, оказывающем услуги по кредитованию, что представляет собой существенную угрозу охраняемым правом общественным отношениям в сфере потребительского рынка. 
По юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, образует формальный состав. В связи с этим существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате допущенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО «Мобильный рай» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Кроме того, с 31 марта 2010 года вступила в действие новая редакция ст. 14.3 КоАП РФ, в которой по вменяемому нарушению предусмотрен штраф в минимальном размере 100 000 (Сто тысяч) рублей (ст. 14.3 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 210-ФЗ предусматривала минимальный размер административного штрафа 40 000 рублей), законодатель тем самым определил степень общественной опасности данного деяния. 

При назначении административного наказания принимается во внимание, что ранее ООО «Мобильный рай» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, не привлекалось.

С учетом вышеизложенного и руководствуясь ст. 4.2, ч. 1 ст. 14.3, ст. 23.48, ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Общество с ограниченной ответственности «Мобильный рай» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить Обществу с ограниченной ответственности «Мобильный рай» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

 

Штраф перечислить:
Получатель: УФК по Архангельской области (Архангельское УФАС России)
ИНН 2901061919
КПП  290101001
л/с 03241285520 в Управлении федерального казначейства по Архангельской области
р/сч  40101810500000010003
БИК  041117001
КБК  16111626000010000140
ОКАТО  11401000000
ГРКЦ  ГУ Банка России по Архангельской области
Назначение платежа: штраф по делу № 03-06/86-2011.

Согласно  ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3  КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 (тридцати) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 (тридцати) дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

Рекомендуем ООО «Мобильный рай» представить в Архангельское УФАС России копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа (тел./факс: (8182) 46-89-87).


[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Признать Общество с ограниченной ответственности «Мобильный рай» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

[format] => full_html [safe_value] =>

Признать Общество с ограниченной ответственности «Мобильный рай» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-08 12:24:48 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-08 12:24:48 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321497217 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Архангельское УФАС России )