Решение по делу №259оз-14 (заявитель: ООО «Росгосстрах»)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 259оз-14
Дата публикации: 2 октября 2014, 17:23

РЕШЕНИЕ

 

29 сентября 2014 года                                                                                             г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

 

Члены комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

     
 

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заявителя:  Абрамовой О.В. (доверенность от 15.09.2014 № 87), Беляевой Н.С. (доверенность от 20.12.2013 № 5);

Заказчика: Садиковой М.К. (доверенность от 26.092014), Агашева Е.А. (доверенность от 26.092014).

 

УСТАНОВИЛА:

22 сентября 2014 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Росгосстрах" (далее - Заявитель) на действия котировочной комиссии, созданной заказчиком - ГБУЗ АО "Вельская ЦРБ" (далее – котировочная комиссия), при проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств(ОСАГО) для ГБУЗ Архангельской области "Вельская центральная районная больница" на 2014-2015 гг (извещение № 0324300109714000201).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия котировочной комиссии в связи с отклонением котировочной заявки Заявителя. Заявитель считает, что в документации о закупке Заказчиком не указана необходимая информация для расчета страховой премии по каждому транспортному средству 

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 26.09.2014 № 5366.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

04.09.2014 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0324300109714000201 о проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для ГБУЗ Архангельской области "Вельская центральная районная больница" на 2014-2015 гг. (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 170 378,70 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 12.09.2014 № П1 поступило 2 заявки на участие в запросе котировок от ОАО «Страховое общество газовой промышленности» и ООО «Россгострах». Котировочная комиссия отклонила заявку ООО «Россгострах».

24.09.2014 между Заказчиком и ОАО «Страховое общество газовой промышленности» заключен контракт № 254/14 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для ГБУЗ Архангельской области "Вельская центральная районная больница" на 2014 год. Сведения об указанном контракте размещены на официальном сайте 26.09.2014.

Объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Частью 2 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 указанного Федерального закона.

При этом, из содержания частей 3 и 4 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе» следует, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта, а под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Согласно части 2 статьи 72 ФЗ «О контрактной системе» заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год.

В соответствии с частью 1 статьи 72 ФЗ «О контрактной системе» под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Частью 5 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе»  определено, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определены Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – ФЗ «Об ОСАГО»).

В соответствии со статьей 9 ФЗ «Об ОСАГО» Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Постановление № 739) установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС), в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) и т.д.

Для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определенная в порядке, утвержденном Постановление № 739, является фиксированной.

Установление размера страховой премии, не соответствующего требованиям Постановление № 739, является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании.

Из указанных норм следует, что цена контракта по ОСАГО, равная сумме страховой премии, рассчитанной в соответствии с требованиями Постановления № 739, не может изменяться в ходе осуществления закупки на услуги ОСАГО.

Следовательно, участник закупки, добросовестно исполняющий требования законодательства РФ об ОСАГО, не вправе предлагать иную цену, в том числе наиболее низкую, рассчитанную без учета требований Постановления № 739.

Тем самым, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как электронный аукцион или запрос котировок вынуждает участников закупки конкурировать между собой, предлагая наименьшую цену контракта, в то время как сумма страховой премии является фиксированной.

Заказчик принял решение о закупке на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств путем проведения Запроса котировок.

Из вышеизложенного следует, что осуществление закупки на оказание услуг ОСАГО в порядке предусмотренном параграфом 3 «определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок» ФЗ «О контрактной системе» является неправомерным, поскольку исходя из цели проведения запроса котировок, не представляется возможным обеспечить соблюдение требований Постановления № 739 и ФЗ «Об ОСАГО». Осуществление закупки на оказание услуг ОСАГО должно осуществляться исключительно путем проведения открытого конкурса.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 5 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе».

 

Пунктом 1 части 1 статьи 73 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 указанного Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).

Согласно пункту 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться в том числе начальная (максимальная) цена контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе» начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта рассчитана заказчиком методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) – на основе  трех коммерческих предложений от потенциальных исполнителей услуг по ОСАГО.

Исходя из законодательства Российской Федерации цены на услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств подлежат государственному регулированию. Следовательно, начальная (максимальная) цена контракта в данном случае должна быть рассчитана заказчиком тарифным методом на основании Постановления № 739.

Следовательно, начальная (максимальная) цена контракта рассчитана заказчиком не в соответствии с нормами статьи 22 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 73 ФЗ «О контрактной системе».

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного Федерального закона.

В силу требований части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования в соответствии с Постановлением № 739 для транспортных средств юридических лиц категории "С" рассчитываются по формуле:

Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КС x КН.

Комиссия Архангельского УФАС России установила, что в Техническое задание Заказчика не содержит коэффициент "КБМ", что не позволяет участнику закупки определить размер страховой премии в отношении каждого транспортного средства.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В связи с выявленными нарушениями у Заказчика, Комиссия Архангельского УФАС России не дает правовой оценки действиям котировочной комиссии по отклонению заявки Заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Росгосстрах"  обоснованной.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ АО "Вельская ЦРБ", нарушившим часть 5 статьи 24, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 73 ФЗ «О контрактной системе».

3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что контракт заключен.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                             Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                                 И.Ю. Короткова

                                                                                                                             Н.В. Вознесенская

 

Файлы для скачивания

reshenie_259oz-14.pdf
Тип файла: pdf
Размер файла: 4.54 МБ
stdClass Object ( [vid] => 8467 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №259оз-14 (заявитель: ООО «Росгосстрах») [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8467 [type] => solution [language] => ru [created] => 1412256244 [changed] => 1412256244 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1412256244 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

29 сентября 2014 года                                                                                             г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

 

Члены комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

     
 

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заявителя:  Абрамовой О.В. (доверенность от 15.09.2014 № 87), Беляевой Н.С. (доверенность от 20.12.2013 № 5);

Заказчика: Садиковой М.К. (доверенность от 26.092014), Агашева Е.А. (доверенность от 26.092014).

 

УСТАНОВИЛА:

22 сентября 2014 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Росгосстрах" (далее - Заявитель) на действия котировочной комиссии, созданной заказчиком - ГБУЗ АО "Вельская ЦРБ" (далее – котировочная комиссия), при проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств(ОСАГО) для ГБУЗ Архангельской области "Вельская центральная районная больница" на 2014-2015 гг (извещение № 0324300109714000201).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия котировочной комиссии в связи с отклонением котировочной заявки Заявителя. Заявитель считает, что в документации о закупке Заказчиком не указана необходимая информация для расчета страховой премии по каждому транспортному средству 

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 26.09.2014 № 5366.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

04.09.2014 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0324300109714000201 о проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для ГБУЗ Архангельской области "Вельская центральная районная больница" на 2014-2015 гг. (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 170 378,70 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 12.09.2014 № П1 поступило 2 заявки на участие в запросе котировок от ОАО «Страховое общество газовой промышленности» и ООО «Россгострах». Котировочная комиссия отклонила заявку ООО «Россгострах».

24.09.2014 между Заказчиком и ОАО «Страховое общество газовой промышленности» заключен контракт № 254/14 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для ГБУЗ Архангельской области "Вельская центральная районная больница" на 2014 год. Сведения об указанном контракте размещены на официальном сайте 26.09.2014.

Объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Частью 2 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 указанного Федерального закона.

При этом, из содержания частей 3 и 4 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе» следует, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта, а под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Согласно части 2 статьи 72 ФЗ «О контрактной системе» заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год.

В соответствии с частью 1 статьи 72 ФЗ «О контрактной системе» под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Частью 5 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе»  определено, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определены Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – ФЗ «Об ОСАГО»).

В соответствии со статьей 9 ФЗ «Об ОСАГО» Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Постановление № 739) установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС), в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) и т.д.

Для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определенная в порядке, утвержденном Постановление № 739, является фиксированной.

Установление размера страховой премии, не соответствующего требованиям Постановление № 739, является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании.

Из указанных норм следует, что цена контракта по ОСАГО, равная сумме страховой премии, рассчитанной в соответствии с требованиями Постановления № 739, не может изменяться в ходе осуществления закупки на услуги ОСАГО.

Следовательно, участник закупки, добросовестно исполняющий требования законодательства РФ об ОСАГО, не вправе предлагать иную цену, в том числе наиболее низкую, рассчитанную без учета требований Постановления № 739.

Тем самым, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как электронный аукцион или запрос котировок вынуждает участников закупки конкурировать между собой, предлагая наименьшую цену контракта, в то время как сумма страховой премии является фиксированной.

Заказчик принял решение о закупке на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств путем проведения Запроса котировок.

Из вышеизложенного следует, что осуществление закупки на оказание услуг ОСАГО в порядке предусмотренном параграфом 3 «определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок» ФЗ «О контрактной системе» является неправомерным, поскольку исходя из цели проведения запроса котировок, не представляется возможным обеспечить соблюдение требований Постановления № 739 и ФЗ «Об ОСАГО». Осуществление закупки на оказание услуг ОСАГО должно осуществляться исключительно путем проведения открытого конкурса.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 5 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе».

 

Пунктом 1 части 1 статьи 73 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 указанного Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).

Согласно пункту 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться в том числе начальная (максимальная) цена контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе» начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта рассчитана заказчиком методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) – на основе  трех коммерческих предложений от потенциальных исполнителей услуг по ОСАГО.

Исходя из законодательства Российской Федерации цены на услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств подлежат государственному регулированию. Следовательно, начальная (максимальная) цена контракта в данном случае должна быть рассчитана заказчиком тарифным методом на основании Постановления № 739.

Следовательно, начальная (максимальная) цена контракта рассчитана заказчиком не в соответствии с нормами статьи 22 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 73 ФЗ «О контрактной системе».

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного Федерального закона.

В силу требований части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования в соответствии с Постановлением № 739 для транспортных средств юридических лиц категории "С" рассчитываются по формуле:

Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КС x КН.

Комиссия Архангельского УФАС России установила, что в Техническое задание Заказчика не содержит коэффициент "КБМ", что не позволяет участнику закупки определить размер страховой премии в отношении каждого транспортного средства.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В связи с выявленными нарушениями у Заказчика, Комиссия Архангельского УФАС России не дает правовой оценки действиям котировочной комиссии по отклонению заявки Заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Росгосстрах"  обоснованной.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ АО "Вельская ЦРБ", нарушившим часть 5 статьи 24, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 73 ФЗ «О контрактной системе».

3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что контракт заключен.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                             Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                                 И.Ю. Короткова

                                                                                                                             Н.В. Вознесенская

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

29 сентября 2014 года                                                                                             г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления,

 

Члены комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

 

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

 

         
 

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

 

в присутствии представителей от:

Заявителя:  Абрамовой О.В. (доверенность от 15.09.2014 № 87), Беляевой Н.С. (доверенность от 20.12.2013 № 5);

Заказчика: Садиковой М.К. (доверенность от 26.092014), Агашева Е.А. (доверенность от 26.092014).

 

УСТАНОВИЛА:

22 сентября 2014 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Росгосстрах" (далее - Заявитель) на действия котировочной комиссии, созданной заказчиком - ГБУЗ АО "Вельская ЦРБ" (далее – котировочная комиссия), при проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств(ОСАГО) для ГБУЗ Архангельской области "Вельская центральная районная больница" на 2014-2015 гг (извещение № 0324300109714000201).

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия котировочной комиссии в связи с отклонением котировочной заявки Заявителя. Заявитель считает, что в документации о закупке Заказчиком не указана необходимая информация для расчета страховой премии по каждому транспортному средству 

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 26.09.2014 № 5366.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

04.09.2014 Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0324300109714000201 о проведении запроса котировок на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для ГБУЗ Архангельской области "Вельская центральная районная больница" на 2014-2015 гг. (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 170 378,70 рублей.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 12.09.2014 № П1 поступило 2 заявки на участие в запросе котировок от ОАО «Страховое общество газовой промышленности» и ООО «Россгострах». Котировочная комиссия отклонила заявку ООО «Россгострах».

24.09.2014 между Заказчиком и ОАО «Страховое общество газовой промышленности» заключен контракт № 254/14 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для ГБУЗ Архангельской области "Вельская центральная районная больница" на 2014 год. Сведения об указанном контракте размещены на официальном сайте 26.09.2014.

Объектом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Частью 2 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 указанного Федерального закона.

При этом, из содержания частей 3 и 4 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе» следует, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта, а под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

Согласно части 2 статьи 72 ФЗ «О контрактной системе» заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год.

В соответствии с частью 1 статьи 72 ФЗ «О контрактной системе» под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Частью 5 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе»  определено, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определены Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее – ФЗ «Об ОСАГО»).

В соответствии со статьей 9 ФЗ «Об ОСАГО» Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее - Постановление № 739) установлены базовые страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев каждого вида транспортных средств, а также ряд фиксированных коэффициентов, в том числе в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС), в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (КТ), в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (КБМ) и т.д.

Для конкретного парка транспортных средств сумма страховой премии, определенная в порядке, утвержденном Постановление № 739, является фиксированной.

Установление размера страховой премии, не соответствующего требованиям Постановление № 739, является нарушением законодательства Российской Федерации о страховании.

Из указанных норм следует, что цена контракта по ОСАГО, равная сумме страховой премии, рассчитанной в соответствии с требованиями Постановления № 739, не может изменяться в ходе осуществления закупки на услуги ОСАГО.

Следовательно, участник закупки, добросовестно исполняющий требования законодательства РФ об ОСАГО, не вправе предлагать иную цену, в том числе наиболее низкую, рассчитанную без учета требований Постановления № 739.

Тем самым, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) как электронный аукцион или запрос котировок вынуждает участников закупки конкурировать между собой, предлагая наименьшую цену контракта, в то время как сумма страховой премии является фиксированной.

Заказчик принял решение о закупке на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств путем проведения Запроса котировок.

Из вышеизложенного следует, что осуществление закупки на оказание услуг ОСАГО в порядке предусмотренном параграфом 3 «определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок» ФЗ «О контрактной системе» является неправомерным, поскольку исходя из цели проведения запроса котировок, не представляется возможным обеспечить соблюдение требований Постановления № 739 и ФЗ «Об ОСАГО». Осуществление закупки на оказание услуг ОСАГО должно осуществляться исключительно путем проведения открытого конкурса.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 5 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе».

 

Пунктом 1 части 1 статьи 73 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 указанного Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).

Согласно пункту 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться в том числе начальная (максимальная) цена контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе» начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта рассчитана заказчиком методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) – на основе  трех коммерческих предложений от потенциальных исполнителей услуг по ОСАГО.

Исходя из законодательства Российской Федерации цены на услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств подлежат государственному регулированию. Следовательно, начальная (максимальная) цена контракта в данном случае должна быть рассчитана заказчиком тарифным методом на основании Постановления № 739.

Следовательно, начальная (максимальная) цена контракта рассчитана заказчиком не в соответствии с нормами статьи 22 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 73 ФЗ «О контрактной системе».

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного Федерального закона.

В силу требований части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования в соответствии с Постановлением № 739 для транспортных средств юридических лиц категории "С" рассчитываются по формуле:

Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КС x КН.

Комиссия Архангельского УФАС России установила, что в Техническое задание Заказчика не содержит коэффициент "КБМ", что не позволяет участнику закупки определить размер страховой премии в отношении каждого транспортного средства.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В связи с выявленными нарушениями у Заказчика, Комиссия Архангельского УФАС России не дает правовой оценки действиям котировочной комиссии по отклонению заявки Заявителя.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Росгосстрах"  обоснованной.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ АО "Вельская ЦРБ", нарушившим часть 5 статьи 24, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 73 ФЗ «О контрактной системе».

3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что контракт заключен.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                             Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                                 И.Ю. Короткова

                                                                                                                             Н.В. Вознесенская

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 04-05/5947 [format] => [safe_value] => 04-05/5947 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 259оз-14 [format] => [safe_value] => 259оз-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 1182 [uid] => 5 [filename] => reshenie_259oz-14.pdf [uri] => public://solution/2014/10/02/reshenie_259oz-14.pdf [filemime] => application/pdf [filesize] => 4651055 [status] => 1 [timestamp] => 1412256244 [origname] => reshenie_259oz-14.pdf [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-10-02 13:23:00 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-29 13:23:00 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1412256244 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Архангельское УФАС России )