Аналитический отчет по анализу товарного рынка услуг по складской и терминальной обработке грузов в аэропорту Архангельск

Аналитический отчет

по анализу товарного рынка  услуг по складской и терминальной обработке грузов в аэропорту Архангельск

 

26.08.2020                                                                                                                г. Архангельск

I. Общие положения.

Анализ проводится в связи с рассмотрением дела № 029/01/10-30/2020, возбужденного по обращениям ООО «Авиастар Петербург» и ООО «Грузовое агентство «Аэротранзит» по вопросу неправомерных, по их мнению, действий ООО «Нордэкспресс», нарушающих положения Федерального закона «О защите конкуренции» при осуществлении деятельности на территории аэропорта Архангельск, согласно требованиями, установленными Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок).

Цель анализа — установление доминирующего положения ООО «Нордэкспресс» на товарном рынке по складской и терминальной обработке грузов в аэропорту Архангельск.

При проведении анализа данного товарного рынка в качестве исходной информации  использовались сведения:

-  АО «Аэропорт Архангельск, ООО «Нордэкспресс», ООО «Нордсервис», ООО «ГК «ЭкоГрупп», АО «Аэропорт Архангельск».

II. Определение временного интервала исследования.

 

Согласно ч.9 ст.5 Закона о защите конкуренции, временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Принимаем интервал исследования товарного рынка - 2018-2019 годы.

 III. Определение продуктовых границ товарного рынка.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

ООО «Нордэкспресс» осуществляет складское хранение и обработку грузов на грузовом терминале Международного аэропорта «Архангельск», используя площади, переданные по договору субаренды, заключенному с ООО «Дтрейд» (г.Санкт-Петербург) от 01.01.2018 г.

Также осуществляет агентские услуги по продаже грузовых и пассажирских перевозок. ООО «Нордэкспресс» осуществляет транспортно-экспедиторскую деятельность на основании договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг или без заключения такого договора.

По информации ООО «Нордэкспресс» (письмо № 20.03/008 от 02.03.2020,                          № 2005.030 от 12.05.2020) общество не осуществляет наземную обработку грузов и почты в соответствии с приказом Минтранса РФ  № 241 от 17.07.2012.

Согласно письму (вх.№ 4267 от 12.05.2020), ООО «Нордсервис» услуг по складской обработке грузов не оказывает, а в рамках авиаперевозок из аэропорта Архангельск оказывает услуги по осуществлению части операций при обработке грузов и почты, согласно п. 4.4.1 приказа Минтранса России от 17.07.2012 № 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» и договору с АО «Аэропорт Архангельск» от 08.09.2016 № 214-ПД-16. Объем услуг ООО «Нордсервис» по складской обработке грузов — за 2018-2020 гг. составляет — 0 тн.

Таким образом, для целей данного анализа продуктовые границы определены услугами по складской и терминальной обработке груза (за исключением услуг наземной обработку грузов и почты в соответствии с приказом Минтранса РФ от 17.07.2012 № 241).

Данные услуги не могут быть заменены другими  услугами.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, географические границы товарного рынка – это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка учитывается характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке или размещению твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги).

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя учитывается возможность приобретения такой услуги.

ООО «Нордэкспресс» оказывает услуги складской и терминальной обработки грузов на территории грузового терминала Международного аэропорта Архангельск.

По информации заявителей ООО «Авиастар Петербург» и ООО «Грузовое агентство «Аэротранзит», которые являются агентами авиакомпаний, за пределами Грузового терминала возможность получения таких услуг отсутствует.

Таким образом, географические границы данного товарного рынка  - территория Аэропорта Архангельск в границах грузового терминала Международного аэропорта Архангельск.

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

ООО «Нордэкспресс» (ИНН 2901280967; ОГРН 1162901063236; 163053, Архангельская область, пос. Талажский авиагородок, ул. Аэропорт Архангельск, д. 8, пом. 2) является единственной организацией, осуществляющей деятельность по складской и терминальной обработке груза на едином грузовом терминале Международного аэропорта Архангельск по адресу: г. Архангельск территория аэропорта Архангельск, д.8.

Согласно письму (вх.№ 4267 от 12.05.2020), ООО «Нордсервис» услуг по складской обработке грузов в аэропорту Архангельск не оказывает.

По сообщению ООО «Нордэкспресс» (письмо от 19.05.2020 № 20.05/034) учредителями Общества, согласно выписке из ЕГРЮЛ, являются два физических лица <…..> с долей 50 % в УК  и <…..> с долей 50 % в УК. Выручка от реализации услуг Общества за 2019 год составляет <…..> тыс. руб., за 2018 год  - <…..> тыс.руб., что подтверждается бухгалтерской отчетностью ООО «Нордэкспресс». В этой связи, Общество полагает, что учитывая положения ч. 2.1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующее положение ООО «Нордэкспресс» признано быть не может.

Согласно ст.5 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации в случае, если доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Однако, в соответствии с ч.2.1 ст.5 Закона о защите конкуренции, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением,  хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель; финансовой организации; субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии; хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц; хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В этой связи, у сторон по делу была запрошена информация по группе лиц.

Анализ  имущественных связей показал следующее.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителями Общества являются два физических лица <…..> с доле 50 % в УК  и <…..> с долей 50 % в УК.

Единоличным исполнительным органом ООО «Нордэкспресс» -Управляющей организацией с 16.08.2017 является ООО «Группа Компаний «ЭкоГрупп».

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителями ООО «Группа Компаний «ЭкоГрупп» выступают физические лица: <…..> с доле в УК 60%, <…..>, <…..>, <…..>, <…..> с долями по 10% в УК Общества. Президент Общества  -  <…..>

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителями ООО «Аэрохэндлинг» является ООО «Группа Компаний «ЭкоГрупп» с долей в УК 75 %, 25% долей в УК принадлежат ООО «Аэрохэндлинг». Управляющей организацией Общества является ООО «Группа Компаний «ЭкоГрупп».

Таким образом:

-  ООО «Нордэкспресс» и ООО «Группа Компаний «ЭкоГрупп» являются группой лиц по основанию «2» ч.1 ст.9 Закона о защите конкуренции.

 - ООО «Группа Компаний «ЭкоГрупп», <…..> и <…..> являются группой лиц по основанию «1» и «2» ч.1 ст.9 Закона о защите конкуренции, соответственно.

- ООО «Аэрохэндлинг» и ООО «Группа Компаний «ЭкоГрупп» являются группой лиц по основанию «1» и «2» ч.1 ст.9 Закона о защите конкуренции.

Соответственно, ООО «Группа Компаний «ЭкоГрупп» и ООО «Аэрохэндлинг» входят в одну группу лиц с ООО «Нордэкспресс», т. е. ООО «Нордэкспресс» соответствует условию: хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, следовательно подпадает под исключение ч.2.1 ст.5 Закона о защите конкуренции. Таким образом, доминирующее положение ООО «Нордэспресс» не исключается.

Исходя из информации, имеющейся в материалах дела № 029/01/10-30/2020, группа лиц ООО «Нордэкспресс» может быть шире, однако, проведенное исследование имущественных связей для признания ООО «Нордэкспресс» доминирующим хозяйствующим субъектом в данном объеме считается достаточным.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынках.

Расчет общего объема рассматриваемого рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, определяемых в установленных продуктовых и географических границах, осуществляется на основании объема товара. Количественной характеристикой объема рынка услуг по складской и терминальной обработке грузов является количество обработанного груза.

Согласно письму ООО «Нордэкспресс» от 12.05.2020 № 20.05/030, количество обработанного груза составило: в 2018 году — <…..> тн; в 2019 году — <…..> тн.

Объем услуг ООО «Нордсервис» по складской обработке грузов — за 2018-2020 гг. составляет — <…..> тн.

Следовательно, доля хозяйствующего субъекта на рынке в 2018-2019 гг. составляет 100%, он является единственным.

Таким образом, с учетом анализа имущественных связей ответчика на товарном рынке услуг по складской и терминальной обработке грузов и ст.5 Закона о защите конкуренции, ООО «Нордэкспресс» занимает доминирующее положение с долей более 50 % в географических границах единого грузового терминала Международного аэропорта Архангельск.

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

Определение коэффициента рыночной концентрации (CR) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) производится по услугам по складской и терминальной обработке грузов.

Показатели рыночной концентрации рынка услуг по складской и терминальной обработке грузов - CR3 = 100; HH1 = 10 000;

 

VIII. Определение барьеров входа на товарные рынки.

Экономические ограничения для рынка по складской и терминальной обработке грузов: необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений. Такой барьер можно отнести к непреодолимым, т. к. территория оказания услуг ограничена территорией аэропорта и строительство нового грузового терминала или получение в аренду площадей действующего грузового терминала практически невозможны.

Таким образом, по наличию барьеров входа на товарный рынок рынок услуг по складской и терминальной обработке грузов в Международном аэропорту Архангельск является практически труднодоступным.

 

IХ. Оценка состояния конкуренции  на товарном рынке.

Учитывая показатели уровня концентрации товарного рынка и наличие барьеров входа на рынок, рынок услуг по складской и терминальной обработке грузов в Международном аэропорту Архангельск относится к высококонцентрированным.

Принимая во внимание наличие и непреодолимость барьеров входа на товарный рынок, рынок услуг по складской и терминальной обработке грузов в Международном аэропорту Архангельск можно отнести к рынку с неразвитой конкуренцией.