Аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений

Аналитический отчет по результатам проведения анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений.

 

17.05.2013                                                                                           

 г. Архангельск

                                                                                                                   

Общие положения

Данный аналитический отчет выполнен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в соответствии с требованиями методических рекомендаций по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений, разработанных во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по обзору и анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы», и в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Анализ проводится в целях выявления хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, а также выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на данный рынок.

Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг охраны жилых помещений включает в себя следующие этапы:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение продуктовых границ товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

Основными источниками данных о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, являются данные, представленные Управлением Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области.

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов являются данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг охраны жилых помещений, а также филиалом ФГУП «Охрана».

 

1. Временной интервал исследования

Анализ проводится за период с 01 января 2010 года  по 31 декабря 2011 года.

 

 

 

2. Продуктовые границы товарного рынка

В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

В данном случае под товаром понимаются услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487‑1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об охранной деятельности), частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Статья 3 Закона об охранной деятельности в целях охраны определяет предоставление нескольких видов услуг, в том числе: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее – Постановление о частной охранной деятельности) устанавливает перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.

Оказание услуг осуществляется лицензированными охранными организациями. Указанному виду деятельности в ОКВЭД соответствует код 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности».

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка являются оказанные на возмездной основе услуги по осуществлению работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений.

 

 

 

3. Географические границы товарного рынка

 

В соответствии с методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды анализ рынка услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений проводится в границах административно-территориальных образований с численностью населения более 100 000 человек.

На территории Архангельской области анализ рынка проводится в границах муниципального образования «Город Архангельск» и муниципального образования «Город Северодвинск».

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

Покупателями услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений являются физические и юридические лица. На территории Архангельской области – только физические лица.

Для целей настоящего анализа в состав продавцов включаются:

- частные охранные организации, специально учрежденные для оказания охранных услуг, зарегистрированные в установленном Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» порядке и имеющие лицензии на осуществление частной охранной деятельности;

- филиал ФГУП «Охрана», которые в соответствии с пунктом 7 Порядка обеспечения МВД России охраны имущества физических и юридических лиц, утвержденного приказом МВД России от 31.08.2007 № 772, осуществляют охрану имущества физических и юридических лиц.

Из информации, поступившей в антимонопольный орган от Управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, следует, что на территории Архангельской области в 2010 году зарегистрировано 100 хозяйствующих субъектов, а в 2011 году 57 хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на осуществление охранной деятельности.

По представленной в антимонопольный орган информации от хозяйствующих субъектов (частных охранных организаций) и филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Архангельской области, следует, что услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений по г. Архангельску в 2010 и 2011 годах осуществлял филиал ФГУП «Охрана МВД России по Архангельской области» (далее – ФГУП «Охрана»).

 

Услуги охраны по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений в г. Северодвинске осуществляли:

 

в 2010 году:

ООО ЧОП «Витязь-Северодвинск»;

- ФГУП «Охрана».

 

в 2011 году:

- ФГУП «Охрана».

 

 

5. Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

на рынке.

 

Оценка объема рынка считается как количество всех жилых помещений, в которых были оказаны услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений всеми участниками рынка в соответствующих географических границах.

Доли предприятий, оказывающих услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений на территории г. Архангельска и г. Северодвинска, приведены в таблице 1.

 

Рассмотрим отдельно 2 рынка по городу Архангельску и городу Северодвинску.

В 2010 году в г. Архангельске единственным участником рынка, который занимался проектированием, монтажом и обслуживанием технических средств охраны жилых помещений являлся филиал ФГУП «Охрана» с объёмом оказанных услуг в размере – <…> квартир на сумму <…> тыс. рублей.

В 2011 году ситуация на рынке охраны жилых помещений в городе Архангельске не изменилась. Единственным участником рынка по оказанию услуг по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений осталось за филиалом ФГУП «Охрана» с объёмом оказанных услуг в размере – <…> квартира на сумму <…> тыс. руб. Доля предприятия 100%.

 

Следующая ситуация складывалась на рынке услуг по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений в городе Северодвинске.

В 2010 году по г. Северодвинску доминирующее положение по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений занимал филиал ФГУП «Охрана» с объёмом оказанных услуг в размере – <…> квартир на сумму <…> тыс. руб. Доля предприятия 99,74%.

ООО ЧОО «Витязь-Северодвинск» в 2010 году  оказывало услуги по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений с объёмом оказанных услуг - <…> квартир на сумму <…> тыс. руб. Доля организации 0,26%.

 

В 2011 году в г. Северодвинске единственным участником рынка, который занимался проектированием, монтажом и эксплуатационным обслуживанием технических средств охраны жилых помещений являлся филиал ФГУП «Охрана» с объёмом оказанных услуг в размере – <…> квартир на сумму <…> тыс. руб. Доля предприятия 100%.

 

Между ФГУП «Охрана», клиентами и Отделом вневедомственной охраны по городу Северодвинску заключается трехсторонний договор, в соответствии с которым ФГУП «Охрана» осуществляет мероприятия по техническому обслуживанию установок тревожной сигнализации, установленной на объекте, а отдел вневедомственной охраны по г. Северодвинску обеспечивает прибытие наряда (группы задержания) при срабатывании тревожной сигнализации, установленной в квартире.

 

В г. Архангельске в 2010 году CR-1 был равен 100%, и индекс HHI был равен 10000; в 2011 году CR-2 был равен 100%, а индекс HHI равен 10000.

В г. Северодвинске в 2010 году CR-2 был равен 100%, а индекс HHI был равен 9949; в 2011 году CR-2 был равен 100%, а индекс HHI был равен 10000.

Таким образом, рынок услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений в г. Архангельске и г. Северодвинске в 2010-2011 годах являлся высококонцентрированным.

 

6. Барьеры входа на рынок

Основными препятствиями для развития конкурентной среды на исследуемом рынке является тот факт, что для осуществления данного рода деятельности необходимо получение лицензии.

Согласно Положению о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», для получения лицензии  на осуществление  охранной деятельности необходимы документы, предусмотренные пунктом 3 Положения, для получения лицензии по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений в дополнении к документам для получения лицензии на осуществление охранной деятельности необходимы дополнительные документы, что является дополнительным барьером для осуществления деятельности по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений. Проблема существует и с поиском заказчиков, которые могут оплатить на должном уровне качественные охранные услуги.

Препятствием для осуществления деятельности охранных предприятий являются большие первоначальные финансовые вложения при организации пультовой охраны  (приобретение пультового оборудования, автотранспорта, средств связи), проблемы с получением разрешения на использование радиочастот (длительные сроки согласования, высокая стоимость услуг), высокие денежные сборы на ежегодное обучение охранников, высокое налогообложение, частые проверки охранный организаций.

 

7. Оценка состояния конкурентной среды на рынке.

Рынок услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений в г. Архангельске и г. Северодвинске Архангельской области относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

Обслуживанием технических средств охраны жилых помещений по трехсторонним договорам с Отделами вневедомственной охраны по г. Архангельску и г. Северодвинску занимается ФГУП «Охрана».

Частные охранные организации, кроме ООО ЧОП «Дельта-С»,  занимаются лишь охраной жилых помещений без осуществления проектирования, монтажа и обслуживания технических средств охраны жилых помещений.

 

В связи с тем, что доли филиала ФГУП «Охрана МВД России по Архангельской области» на рынке услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений в городе Архангельске, а также в городе Северодвинске в течение изучаемого периода были подвержены малозначительным изменениям, предлагается внести филиал ФГУП «Охрана МВД России по Архангельской области» в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов.

 

 

 

 

Отчет подготовила:

Ведущий специалист-эксперт

Архангельского УФАС России                                                               О.А. Князева

 

 

 

И.о. руководителя управления                                                      Л.М.Гниденко