Решение по делу №12т-14 (заявитель: ООО «ГорИнвестПроект»)

Номер дела: 12т-14
Дата публикации: 5 мая 2014, 16:52

РЕШЕНИЕ

05.05.2014                                                                                                                 г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения оглашена: 28 апреля 2014 года

Решение изготовлено в полном объеме: 05 мая 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

 

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области; начальник отдела антимонопольного контроля;

Член комиссии

-

Спирина Т.А.

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля;

Член комиссии

-

Куницын А.С.

Специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля;

Член комиссии

-

Шарыгина Е.С.

Специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля,

 

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствии представителей Заявителя - ООО «ГорИнвестПроект» и Заказчика - Муниципального предприятия «Горводоканал» муниципального образования «Котлас».

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.04.2014 в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «ГорИнвестПроект» (далее – Заявитель) на действия Заказчика - Муниципального предприятия «Горводоканал» муниципального образования «Котлас» (далее – МП «Горводоканал» МО «Котлас», Предприятие), при проведении открытой закупочной процедуры способом  «Запрос предложений» на право заключения договора на оказание услуги по вступлению в члены Саморегулируемых организаций (далее - СРО) строителей и проектировщиков (извещение о проведении о закупки № 31401051633  размещено на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru).

Содержание жалобы:

Заявитель полагает, что при размещении заказа, Заказчиком были допущены нарушения действующего законодательства и Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МП «Горводоканал» МО «Котлас».

Представитель Заявителя и Заказчика не явились на заседание Комиссии. Заказчик не согласен с доводами, изложенными в жалобе, по основаниям, представленным в письменных возражениях (письмо исх. № 1-16/725 от 24.05.2014).

 

Комиссия  Архангельского УФАС России  согласно  статье  18.1  Федерального  закона   от   26.07.2006  №  135-ФЗ «О   защите   конкуренции»   рассмотрела    жалобу ООО «ГорИнвестПроект»  с  учетом  следующего.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В понимании Закона о закупках МП «Горводоканал» МО «Котлас» является Заказчиком, который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Правовым актом, регламентирующим правила закупки Предприятия, принятым в соответствии со ст. 2 Закона о закупках, является Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МП «Горводоканал» МО «Котлас», утвержденное директором МП «Горводоканал» от 27.02.2013 № 16-ФХЗ (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и содержит требования к закупке, в том числе: способы закупки, общий порядок проведения закупочных процедур (аукциона, конкурса, запроса цен, запроса предложений), особенности проведения таких закупочных процедур, порядок заключения и исполнения договора, а также порядок оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений. Данное Положение о закупках было опубликовано на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru, что соответствует законодательству РФ (ч. 1 ст. 4 Закона о закупках).

В соответствии с вышеуказанным положением Заказчиком были разработаны и размещены на официальном сайте документация открытой закупочной процедуры способом «Запрос предложений», предмет закупки: оказание услуги по вступлению в члены СРО строителей и проектировщиков (далее – Документация), а также извещение о проведении закупки № 31401051633, что соответствует ч. 5 ст. 4 Закона о закупках.

Из поступивших в Управление сведений следует, что извещение о закупке способом «Запрос предложений » было опубликовано Предприятием на официальном сайте, а также на сайте Предприятия (www.gvk29.ru) за 20 дней до дня окончания подачи заявок, что не противоречит ч. 2 ст. 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что данная норма Закона о закупках регламентирует срок размещения извещения в части размещения заказов только путем проведения конкурса или аукциона. Срок подачи заявок для закупок продукции иными способами закупки не установлен.

ООО «ГорИнвестПроект», не согласившись с действиями Заказчика при размещении заказа, обратилось в Архангельское УФАС России с жалобой, в которой указало на нарушения Положения о закупках Предприятия и действующего законодательства Российской Федерации, а именно:

 

1) Заказчик неправомерно определил предмет закупки, так как оказание услуги по вступлению в члены СРО строителей и проектировщиков не может являться услугой.

Заявитель полагает, что вступление в саморегулируемую организацию для лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, не может являться закупкой и не попадает под действие названного закона. Вместе с тем, по мнению Заявителя, начальная (максимальная) цена договора для данной закупки экономически необоснованна.

В письменных возражениях Заказчик не поддержал довод жалобы относительно неправомерного определения предмета закупки и пояснил, что оказание услуг по вступлению в члены СРО строителей и проектировщиков относится к договору возмездного оказания услуг в смысле статьи 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которой по договору возмездного оказания услуг исполнитель по заданию заказчика обязуется оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Комиссия Управления отмечает, что в данном случае МП «Горводоканал» МО «Котлас» не представило пояснений, какие именно услуги включает в себя данная услуга (агентские, юридические или иные), и какой именно договор должен быть заключен по итогам проведения данной закупочной процедуры. Вместе с тем, Закон о закупках не регламентирует правила определения Заказчиком предмета закупки, данная потребность определяется Заказчиком самостоятельно.

Довод Заявителя относительно неправильного определения начальной цены договора Заказчиком не поясняется.

Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что Заявитель имел возможность воспользоваться правом, предусмотренным п. 17 документации открытой закупочной процедуры способом «Запрос предложений», из которого следует, что любой участник вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений документации (по форме из Приложения) по проведению запроса предложений в части, касающейся запроса предложений, не позднее чем за 5 (пять) дней до дня окончания подачи предложений в письменном виде за подписью уполномоченного лица участника процедуры закупки по контактным реквизитам заказчика (по адресу места нахождения).

Разъяснения документации предоставляются Заказчиком в течение 2 рабочих дней с даты получения запроса.

Учитывая вышеизложенное, в рамках рассмотрения дела № 12т-14 Комиссии Управления невозможно дать правовую оценку по данным вопросам.

 

2) Утверждение Заказчика, изложенное в первом абзаце гл. 1 документации открытой закупочной процедуры способом «Запрос предложений», о том, что проводимая закупочная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником, а также не является публичной офертой, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям Закона о закупках и требованиям Положения о закупках Заказчика.

Данный  довод Заказчиком не пояснялся.

Вместе с тем, Комиссия Архангельского УФАС поясняет, что рассматриваемая процедура размещения заказа не является торгами в смысле ст. ст. 447-449 ГК РФ, 1057-1061 ГК РФ. Следовательно, процедура запроса предложений не являющаяся торгами не накладывает на заказчика и организатора обязательств, установленных статьями ГК РФ.

Законом о закупках также предусмотрено три способа размещения заказа – конкурс, аукцион, электронные торги. В то же время ч. 3 ст. 3 Закона о закупках за заказчиком закреплено право предусматривать в положении о закупках иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупках порядок закупки указанными способами.

Документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения, является Положение о закупке.

Порядок  заключения  договора по результатам проведения запроса предложений МП «Горводоканал» МО «Котлас» определен в ч. 9 гл. 12 Положения о закупках Предприятия, согласно которому установлено, что Заказчик вправе без объяснения причин отказаться от заключения договора. При этом заказчик не несет обязательств по возмещению расходов, понесенных участником процедуры закупки в связи с участием в проведении запроса предложений.

Таким образом, при указанных действиях Заказчика, Комиссия Управления не усматривает нарушений требований Закона о закупках.

 

3) Заказчик не разместил на официальном сайте проект договора, заключаемого по итогам закупки.

Исходя из имеющихся в распоряжении Управления сведений следует, что проект договора не был опубликован Заказчиком на официальном сайте, что является нарушением ч. 5 ст. 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что п.п. 16 п. 3 гл. 4 Положения о закупках МП «Горводоканал» МО «Котлас» закупочная документация утверждается заказчиком и включает в себя, в том числе наряду с иными требованиями, проект договора, заключаемого по итогам закупки, а также п. 3 гл. 3 Положения о закупках Предприятия определено, что проект договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, подлежит размещению на официальном сайте и сайте Предприятия.

В письменных возражениях Заказчик не поддержал данный довод жалобы, указав на то что, в соответствии с Документацией о закупке (п. 18) победителю запроса предложений в течение 5 рабочих дней направляется уведомление (по факсу или электронной почте) об этом об этом (его победе), с предложением заключить договор на условиях, указанных в запросе предложений и окончательном предложении участника, и проект такого договора.

Вместе с тем, Заказчик указал, что п. 12.7.2 Положения о закупках содержится  информация о том, что предложение, подаваемое участником запроса предложений должно включать в себя помимо прочего проект договора, подготовленный в соответствии с требованиями и условиями, установленными документацией о проведении запроса предложений;

Таким образом, при указанных действиях Заказчика, Комиссия Управления усматривает нарушения требований Закона о закупках и закупочной документации Предприятия.

 

Руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалобы № 12т-14

 

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ООО «ГорИнвестПроект» обоснованной.

2) Признать МП «Горводоканал» МО «Котлас» нарушившим:

- ч. 5 ст. 4 Закона о закупках, п.п. 16 п. 3 гл. 4, п. 3 гл. 3 Положения о закупках МП «Горводоканал» МО «Котлас» (в части не размещения проекта договора);

3) Выдать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений, допущенных при проведении процедуры закупки, а именно: разместить на официальном сайте закупок (www.zakupki.gov.ru) проект договора в трехдневный срок с момента получения предписания.

4) Установить срок исполнения предписания – до 15.05.2014.

5) В срок до 19.05.2014 представить в Архангельское УФАС России по адресу: 163000, г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru, информацию об исполнении настоящего предписания (с приложением подтверждающих документов).

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006       № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии:

 

Цакулов Ю.Г.

Члены комиссии

 

Спирина Т.А.

 

 

Куницын А.С.

 

 

Шарыгина Е.С.

 

Файлы для скачивания

reshenie_18.1.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.08 МБ
predpisanie.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.05 МБ
stdClass Object ( [vid] => 8210 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №12т-14 (заявитель: ООО «ГорИнвестПроект») [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8210 [type] => solution [language] => ru [created] => 1399294459 [changed] => 1399294459 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1399294459 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

05.05.2014                                                                                                                 г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения оглашена: 28 апреля 2014 года

Решение изготовлено в полном объеме: 05 мая 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

 

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области; начальник отдела антимонопольного контроля;

Член комиссии

-

Спирина Т.А.

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля;

Член комиссии

-

Куницын А.С.

Специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля;

Член комиссии

-

Шарыгина Е.С.

Специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля,

 

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствии представителей Заявителя - ООО «ГорИнвестПроект» и Заказчика - Муниципального предприятия «Горводоканал» муниципального образования «Котлас».

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.04.2014 в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «ГорИнвестПроект» (далее – Заявитель) на действия Заказчика - Муниципального предприятия «Горводоканал» муниципального образования «Котлас» (далее – МП «Горводоканал» МО «Котлас», Предприятие), при проведении открытой закупочной процедуры способом  «Запрос предложений» на право заключения договора на оказание услуги по вступлению в члены Саморегулируемых организаций (далее - СРО) строителей и проектировщиков (извещение о проведении о закупки № 31401051633  размещено на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru).

Содержание жалобы:

Заявитель полагает, что при размещении заказа, Заказчиком были допущены нарушения действующего законодательства и Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МП «Горводоканал» МО «Котлас».

Представитель Заявителя и Заказчика не явились на заседание Комиссии. Заказчик не согласен с доводами, изложенными в жалобе, по основаниям, представленным в письменных возражениях (письмо исх. № 1-16/725 от 24.05.2014).

 

Комиссия  Архангельского УФАС России  согласно  статье  18.1  Федерального  закона   от   26.07.2006  №  135-ФЗ «О   защите   конкуренции»   рассмотрела    жалобу ООО «ГорИнвестПроект»  с  учетом  следующего.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В понимании Закона о закупках МП «Горводоканал» МО «Котлас» является Заказчиком, который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Правовым актом, регламентирующим правила закупки Предприятия, принятым в соответствии со ст. 2 Закона о закупках, является Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МП «Горводоканал» МО «Котлас», утвержденное директором МП «Горводоканал» от 27.02.2013 № 16-ФХЗ (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и содержит требования к закупке, в том числе: способы закупки, общий порядок проведения закупочных процедур (аукциона, конкурса, запроса цен, запроса предложений), особенности проведения таких закупочных процедур, порядок заключения и исполнения договора, а также порядок оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений. Данное Положение о закупках было опубликовано на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru, что соответствует законодательству РФ (ч. 1 ст. 4 Закона о закупках).

В соответствии с вышеуказанным положением Заказчиком были разработаны и размещены на официальном сайте документация открытой закупочной процедуры способом «Запрос предложений», предмет закупки: оказание услуги по вступлению в члены СРО строителей и проектировщиков (далее – Документация), а также извещение о проведении закупки № 31401051633, что соответствует ч. 5 ст. 4 Закона о закупках.

Из поступивших в Управление сведений следует, что извещение о закупке способом «Запрос предложений » было опубликовано Предприятием на официальном сайте, а также на сайте Предприятия (www.gvk29.ru) за 20 дней до дня окончания подачи заявок, что не противоречит ч. 2 ст. 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что данная норма Закона о закупках регламентирует срок размещения извещения в части размещения заказов только путем проведения конкурса или аукциона. Срок подачи заявок для закупок продукции иными способами закупки не установлен.

ООО «ГорИнвестПроект», не согласившись с действиями Заказчика при размещении заказа, обратилось в Архангельское УФАС России с жалобой, в которой указало на нарушения Положения о закупках Предприятия и действующего законодательства Российской Федерации, а именно:

 

1) Заказчик неправомерно определил предмет закупки, так как оказание услуги по вступлению в члены СРО строителей и проектировщиков не может являться услугой.

Заявитель полагает, что вступление в саморегулируемую организацию для лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, не может являться закупкой и не попадает под действие названного закона. Вместе с тем, по мнению Заявителя, начальная (максимальная) цена договора для данной закупки экономически необоснованна.

В письменных возражениях Заказчик не поддержал довод жалобы относительно неправомерного определения предмета закупки и пояснил, что оказание услуг по вступлению в члены СРО строителей и проектировщиков относится к договору возмездного оказания услуг в смысле статьи 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которой по договору возмездного оказания услуг исполнитель по заданию заказчика обязуется оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Комиссия Управления отмечает, что в данном случае МП «Горводоканал» МО «Котлас» не представило пояснений, какие именно услуги включает в себя данная услуга (агентские, юридические или иные), и какой именно договор должен быть заключен по итогам проведения данной закупочной процедуры. Вместе с тем, Закон о закупках не регламентирует правила определения Заказчиком предмета закупки, данная потребность определяется Заказчиком самостоятельно.

Довод Заявителя относительно неправильного определения начальной цены договора Заказчиком не поясняется.

Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что Заявитель имел возможность воспользоваться правом, предусмотренным п. 17 документации открытой закупочной процедуры способом «Запрос предложений», из которого следует, что любой участник вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений документации (по форме из Приложения) по проведению запроса предложений в части, касающейся запроса предложений, не позднее чем за 5 (пять) дней до дня окончания подачи предложений в письменном виде за подписью уполномоченного лица участника процедуры закупки по контактным реквизитам заказчика (по адресу места нахождения).

Разъяснения документации предоставляются Заказчиком в течение 2 рабочих дней с даты получения запроса.

Учитывая вышеизложенное, в рамках рассмотрения дела № 12т-14 Комиссии Управления невозможно дать правовую оценку по данным вопросам.

 

2) Утверждение Заказчика, изложенное в первом абзаце гл. 1 документации открытой закупочной процедуры способом «Запрос предложений», о том, что проводимая закупочная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником, а также не является публичной офертой, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям Закона о закупках и требованиям Положения о закупках Заказчика.

Данный  довод Заказчиком не пояснялся.

Вместе с тем, Комиссия Архангельского УФАС поясняет, что рассматриваемая процедура размещения заказа не является торгами в смысле ст. ст. 447-449 ГК РФ, 1057-1061 ГК РФ. Следовательно, процедура запроса предложений не являющаяся торгами не накладывает на заказчика и организатора обязательств, установленных статьями ГК РФ.

Законом о закупках также предусмотрено три способа размещения заказа – конкурс, аукцион, электронные торги. В то же время ч. 3 ст. 3 Закона о закупках за заказчиком закреплено право предусматривать в положении о закупках иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупках порядок закупки указанными способами.

Документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения, является Положение о закупке.

Порядок  заключения  договора по результатам проведения запроса предложений МП «Горводоканал» МО «Котлас» определен в ч. 9 гл. 12 Положения о закупках Предприятия, согласно которому установлено, что Заказчик вправе без объяснения причин отказаться от заключения договора. При этом заказчик не несет обязательств по возмещению расходов, понесенных участником процедуры закупки в связи с участием в проведении запроса предложений.

Таким образом, при указанных действиях Заказчика, Комиссия Управления не усматривает нарушений требований Закона о закупках.

 

3) Заказчик не разместил на официальном сайте проект договора, заключаемого по итогам закупки.

Исходя из имеющихся в распоряжении Управления сведений следует, что проект договора не был опубликован Заказчиком на официальном сайте, что является нарушением ч. 5 ст. 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что п.п. 16 п. 3 гл. 4 Положения о закупках МП «Горводоканал» МО «Котлас» закупочная документация утверждается заказчиком и включает в себя, в том числе наряду с иными требованиями, проект договора, заключаемого по итогам закупки, а также п. 3 гл. 3 Положения о закупках Предприятия определено, что проект договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, подлежит размещению на официальном сайте и сайте Предприятия.

В письменных возражениях Заказчик не поддержал данный довод жалобы, указав на то что, в соответствии с Документацией о закупке (п. 18) победителю запроса предложений в течение 5 рабочих дней направляется уведомление (по факсу или электронной почте) об этом об этом (его победе), с предложением заключить договор на условиях, указанных в запросе предложений и окончательном предложении участника, и проект такого договора.

Вместе с тем, Заказчик указал, что п. 12.7.2 Положения о закупках содержится  информация о том, что предложение, подаваемое участником запроса предложений должно включать в себя помимо прочего проект договора, подготовленный в соответствии с требованиями и условиями, установленными документацией о проведении запроса предложений;

Таким образом, при указанных действиях Заказчика, Комиссия Управления усматривает нарушения требований Закона о закупках и закупочной документации Предприятия.

 

Руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалобы № 12т-14

 

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ООО «ГорИнвестПроект» обоснованной.

2) Признать МП «Горводоканал» МО «Котлас» нарушившим:

- ч. 5 ст. 4 Закона о закупках, п.п. 16 п. 3 гл. 4, п. 3 гл. 3 Положения о закупках МП «Горводоканал» МО «Котлас» (в части не размещения проекта договора);

3) Выдать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений, допущенных при проведении процедуры закупки, а именно: разместить на официальном сайте закупок (www.zakupki.gov.ru) проект договора в трехдневный срок с момента получения предписания.

4) Установить срок исполнения предписания – до 15.05.2014.

5) В срок до 19.05.2014 представить в Архангельское УФАС России по адресу: 163000, г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru, информацию об исполнении настоящего предписания (с приложением подтверждающих документов).

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006       № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии:

 

Цакулов Ю.Г.

Члены комиссии

 

Спирина Т.А.

 

 

Куницын А.С.

 

 

Шарыгина Е.С.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

05.05.2014                                                                                                                 г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения оглашена: 28 апреля 2014 года

Решение изготовлено в полном объеме: 05 мая 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

 

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области; начальник отдела антимонопольного контроля;

Член комиссии

-

Спирина Т.А.

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля;

Член комиссии

-

Куницын А.С.

Специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля;

Член комиссии

-

Шарыгина Е.С.

Специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля,

 

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в отсутствии представителей Заявителя - ООО «ГорИнвестПроект» и Заказчика - Муниципального предприятия «Горводоканал» муниципального образования «Котлас».

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.04.2014 в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «ГорИнвестПроект» (далее – Заявитель) на действия Заказчика - Муниципального предприятия «Горводоканал» муниципального образования «Котлас» (далее – МП «Горводоканал» МО «Котлас», Предприятие), при проведении открытой закупочной процедуры способом  «Запрос предложений» на право заключения договора на оказание услуги по вступлению в члены Саморегулируемых организаций (далее - СРО) строителей и проектировщиков (извещение о проведении о закупки № 31401051633  размещено на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru).

Содержание жалобы:

Заявитель полагает, что при размещении заказа, Заказчиком были допущены нарушения действующего законодательства и Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МП «Горводоканал» МО «Котлас».

Представитель Заявителя и Заказчика не явились на заседание Комиссии. Заказчик не согласен с доводами, изложенными в жалобе, по основаниям, представленным в письменных возражениях (письмо исх. № 1-16/725 от 24.05.2014).

 

Комиссия  Архангельского УФАС России  согласно  статье  18.1  Федерального  закона   от   26.07.2006  №  135-ФЗ «О   защите   конкуренции»   рассмотрела    жалобу ООО «ГорИнвестПроект»  с  учетом  следующего.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В понимании Закона о закупках МП «Горводоканал» МО «Котлас» является Заказчиком, который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Правовым актом, регламентирующим правила закупки Предприятия, принятым в соответствии со ст. 2 Закона о закупках, является Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МП «Горводоканал» МО «Котлас», утвержденное директором МП «Горводоканал» от 27.02.2013 № 16-ФХЗ (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и содержит требования к закупке, в том числе: способы закупки, общий порядок проведения закупочных процедур (аукциона, конкурса, запроса цен, запроса предложений), особенности проведения таких закупочных процедур, порядок заключения и исполнения договора, а также порядок оценки заявок на участие в конкурсе и запросе предложений. Данное Положение о закупках было опубликовано на официальном сайте - www.zakupki.gov.ru, что соответствует законодательству РФ (ч. 1 ст. 4 Закона о закупках).

В соответствии с вышеуказанным положением Заказчиком были разработаны и размещены на официальном сайте документация открытой закупочной процедуры способом «Запрос предложений», предмет закупки: оказание услуги по вступлению в члены СРО строителей и проектировщиков (далее – Документация), а также извещение о проведении закупки № 31401051633, что соответствует ч. 5 ст. 4 Закона о закупках.

Из поступивших в Управление сведений следует, что извещение о закупке способом «Запрос предложений » было опубликовано Предприятием на официальном сайте, а также на сайте Предприятия (www.gvk29.ru) за 20 дней до дня окончания подачи заявок, что не противоречит ч. 2 ст. 3 Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что данная норма Закона о закупках регламентирует срок размещения извещения в части размещения заказов только путем проведения конкурса или аукциона. Срок подачи заявок для закупок продукции иными способами закупки не установлен.

ООО «ГорИнвестПроект», не согласившись с действиями Заказчика при размещении заказа, обратилось в Архангельское УФАС России с жалобой, в которой указало на нарушения Положения о закупках Предприятия и действующего законодательства Российской Федерации, а именно:

 

1) Заказчик неправомерно определил предмет закупки, так как оказание услуги по вступлению в члены СРО строителей и проектировщиков не может являться услугой.

Заявитель полагает, что вступление в саморегулируемую организацию для лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, не может являться закупкой и не попадает под действие названного закона. Вместе с тем, по мнению Заявителя, начальная (максимальная) цена договора для данной закупки экономически необоснованна.

В письменных возражениях Заказчик не поддержал довод жалобы относительно неправомерного определения предмета закупки и пояснил, что оказание услуг по вступлению в члены СРО строителей и проектировщиков относится к договору возмездного оказания услуг в смысле статьи 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации, согласно которой по договору возмездного оказания услуг исполнитель по заданию заказчика обязуется оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Комиссия Управления отмечает, что в данном случае МП «Горводоканал» МО «Котлас» не представило пояснений, какие именно услуги включает в себя данная услуга (агентские, юридические или иные), и какой именно договор должен быть заключен по итогам проведения данной закупочной процедуры. Вместе с тем, Закон о закупках не регламентирует правила определения Заказчиком предмета закупки, данная потребность определяется Заказчиком самостоятельно.

Довод Заявителя относительно неправильного определения начальной цены договора Заказчиком не поясняется.

Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что Заявитель имел возможность воспользоваться правом, предусмотренным п. 17 документации открытой закупочной процедуры способом «Запрос предложений», из которого следует, что любой участник вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений документации (по форме из Приложения) по проведению запроса предложений в части, касающейся запроса предложений, не позднее чем за 5 (пять) дней до дня окончания подачи предложений в письменном виде за подписью уполномоченного лица участника процедуры закупки по контактным реквизитам заказчика (по адресу места нахождения).

Разъяснения документации предоставляются Заказчиком в течение 2 рабочих дней с даты получения запроса.

Учитывая вышеизложенное, в рамках рассмотрения дела № 12т-14 Комиссии Управления невозможно дать правовую оценку по данным вопросам.

 

2) Утверждение Заказчика, изложенное в первом абзаце гл. 1 документации открытой закупочной процедуры способом «Запрос предложений», о том, что проводимая закупочная процедура не накладывает на Заказчика соответствующего объема гражданско-правовых обязательств по обязательному заключению договора с победителем запроса предложений или иным его участником, а также не является публичной офертой, по мнению Заявителя, не соответствует требованиям Закона о закупках и требованиям Положения о закупках Заказчика.

Данный  довод Заказчиком не пояснялся.

Вместе с тем, Комиссия Архангельского УФАС поясняет, что рассматриваемая процедура размещения заказа не является торгами в смысле ст. ст. 447-449 ГК РФ, 1057-1061 ГК РФ. Следовательно, процедура запроса предложений не являющаяся торгами не накладывает на заказчика и организатора обязательств, установленных статьями ГК РФ.

Законом о закупках также предусмотрено три способа размещения заказа – конкурс, аукцион, электронные торги. В то же время ч. 3 ст. 3 Закона о закупках за заказчиком закреплено право предусматривать в положении о закупках иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупках порядок закупки указанными способами.

Документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения, является Положение о закупке.

Порядок  заключения  договора по результатам проведения запроса предложений МП «Горводоканал» МО «Котлас» определен в ч. 9 гл. 12 Положения о закупках Предприятия, согласно которому установлено, что Заказчик вправе без объяснения причин отказаться от заключения договора. При этом заказчик не несет обязательств по возмещению расходов, понесенных участником процедуры закупки в связи с участием в проведении запроса предложений.

Таким образом, при указанных действиях Заказчика, Комиссия Управления не усматривает нарушений требований Закона о закупках.

 

3) Заказчик не разместил на официальном сайте проект договора, заключаемого по итогам закупки.

Исходя из имеющихся в распоряжении Управления сведений следует, что проект договора не был опубликован Заказчиком на официальном сайте, что является нарушением ч. 5 ст. 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что п.п. 16 п. 3 гл. 4 Положения о закупках МП «Горводоканал» МО «Котлас» закупочная документация утверждается заказчиком и включает в себя, в том числе наряду с иными требованиями, проект договора, заключаемого по итогам закупки, а также п. 3 гл. 3 Положения о закупках Предприятия определено, что проект договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, подлежит размещению на официальном сайте и сайте Предприятия.

В письменных возражениях Заказчик не поддержал данный довод жалобы, указав на то что, в соответствии с Документацией о закупке (п. 18) победителю запроса предложений в течение 5 рабочих дней направляется уведомление (по факсу или электронной почте) об этом об этом (его победе), с предложением заключить договор на условиях, указанных в запросе предложений и окончательном предложении участника, и проект такого договора.

Вместе с тем, Заказчик указал, что п. 12.7.2 Положения о закупках содержится  информация о том, что предложение, подаваемое участником запроса предложений должно включать в себя помимо прочего проект договора, подготовленный в соответствии с требованиями и условиями, установленными документацией о проведении запроса предложений;

Таким образом, при указанных действиях Заказчика, Комиссия Управления усматривает нарушения требований Закона о закупках и закупочной документации Предприятия.

 

Руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалобы № 12т-14

 

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ООО «ГорИнвестПроект» обоснованной.

2) Признать МП «Горводоканал» МО «Котлас» нарушившим:

- ч. 5 ст. 4 Закона о закупках, п.п. 16 п. 3 гл. 4, п. 3 гл. 3 Положения о закупках МП «Горводоканал» МО «Котлас» (в части не размещения проекта договора);

3) Выдать Заказчику предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений, допущенных при проведении процедуры закупки, а именно: разместить на официальном сайте закупок (www.zakupki.gov.ru) проект договора в трехдневный срок с момента получения предписания.

4) Установить срок исполнения предписания – до 15.05.2014.

5) В срок до 19.05.2014 представить в Архангельское УФАС России по адресу: 163000, г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru, информацию об исполнении настоящего предписания (с приложением подтверждающих документов).

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006       № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии:

 

Цакулов Ю.Г.

Члены комиссии

 

Спирина Т.А.

 

 

Куницын А.С.

 

 

Шарыгина Е.С.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-10/2259 [format] => [safe_value] => 02-10/2259 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 12т-14 [format] => [safe_value] => 12т-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 901 [uid] => 5 [filename] => reshenie_18.1.doc [uri] => public://solution/2014/05/05/reshenie_18.1.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 85504 [status] => 1 [timestamp] => 1399294459 [origname] => reshenie_18.1.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) [1] => Array ( [fid] => 902 [uid] => 5 [filename] => predpisanie.doc [uri] => public://solution/2014/05/05/predpisanie.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 49152 [status] => 1 [timestamp] => 1399294459 [origname] => predpisanie.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-05 12:52:00 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-05 12:52:00 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1399294459 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Архангельское УФАС России )