Встреча с представителями СМИ

ПРЕСС-РЕЛИЗ

ВСТРЕЧА С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СМИ

11 мая 2016 года в агентстве по печати и СМИ Архангельской области проводился семинар для руководителей районных газет с участием сотрудников Архангельского УФАС. На круглый стол был вынесен ряд вопросов, в том числе вопрос по рекламе услуг экстрасенсов и вопрос  о наличии предупреждающей надписи  в рекламе медицинской деятельности.

Согласно письму ФАС от 30.09.2011 N АК/37027 «О рекламе оккультных услуг и недобросовестной рекламе» в настоящее время законодательство Российской Федерации о рекламе не содержит запрета на размещение рекламы оккультных услуг, в том числе услуг астролога, ворожбы и т.п., кроме того, в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" не содержится специальных требований, предъявляемых к рекламе данных услуг. В то же время такая реклама должна соответствовать общим требованиям, установленным Федеральным законом "О рекламе", в том числе требованиям достоверности, добросовестности, этичности. Вместе с тем в случае если в рекламе таких лиц приводятся сведения об оказании данными лицами отдельных услуг народной медицины (целительства), такая реклама должна быть оценена на предмет соответствия статье 7 Федерального закона "О рекламе".

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Согласно статье 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения.

Решение о выдаче диплома целителя принимается на основании заявления гражданина и представления профессиональной медицинской ассоциации, либо заявления гражданина и совместного представления профессиональной медицинской ассоциации и учреждения, имеющего лицензию на медицинскую деятельность. Диплом целителя дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшему диплом.

Таким образом, указанный в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан "диплом целителя", выдаваемый в определенном порядке, является одним из видов специального разрешения на осуществление данного вида деятельности. Соответственно, в случае размещения в рекламе оккультных услуг, сведений об оказании услуг народной медицины, распространение такой рекламы возможно только при наличии у данного лица специального диплома.

Судебная практика не относит к рекламе медицинских услуг рекламу услуг целителя (Постановление ФАС ЗСО от 25.04.2012 по делу N А70-8308/2011). В связи с этим следует отметить, что Госдума отклонила законопроект N 440359-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" по вопросу ограничений распространения негативного влияния деятельности астрологов, гадалок, магов, спиритов, экстрасенсов и иных лиц, осуществляющих аналогичные действия под различными наименованиями (знахарь, колдун, ясновидец, провидец, эксперт, специалист, консультант и другие)".

 Частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» четко определена формулировка предупреждения. Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться либо предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники. Таким образом, в рекламе лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий можно использовать любое предупреждение, указанное выше.

Косметические процедуры - мероприятия, применяемые с целью личной гигиены и коррекции косметических недостатков средствами декоративной косметики. Они касаются поверхностного ухода без нарушения кожного покрова и иных способов вмешательства в организм. Косметические услуги, которые не требуют медицинского контроля и могут оказываться учреждениями коммунально-бытового назначения, поименованы в группе 019300 ОКУН. Это, в частности, простой и сложный грим лица (код 019322); услуги соляриев (код 019339). Указанные услуги могут предоставляться, в частности, салонами красоты (код 93.02 ОКВЭД). Эта группа включает услуги по уходу за внешностью (код 93.02.23 ОКПД), например, по уходу за лицом (косметический массаж, чистку, нанесение масок, макияж), грим. Таким образом, бытовые косметические процедуры, в отличие от медицинских услуг, оказываемых косметологическими подразделениями, не поименованы в номенклатуре медицинских услуг.

Следовательно, услуги солярия не относятся к медицинским.

 

Архангельское УФАС России надеется, что появление официальных разъяснений хоть немного облегчит жизнь рекламораспространителям и рекламодателям.

 

 

 

Пресс-служба Архангельского УФАС России

http://ufas-29.livejournal.com/

https://vk.com/public108957914

тел. 207-031, 207-321