Что делать?

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Статистика показывает, что инвесторы весьма неохотно идут в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Невольными заложниками этого становятся органы власти и местного самоуправления, которые вынуждены нарушать Закон о концессионных соглашениях № 115-ФЗ и Закон о защите конкуренции № 135-ФЗ.

В соответствии с федеральным законодательством, с мая 2013 года находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения могут быть переданы иным лицам исключительно по конкурсу в аренду (если срок эксплуатации объекта меньше 5 лет) либо в концессию (если срок эксплуатации объекта превышает 5 лет).

Учитывая, что объекты ЖКХ преимущественно не отличаются новизной, являясь наследием советских времен, у органов власти и местного самоуправления остается единственный законный путь передачи имущества — путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер, т.е. инвестор) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту, т.е. органу власти), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Вся «соль» такого соглашения заключается в том, что деньги на создание или ремонт объектов инвестор вкладывает «сейчас», а отдачу от этого он получит «потом» - в течение 10-20 лет. Как выясняется, желающих делать такие долгосрочные вложения оказывается не очень много.

По данным ФАС России, общее число лотов по торгам на право заключения концессионных соглашений, опубликованных на официальном сайте www.torgi.gov.ru с 01.01.2016 по 31.12.2016, в отношении объектов ЖКХ составило 2728. Среднее количество потенциальных инвесторов, принимающих участие в конкурсах на право заключения концессионных соглашений в сфере ЖКХ, составляет порядка 0,36.

По мнению представителей ФАС России, «основными причинами сложившейся ситуации являются незаинтересованность инвесторов из-за неликвидности объектов, нарушение юридических норм при объявлении конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также отсутствие инициативы со стороны органов местного самоуправления».

В последние год-полтора органы местного самоуправления Архангельской области в большинстве своем нельзя обвинить в отсутствии инициативы в деле попыток проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения — так или иначе они пытаются их провести. Но факт остается фактом — очень часто конкурсы признаются несостоявшимися из-за отсутствия заявок инвесторов.

В города и поселки городского типа инвестор идет, чего не скажешь об отдаленных жилых пунктах, о многочисленных деревнях и весях.

Вспоминая Н.Г. Чернышевского, на ум приходит первый вопрос «Что делать»? Пока что он остается открытым. Никто не поручится, что вскорости не будет задан второй вопрос того же автора: «Кто виноват?».

 

Фото: yandex.ru

 

Пресс-служба Архангельского УФАС России

http://ufas-29.livejournal.com/

https://vk.com/public108957914

тел. 207-031, 207-321