Чрезмерная детализация недопустима

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Архангельское УФАС России сообщает, что Федеральная антимонопольная служба, облегчая жизнь территориальным органам на местах, периодически направляет информационные письма, содержащие разъяснения практики применения того или иного закона.

Письмом от 01.07.2016 № ИА/44536/16 ФАС России разъяснила какие именно действия заказчика могут быть признаны нарушающими нормы Закона о контрактной системе № 44-ФЗ. Также Служба указала своим территориальным органам на необходимость учета позиций, изложенных в письме, при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Появлению этого письма предшествовали допускаемые заказчиками вольно или невольно нарушения законодательства о контрактной системе.

По словам начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Демидовой Т.П., «наиболее частым нарушением, допускаемым государственными и муниципальными заказчиками при утверждении закупочных документаций, является установление требований о чрезмерно детализированном описании объекта закупки. К примеру, закупая печатную продукцию, заказчик требовал указать такие характеристики нити для сшивания журналов, как ее линейная плотность, разрывная нагрузка, вид крутки, удлинение при разрыве и т.д. А при проведении закупки на ремонт - химический состав алюминия для изготовления навесных потолков. Подобные характеристики могут стать известны участнику конкурентной процедуры лишь после проведения ряда испытаний предлагаемого к поставке товара, что, безусловно, затрудняет подготовку заявки».

В пункте 3 письма ФАС России сказано, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Таким образом, по мнению ФАС России, чрезмерная детализация при описании предмета закупки недопустима, так как ограничивает число потенциальных участников, позволяя допускать «нужных», «проверенных» участников.

Такая позиция ФАС России, естественно, вызвала ответную реакцию - один из хозяйствующих субъектов обратился в Верховный суд РФ с иском о признании недействительным информационного письма антимонопольной службы.

Суд отказал в удовлетворении требований общества, поддержав тем самым ФАС России.

Архангельское УФАС России просит заказчиков региона при осуществлении закупок соблюдать требования Закона о контрактной системе, а также руководствоваться информационными письмами ФАС России, особенно признанными правомерными судом. В противном случае за Вас это сделает Архангельское УФАС России — в случае поступления жалобы.

 

Пресс-служба Архангельского УФАС России

http://ufas-29.livejournal.com/

https://vk.com/public108957914

тел. 207-031, 207-321