АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о состоянии конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива за 2018 год

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о состоянии конкурентной среды на розничном рынке дизельного топлива за 2018 год

 

01 июля 2019 г.                                                                                                          г. Архангельск

 

I. Общие положения

 

Анализ состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива проводится во исполнение Приказа Федеральной антимонопольной службы от 29.12.2018 № 1929/18 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2019‑2020 годы».

Анализ рынка осуществляется в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее — Порядок), а также Методическими рекомендациями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива, подготовленных Управлением контроля топливно‑энергетического комплекса ФАС России.

Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках дизельного топлива является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее — ВИНК) на региональных рынках.

В качестве источников исходящей информации использовались данные  территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и НАО. Информационную базу для определения параметров товарного рынка составили сведения, полученные непосредственно от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рассматриваемом товарном рынке.

 

II. Временной интервал исследования

 

Исследование носит ретроспективный характер. Временной интервал исследования -  01.01.2018‑31.12.2018.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

 

Пунктом 3 Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утв. постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118, дано понятие «дизельное топливо» - жидкое топливо для использования в двигателях с воспламенением от сжатия.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454‑ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с  воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяет область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ Р 51866‑2002» «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ305‑82 устанавливает три марки дизельного топлива:

Л (летнее) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 00С и выше;

З (зимнее) — 200С и выше (температура застывания топлива не выше минус 350С) и минус 300С и выше (температура застывания топлива не выше минус 450С);

А (арктическое) — рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 500С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного оплива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также останется неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляют собой один товар.

Брендированное топливо различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и т. п.) следует рассматривать как одну товарную группу.

Кроме того, по информации, представленной хозяйствующими субъектами, не все участники рынка ведут учет дизельного топлива раздельно по маркам летнее и зимнее.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034‑2014 (КПЕС 2008) (дата введения 01.02.2014 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014), нефтепродукты относятся к подгруппе 19.20.2 «Топливо жидкое и газообразное; масла смазочные», включающей вид 19.20.21 «Топливо моторное, включая автомобильный и авиационный бензин» с категорией 19.20.21.300 «Топливо дизельное».

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Особенностью условий приобретения автомобильных бензинов при розничной реализации является фиксированные места продаж – автозаправочные станции и (или) автозаправочные комплексы.

Учитывая изложенное, розничную торговлю автомобильными бензинами и дизельным топливом (моторным топливом) можно отнести к виду 47.30.11 «Торговля розничная бензином и дизельным топливом в специализированных магазинах» подгруппы 47.30.1 «Торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029‑2014 (КДЕС ред. 2) (дата введения 01.02.2014 с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014).

Вместе с тем, автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания. Несмотря на это, конструктивные особенности бензиновых и дизельных двигателей исключают использование автомобильных бензинов в качестве моторного топлива для дизельных двигателей, а использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензиновых двигателей. Замена бензинового двигателя дизельным, и наоборот, технически сложна и требует значительных экономических затрат.

В связи с этим, автомобильные бензины и дизельное топливо не являются взаимозаменяемым товаром, и наоборот.

Кроме того, по функциональному назначению заменителями моторного топлива в целом (автомобильных бензинов и дизельного топлива) можно считать сжиженный углеводородный газ, однако готовность приобретателя заменить один товар на другой обусловлена ограниченным количеством автогазозаправочных станций и необходимостью переоборудования автомобильных двигателей на газобаллонное оборудование, что также требует значительных капитальных вложений приобретателем. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

На основании изложенного, для целей данного исследования продуктовые границы определены как дизельное топливо, реализуемое через фиксированные места продаж – автозаправочные станции и (или) автозаправочные комплексы (далее – АЗС/АЗК).

 

IV. Географические границы рынка

 

Исходя из экономической возможности приобретения автомобильных бензинов потребителями географические границы товарного рынка определены как границы Архангельской области.

 

V. Состав хозяйствующих субъектов

 

Продавцами на розничном рынке дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными дизельным топливом на АЗС единичным количеством товара (дизельным топливом) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничном рынке автомобильных бензинов являются физические и юридические лица, приобретающие автомобильные бензины единичного количества преимущественно для личного использования.

Рассматриваемый рынок характеризуется наличием хозяйствующих субъектов, входящих в вертикально-интегрированные нефтяные компании (далее - ВИНК). В составе хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке в Архангельской области, присутствуют хозяйствующие субъекты, которые входят в ВИНК:

 

ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» (ВИНК Роснефть);

ООО «РН‑Северо‑Запад» (ВИНК Роснефть);

ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» (ВИНК Лукойл);

ООО «Татнефть-АЗС-Запад» (ВИНК Татнефть).

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию дизельного топлива в Архангельской области:

Наименование хозяйствующего субъекта

Адрес (место нахождения)

1. ООО «Северная империя АЗС Сервис»

ИНН 2902081178

164517, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Ломоносова, 102 «А»

2. ООО «ЛУКОЙЛ‑Северо‑Западнефтепродукт» (ВИНК Лукойл)

ИНН 7825439514

197022, г. Санкт-Петербург, Аптекарская наб., д.8, лит.А

163039, г. Архангельск, 3-я линия, 46 (Архангельское региональное управление)

3. ООО «РН‑Архангельскнефтепродукт» (ВИНК Роснефть)

ИНН 2921009226

163530 Архангельская область, Приморский район, п. Талаги, 30

4. ООО «РН‑Северо‑Запад» (ВИНК Роснефть)*

ИНН 7839087502

190005, г. Санкт‑Петербург, Измайловский проспект, 29, литер «А»

163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 176

(Архангельский филиал)

5. ООО «Нефтебизнес-АЗС»

ИНН 2901098933

163061, г. Архангельск, пр. Новгородский, 93, офис 5

6. ООО «Татнефть-АЗС-Запад» (ВИНК Татнефть)

ИНН 5009053687

119602, г. Москва, ул. Академика Анохина, 8, корп. 1

163045 г. Архангельск ул. Розинга, 6 (Архангельский филиал)

7. ООО «Пинежьелес»

ИНН 2919004990

164610, Архангельская обл., Пинежский район, пос. Пинега, ул.Первомайская, 38

8. ОАО «АрхоблЭнерго»

(ИНН 2901179251)

163000, г. Архангельск, ул. Попова, 17, офис 301

9. ООО «Дмитриевский леспромхоз»

ИНН 2922008680

165262, Архангельская обл., Устьянский район, пос. Кизема, ул. Спортивная, 2

10. ОАО «Архбум»

ИНН 2903003430

164900, Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Мельникова, 1

11. ООО «Мостсервис-Транс»

ИНН 2904008790

165300 Архангельская обл, г. Котлас, ул. Маяковского, 7

*Справочно: ООО «РН‑Северо‑Запад» начало осуществлять деятельность по реализации автомобильных бензинов и дизельного топлива в Архангельской области с 31.07.2018 (реорганизация ООО «РН‑Архангельскнефтепродукт»), поэтому Общество направило запрошенную информацию за период с 31.07.2018 по 31.12.2018.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке дизельного топлива рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, реализуемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Для целей данного исследования расчет общего объема рассматриваемого товарного рынка осуществлен на основании объема розничной реализации (объема продаж в литрах) дизельного топлива (летнее, зимнее) хозяйствующих субъектов через АЗС и (или) АЗК.

Расчет долей хозяйствующих субъектов представлен в Приложении.

В 2018 году на территории Архангельской области функционировало 85 АЗС (в предыдущем периоде - 86), из них посредством следующего количества АЗС осуществляли розничную реализацию автомобильных бензинов хозяйствующие субъекты (в скобках указаны показатели предыдущего периода — 2017 г.):

1. ООО «Северная империя АЗС Сервис»                                           4 (4)

                                                                                (в аренде у ЗАО «Северная империя»)

2. ООО «ЛУКОЙЛ‑Северо‑Западнефтепродукт» (ВИНК Лукойл)   26 (22)

3. ООО «РН‑Архангельскнефтепродукт» (ВИНК Роснефть)             - (35)

4. ООО «РН‑Северо‑Запад»                                                                   35 (-)

5. ООО «Нефтебизнес-АЗС»                                                                  2 (5)

6. ООО «Татнефть-АЗС-Запад» (ВИНК Татнефть)                             8 (8)

7. ООО «Пинежьелес»                                                                            2 (2)

8. ОАО «АрхоблЭнерго»                                                                        1 (1)

9. ООО «Дмитриевский леспромхоз»                                                   1 (1)

10. ОАО «Архбум»                                                                                              1 (1)

11. ООО «Мостсервис-Транс»                                                                5 (5)

Общий объем рынка розничной реализации дизельного топлива в границах Архангельской области в 2018 году составил <…> л, что на 14,76 % меньше, чем в предыдущем периоде (124 672 927 л - 2017 год).

Крупнейшими хозяйствующими субъектами по реализации дизельного топлива являются: ООО «ЛУКОЙЛ‑Северо‑Западнефтепродукт» с долей 64,67% (в 2017 году – 48,57%), и два хозяйствующих субъекта с меньшими долями – ООО «РН‑Северо‑Запад» (ВИНК Роснефть) и ООО «Татнефть‑АЗС‑Запад» (ВИНК Татнефть) с долями 18,15% и 14,4%, соответственно.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

Коэффициент рыночной концентрации (CR) на рынке розничной реализации дизельного топлива в географических границах Архангельской области за 2018 год составляет: 97,22%.

Индекс рыночной концентрации (HHI) на рынке розничной реализации дизельного топлива в географических границах Архангельской области за 2018 год составил: 4722,16.

Показатели рыночной концентрации за 2018 год свидетельствуют о высоком уровне концентрации исследуемого товарного рынка в географических границах Архангельской области.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

При определении обстоятельств и действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке (барьеров входа на рынок), использовалась информация, представленная хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию автомобильных бензинов и дизельного топлива через АЗС и (или) АЗК на территории Архангельской области с учетом социально-экономических особенностей Архангельской области.

К барьерам входа на рынок автомобильных бензинов и дизельного топлива следует отнести:

1) Экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений, связанных со строительством новых АЗС/АЗК или приобретением прав на действующие АЗС/АЗК (прав собственности, аренды и т.д.) при длительных сроках их окупаемости;

- отсутствие нефтеперерабатывающих заводов на территории Архангельской области;

- снижение предложений оптовых продавцов на приобретение нефтепродуктов на территории Архангельской области, связанные с нестабильной ситуацией на внутреннем рынке реализации нефтепродуктов Российской Федерации и мировом рынке, обусловленное дефицитом нефтепродуктов и (или) повышением отпускных цен производителями;

- удаленность производителей и поставщиков от продавцов розничного рынка Архангельской области и, следовательно, отсутствие возможности у участника розничного рынка приобретения нефтепродуктов в непосредственной близости от месторасположения АЗС/АЗК;

- транспортные ограничения: неразвитость транспортного сообщения и неудовлетворительное состояние областных автодорог во многих отдаленных районах Архангельской области; отсутствие собственных специализированных транспортных средств для перевозки нефтепродуктов (бензовозов и железнодорожных цистерн); значительные затраты на приобретение специализированных транспортных средств для перевозки нефтепродуктов, их содержание и ремонт; ежегодный рост затрат, связанных с перевозкой нефтепродуктов;

2) Административные ограничения:

- условия обращения нефтепродуктов на рассматриваемом товарном рынке, обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, страховые обязательства, ежегодно изменяются в сторону увеличения (растут налоговые ставки на подакцизные товары, тарифы на услуги естественных монополий, страховые взносы и т.д.);

- ограничения использования крупнотоннажного транспорта на областных автомобильных дорогах и мостах, связанные с их неудовлетворительным состоянием: максимальная нагрузка на ось по автодорогам области ограничена 10 тоннам на ось, по мосту ограничена полной массой транспортного средства;

- сезонное закрытие автомобильных дорог и переправ в Архангельской области;

- ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления Архангельской области при выделении земельных участков для строительства новых АЗС/АЗК и при согласовании строительства АЗС/АЗК;

3) Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, входящих в ВИНК, направленная на создание барьеров входа на рынок, в том числе:

- отсутствие предложений на высокооктановые автомобильные бензины на территории Архангельской области, связанное с прекращением/приостановлением оптовых поставок;

- введение системы скидок и (или) бонусных программ для постоянных покупателей нефтепродуктов;

- проведение интенсивных рекламных кампаний.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Определенные в данном исследовании показатели рыночной концентрации за 2018 год указывают на высокий уровень концентрации рынка розничной реализации дизельного топлива в границах Архангельской области. В связи с этим, можно сделать вывод о неразвитой конкуренции названного рынка и его монополизации.

Наибольшие доли по реализации дизельного топлива являются в 2018 году на территории Архангельской области имеют ООО «ЛУКОЙЛ‑Северо‑Западнефтепродукт» - 64,67% (в 2017 году – 48,56%), ООО «РН‑Северо‑Запад» (ВИНК Роснефть) - 18,15% и ООО «Татнефть‑АЗС‑Запад» (ВИНК Татнефть) - 14,4%.

Учитывая п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положение ООО «ЛУКОЙЛ‑Северо‑Западнефтепродукт» на рынке розничной реализации дизельного топлива в географических границах Архангельской области является доминирующим с долей 64,67%.

 

 

 

 

 

Отчет составила

Главный специалист‑эксперт

отдела антимонопольного контроля и рекламы                                              Т.В. Нестеренко

 

 

 

 

 

Зам. руководителя управления                                                                               Ю.Г. Цакулов