АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о состоянии конкуренции на товарном рынке услуг проводного и мобильного широкополосного доступа (ШПД)

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о состоянии конкуренции на товарном рынке услуг

проводного и мобильного широкополосного доступа (ШПД)

к сети «Интернет» на скорости не менее 1 (один) Мбит/сек.

 

 

30 октября 2015 г.                                                                                                     г. Архангельск

 

 

1. Общие положения

 

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг проводного и мобильного широкополосного доступа (ШПД) к сети «Интернет» на скорости не менее 1 Мбит/сек. проведен на основании Приказа Федеральной антимонопольной службы от 23.04.2015 № 290/15 «Об утверждении перечня товарных рынков для исследования территориальными управлениями ФАС России», в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», с целью изучения потенциальной возможности получения домохозяйством услуги ШПД к сети «Интернет».

В качестве источников исходящей информации использованы данные, полученные от операторов связи, оказывающих услуги ШПД на территории субъекта Российской Федерации — Архангельской области, данные администраций муниципальных образований Архангельской области, а также информация из Публичного реестра инфраструктуры связи и телерадиовещания Российской Федерации, размещенной на сайте Роскомнадзора.

 

В настоящее время стратегия развития Российской Федерации определена переходом от сырьевой к инновационной модели развития, и такое развитие является важнейшим условием формирования инновационной экономики страны.

Одним из приоритетных направлений такого развития является инновационно‑коммуникационные технологии и электроника. В том числе критическими технологиями в данном направлении определены: информационные-телекоммуникационные системы.

В условиях ограниченных ресурсов, глобализации и открытости экономики, необходимости ускорения всех производственных процессов в экономике, качественный информационный обмен, доступный на всех функциональных уровнях, является необходимым условием развития экономики.

Знание и информация становятся на сегодняшний день одним из стратегических ресурсов государства и общества, ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития. Такими инновациями являются цифровые технологии, компьютерная техника, телекоммуникационные системы, и, соответственно, основанные на них доступ к информационным ресурсам.

Разрабатываемые информационные сети должны обеспечивать быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ к информационным ресурсам.

В сложившейся ситуации представляется необходимым проводить мониторинг состояния рынков, развитие которых способствует инновационному развитию экономики, в том числе рынка доступа к сети «Интернет» с целью своевременного принятия мер, направленных на развитие рынка, то есть на обеспечение справедливой и эффективной конкуренции.

2. Определение временного интервала исследования

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Приложением к Стандарту развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утв. Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2015 № 1738‑р, установлен целевой показатель: доля домохозяйств, имеющих возможность пользоваться услугами проводного или мобильного широкополосного доступа в информационно‑телекоммуникационную сеть «Интернет» на скорости не менее 1 Мбит/сек., предоставляемыми не менее чем 2 операторами связи, к 2016 году - не менее 60 процентов.

В данном случае изучается потенциальная возможность получения домохозяйством услуги ШПД к сети «Интернет», а не фактическое подключение, т. е. оценивается присутствие в населенном пункте сетей операторов связи, предоставляющих доступ к сети «Интернет»: для операторов, организующих беспроводной доступ, - по зоне охвата; для операторов, организующих проводной фиксированный доступ, - по зонам пролегания сетей.

В данном случае исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились на момент проведения исследования, т. е. по состоянию на 30.10.2015 (в настоящее время).

 

 

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003 № 126‑ФЗ «О связи» в Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи.

К универсальным услугам связи в соответствии с данным Федеральным законом относятся услуги, оказываемые с использованием средств коллективного доступа или точек доступа, в т.ч.:

- услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием средств коллективного доступа;

- услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием точек доступа.

Оператор связи — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (ст. 2 Федерального закона «О связи»).

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029‑2007 (КДЕС Ред. 1.1), принятым и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329‑ст, рассматриваемые услуги классифицируются по коду 64.20 «Деятельность в области электросвязи».

В соответствии с перечнями лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи оператор телематических услуг связи обязан предоставить пользователю доступ к информационным системам информационно‑телекоммуникационных сетей, в том числе к сети «Интернет»; оператор услуг связи по передаче данных - соединений по сети передачи данных, за исключением соединений для целей передачи голосовой информации.

 

 

Предоставление доступа к сети передачи данных определено как совокупность действий оператора связи сети передачи данных по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского оборудования к узлу сети передачи данных или обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту услуг связи по передаче данных.

Информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Предоставление доступа к информационным системам информационно‑телекоммуникационной сети - обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений (обмена телематическими электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети.

Услуги предоставления доступа к сети «Интернет» выделяются в отдельный рынок на основании функционального назначения товара – получения доступа к сети «Интернет» с целью использования ресурсов сети «Интернет», документальной электросвязи, иных сервисов.

С точки зрения потребителя услуга предоставления доступа к сети «Интернет» состоит из нескольких этапов, характеризующих порядок получения и оплаты услуги:

1. Установка и подключение соответствующего оборудования для организации доступа к сети передачи данных (затраты при приобретении);

2. Получение доступа к сети «Интернет» – то есть возможности получения и отправки информации (трафика) (эксплуатационные затраты, плата за пользование ресурсами);

3. Получение услуг, неразрывно связанных с определенным способом получения услуги доступа к сети «Интернет», направленных на увеличение потребительской ценности услуги.

Взаимозаменяемость способов предоставления услуги доступа к сети «Интернет» оценивается с точки зрения потребительской ценности товара по стоимостным (при этом оценивается как стоимость организации доступа к сети, так и плата за пользование ресурсами, то есть плата за трафик) и качественным (скорость, предоставление дополнительных сервисов, распространенность) параметрам.

В целом, с точки зрения потребительской ценности товара, его доступности (с учетом оснащенности местности телекоммуникационной инфраструктурой, географических и топологических характеристик местности), цены (по совокупности – установки и эксплуатации) и качественных характеристик, рынок доступа к сети «Интернет» подразделяется на две разновидности:

- с организацией коммутируемого доступа;

- с организацией широкополосного доступа (ШПД).

Учитывая распространенность видов ШПД и с учетом услуг, повышающих потребительскую ценность товара, услуги доступа к сети «Интернет» по ШПД в настоящее время делятся на:

- услуги с организацией по проводному ШПД;

- услуги с организацией по беспроводному ШПД с использованием сетей сотовой связи.

В целом, проводной ШПД может организовываться с использованием существующей телефонной линии (DSL) и на отдельных сетях передачи данных - с использованием «выделенной» линии (Ethernet).

Таким образом, для целей настоящего анализа рассматриваются услуги проводного и мобильного широкополосного доступа (ШПД) к сети «Интернет» на скорости не менее 1 Мбит/сек., за исключением Dual-up (фиксированный проводной доступ, не является ШПД) и GPRS, EDGE (доступ, организованный по сетям подвижной радиотелефонной связи, теоретически не поддерживает заявленную скорость передачи данных).

В настоящем исследовании анализируется рынок по составу покупателей — конечных пользователей, использующих услугу доступа к сети «Интернет» для собственных (личных или служебных) целей.

 

 

4. Определение географических границ товарного рынка

 

Географические границы в каждом сегменте делятся: для ШПД проводного по технологии ADSL – в границах пролегания сетей местной телефонной связи; для ШПД проводного (выделенные сети) – в границах пролегания выделенных сетей передачи данных; для ШПД беспроводного – в зоне радиуса действия передающих устройств, однако, для целей настоящего анализа не разделяются.

Географическими границами рынка услуг проводного и мобильного широкополосного доступа (ШПД) к сети «Интернет» на скорости не менее 1 Мбит/сек. являются административные границы муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

В состав Архангельской области входят 20 муниципальных районов и 6 городов областного значения, по которым и проводился настоящий анализ.

 

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О связи», оказание услуг связи операторами выделенных сетей связи осуществляется на основании соответствующих лицензий в пределах указанных в них территорий и с использованием нумерации, присвоенной каждой выделенной сети связи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели – операторы связи, имеющие соответствующие лицензии.

В настоящее время на рассматриваемом рынке работают следующие операторы связи, предоставляющие телематические услуги связи на территории Архангельской области:

 

1. Архангельский филиал ПАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) (163000, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д.144):

Лицензия Роскомнадзора № 121480 от 15.05.2007 на оказание телематических услуг связи (срок действия — до 16.02.2016).

Территория обслуживания — г. Архангельск, г. Новодвинск, Приморский район, Мезенский район, Вельский район, Виноградовский район, Каргопольский район, Коношский район, Няндомский район, Устьянский район, Шенкурский район, г. Котлас, г. Коряжма, Котласский район, г. Северодвинск, Онежский район, Плесецкий район, г. Мирный, Пинежский район, Лешуконский район, Холмогорский район, Красноборский район, Вилегодский район, Верхнетоемский район.

 

2. Архангельский филиал ПАО «ВымпелКом» (ИНН 7713076301, ОГРН 1027700166636) (163000, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д.142):

Лицензия Роскомнадзора № 99358 от 01.08.2012 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (срок действия — до 01.08.2017).

Лицензия Роскомнадзора № 99360 от 01.08.2012 на оказание телематических услуг связи (срок действия — до 01.08.2017).

Лицензия Роскомнадзора № 50787 от 21.05.2007 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи (срок действия — до 21.05.2017).

Территория обслуживания — г. Архангельск, г. Северодвинск, г. Новодвинск.

 

3. Северо‑Западный филиал ПАО «МегаФон», Архангельское региональное отделение (ИНН 7812014560, ОГРН 1027809169585) (163000, г. Архангельск, пр. Чумбарова‑Лучинского, д.21, корп.1):

Лицензия Роскомнадзора № 101241 от 25.07.2012 на оказание телематических услуг связи (срок действия — до 25.07.2022).

Лицензия Роскомнадзора № 134345 от 18.04.2013 на оказание телематических услуг связи (срок действия — до 18.04.2018).

Территория обслуживания — г. Архангельск, Вельский район, Верхнетоемский район, Вилегодский район, Виноградовский район, Каргопольский район, Коношский район, г. Коряжма, г. Котлас, Красноборский район, Ленский район, Лешуконский район, Мезенский район, г. Мирный, г. Новодвинск, Няндомский район, Онежский район, Пинежский район, Плесецкий район, г. Северодвинск, Устьянский район, Холмогорский район, Шенкурский район, Новая Земля.

 

4. Филиал ПАО «Мобильные ТелеСистемы» в Архангельской области (ИНН 7740000076, ОГРН 1027700149124) (163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д.16):

Лицензия Роскомнадзора № 90184 от 04.10.2011 на оказание телематических услуг связи (срок действия — до 04.10.2016).

Лицензия Роскомнадзора № 93683 от 17.04.2012 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (срок действия — до 17.04.2017).

Лицензия Роскомнадзора № 101246 от 25.07.2012 на оказание телематических услуг связи (срок действия — до 25.07.2022).

Лицензия Роскомнадзора № 101248 от 25.07.2012 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (срок действия — до 25.07.2022).

Территория обслуживания — г. Архангельск, г. Северодвинск, г. Новодвинск, Ленский район, Приморский район, Вельский район, Онежский район, г. Коряжма, г. Котлас, Няндомский район, Коношский район, г. Мирный, Пинежский район, Каргопольский район, Холмогорский район, Шенкурский район, Плесецкий район, Виноградовский район, Котласский район, Верхнетоемский район, Красноборский район, Вилегодский район, Лешуконский район, Устьянский район, Мезенский район.

 

5. Архангельский филиал ООО «Т2 Мобайл» (ИНН 7743895280, ОГРН 1137746610088) (163069, г. Архангельск, ул. Свободы, д.29):

Лицензия на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи (срок действия — до 01.02.2016).

Территория обслуживания — г. Архангельск, г. Северодвинск, г. Новодвинск.

 

6. ООО «Ионит‑Телеком» (ИНН 2902044708, ОГРН 1022900840456) (164509, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Логинова, д.13а):

Лицензия Роскомнадзора № 130922 от 15.07.2015 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (срок действия — до 15.07.2020).

Территория обслуживания — г. Северодвинск.

 

7. ООО «Архангельская телевизионная компания» (ИНН 2901048241, ОГРН 1022900543445) (163020, г. Архангельск, Никольский пр., д.17, корп.1):

Лицензия Роскомнадзора № 84210 от 25.05.2011 на оказание телематических услуг связи (срок действия — до 25.05.2016).

Лицензия Роскомнадзора № 135435 от 31.10.2015 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (срок действия — до 31.10.2020).

Территория обслуживания — г. Архангельск, г. Новодвинск.

 

8. ООО «АСТРА‑СЕВЕР» (ИНН 2904024295, ОГРН 1122904001054) (165300, Архангельская обл., г. Котлас, ул. Кузнецова, д.3, кв.59):

Лицензия Роскомнадзора № 104706 от 02.11.2012 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.

Лицензия Роскомнадзора № 104707 от 02.11.2012 на оказание телематических услуг связи.

Лицензия Роскомнадзора № 104708 от 02.11.2012 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи.

Территория обслуживания — г. Котлас.

 

9. ООО «Няндомская телерадиовещательная компания» (НТК) (164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. Ленина, д.49):

Лицензия Роскомнадзора № 86533 от 28.07.2011, № 86531 от 28.07.2011.

Территория обслуживания — Няндомский район.

 

10. Индивидуальный предприниматель Хобатенков Виктор Николаевич (ИНН 290700031631, ОГРН 304290710600295) (Архангельская обл., Вельский район, ст. Кулой, ул. Калинина, д.19, кв.24):

Лицензия Роскомнадзора № 94294 от 05.03.2012 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (срок действия — до 05.03.2015).

Лицензия Роскомнадзора № 94295 от 05.03.2012 на оказание телематических услуг связи (срок действия — до 05.03.2017).

Территория обслуживания — г. Вельск, пос. Кулой (Вельский район), пос. Октябрьский (Устьянский район).

 

11. Филиал ЗАО «Компания Транс ТелеКом» «Макрорегион Север» (ИНН 7709219099, ОГРН 1027739598248) (150014, г. Ярославль, ул. Чайковского, д.9):

Лицензия Роскомнадзора № 101276 от 27.08.2011 на оказание телематических услуг связи (срок действия — до 27.08.2016).

Лицензия Роскомнадзора № 101275 от 27.08.2011 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.

Территория обслуживания — г. Котлас.

 

12. ООО «Соловки XXI век» (ИНН 2921125871, ОГРН 1112932000818) (164070, Архангельская обл., Приморский район, пос. Соловецкий, Набережная бухты Благополучия, д.1, корп.8):

Лицензия Роскомнадзора № 88298 от 06.06.2013 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (срок действия — до 06.06.2016).

Лицензия Роскомнадзора № 88300 от 06.06.2013 на оказание услуг связи по предоставлению каналов связи (срок действия — до 06.06.2016).

Территория обслуживания — пос. Соловецкий (Приморский район).

 

На рынке услуг проводного и мобильного широкополосного доступа к сети «Интернет» на территории Архангельской области осуществляют свою деятельность 12  продавцов, что является значительным.

Необходимо отметить, что большая их часть – операторы связи, организующие доступ в сегменте ШПД с организацией по выделенным сетям. Выделенные сети различных продавцов, как правило, не перекрываются и в отсутствии взаимозаменяемости доступа по различным технологиям образуют локальные монопольные рынки.

Доступ по выделенным, локальным сетям оказывают как «местные» операторы связи, которые осуществляют деятельность, как правило, на территории 1 - 2 муниципальных образований/районов: ООО «Ионит‑Телеком», ООО «Архангельская телевизионная компания», ООО «АСТРА‑СЕВЕР», ООО «Няндомская телерадиовещательная компания», ИП Хобатенков В.Н., ООО «Соловки XXI век», так и компании, входящие в группы лиц, действующие на территории нескольких субъектов Российской Федерации: ПАО «Ростелеком», ПАО «ВымпелКом» (торговая марка «БиЛайн», ПАО «Мегафон», ПАО «Мобильные ТелеСистемы», ООО «Т2 Мобайл», ЗАО «Компания ТрансТелеКом»

Наибольшее количество продавцов наблюдается в следующих административных образованиях: г. Архангельск (6), г. Котлас (5), г. Новодвинск (6), г. Северодвинск, (6), т. е. в крупных муниципальных образованиях.

На основании представленной информации выявлено, что территорией, где только один оператор связи оказывает услуги ШПД, является территория муниципального образования «Новая Земля», что объясняется сложным географическим положением данной административной единицы - архипелаг «Новая Земля» расположен в Северном Ледовитом океане между Баренцевым и Карским морями, отнесен к районам Крайнего Севера.

Территории, где ни один провайдер (оператор связи) не оказывает таких услуг, в данном случае не выявлены.

Совокупная доля домохозяйств, расположенных на территории, где ШПД предоставляется только одним оператором связи (Новая Земля), составляет 0,12% (см. Приложение).

 

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

В рассматриваемом случае указанные показатели не рассчитывается, поскольку изучалась потенциальная возможность получения домохозяйством услуги ШПД к сети «Интернет», а не фактическое подключение, т. е. присутствие в административном образовании сетей операторов связи, предоставляющих доступ к сети «Интернет».

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Административные барьеры входа на рынок

Поскольку услуги связи являются лицензируемым видом деятельности, основным барьером является процедура получения лицензии.

В сегментах рынка, доступ в которых организуется с использованием технологий беспроводного доступа, в качестве барьеров отмечаются длительные сроки получения разрешений на использование радиочастот (в том числе для базовых и радиорелейных линий).

В качестве административных барьеров на местном уровне выявлены процедуры по согласованию размещения средств связи на земельных участках, на (в) зданиях, сооружениях; получение разрешительных документов на строительство линейно-кабельных сооружений. Сложности возникают при согласовании размещения средств связи в зданиях гражданского назначения с собственниками зданий, в том числе жилого фонда: собственники помещений предъявляют необоснованные требования по ремонту, кругу обслуживания, или отказывают в размещении средств связи.

Снижение административные барьеров для операторов связи применительно к порядку размещения объектов связи является одной из ключевых предпосылок для обеспечения населения доступными услугами связи, а также повышение их качества. Для реализации поставленной задачи за последние два года при активном участии Правительства Российской Федерации, Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, а также ФАС России было принято значительное количество нормативных правовых актов по усовершенствованию порядка размещения инфраструктуры связи, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Одной из инициатив, которую отмечают операторы связи, является принятый Правительством города Москвы правовой акт, утвердивший перечень объектов городской собственности и упрощенный порядок первоочередного размещения оборудования базовых станций подвижной радиотелефонной связи. Крайне положительно оценивая такую инициативу, они, со своей стороны, предлагают рассмотреть возможность применения такой же практики в Архангельской области.

Еще одной мерой, которая помогла бы упростить процесс создания сетей связи в регионе, операторы связи называют принятие нормативного правового акта, в порядке п. 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, устанавливающего случаи, при которых не требуется получения разрешения на строительство, включая случаи строительства и реконструкции сооружений связи, в зависимости от их функционального назначения, особенностей конструкции и месторасположения, что будет способствовать формированию комфортной среды в регионе с учетом потребностей населения. Подобные законодательные инициативы приняты в регионах, среди которых: Закон Мурманской области от 02.07.2014 № 1764‑01‑ЗМО «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Мурманской области», Закон Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 № 664‑З № 181‑IV «О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)», Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 75‑ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» и др.

Экономические барьеры

Все участники рынка отмечают высокий уровень первоначальных затрат, как при создании собственной сети связи (доля затрат на строительство, ввод и эксплуатацию 60 - 80% в доходах), так и с использованием сети связи другого оператора (затраты только на аренду каналов 15-25% от доходов, при этом отмечается значительный рост тарифов традиционных операторов за пользование инфраструктурой связи: мест для размещения средств связи и за использование сетевых ресурсов (абонентские линии связи).

Оценка региональных мер, направленных на упрощение строительства сетей связи и мер, препятствующих строительству и эксплуатации сетей связи:

1. Отсутствие процедур размещения сетей связи на объектах, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

2. Наличие усложненного механизма согласования размещения оборудования операторов связи с собственниками объектов недвижимости;

3. Отсутствие методики определения тарифа на размещение оборудования в многоквартирных домах;

4. Отсутствие регулирования в части согласования с собственниками объектов недвижимости работ по модернизации существующих сетей связи;

5. Уклонение управляющих компаний, жилищных кооперативов от организации и проведении общих собраний собственников с целью принятия решения о размещении оборудования операторов связи в их доме;

6. Отсутствие четких правовых механизмов, регулирующих обязанность и отвественность администраций муниципальных образований по установлению обременения земельных участков в виде охранных зон при наличии линейных объектов связи;

7. Установление муниципальными органами запрета на размещение оборудования связи (предъявление требований о демонтаже оборудования и освобождении помещений);

8. Предъявление государственными органами требований о демонтаже телекоммуникационного оборудования, установленного в жилых домах;

9. Отсутствие запрета на ввод в эксплуатацию жилых домов без строительства инженерной инфраструктуры, необходимой для прокладки сетей связи, и самих сетей связи.

10. Установление в муниципальных образованиях повышенных ставок арендной платы за землю для размещения объектов связи;

11. Установление запрета на размещение сетей связи подвесным способом, отказ в предоставлении участков для строительства опор для размещения волоконно‑оптических линий связи;

12. Отсутствие каких‑либо программ государственно‑частного партнерства для развития сетей связи;

13. Отсутствие инфраструктуры для строительства сетей связи в удаленных районах области (дороги, высотные объекты, линии электропередачи и т. д.).

14. Необоснованно высокая стоимость платы за пользование (аренду) уличными световыми опорами, принадлежащими МП «Горэлектросеть» (г. Архангельск), для размещения кабельных линий связи, волоконно‑оптических сетей и высокие темпы роста такой платы; отсутствие регулирования оказания таких услуг и их ценообразования со стороны областных и местных властей (иногда операторы связи вынуждены за свой счет и сверх установленной платы по договорам на размещение своих линий ремонтировать, менять, выправлять опоры, являющиеся муниципальным имуществом, а также модернизировать воздушные линии в части их замены).

Перечисленные факторы оказывают непосредственное влияние на развитие конкуренции, а также на проникновение ШПД и формирование цены услуги ШПД.

 

 

 

 

 

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Рынок доступа к сети Интернет – пример рынка с технологической конкуренцией. Из сегмента, где присутствуют значительные барьеры (коммутируемый доступ, ШПД с организацией по DSL), операторы связи переходят к оказанию услуг с использованием иных технологий, которые для определенного круга пользователей (юридические лица, жилые образования с высокой плотностью потребителей) могут являться взаимозаменяемыми по цене.

В настоящее время во всех административных образованиях Архангельской области рассматриваемый рынок является конкурентным, (за исключением МО «Новая Земля» в силу специфического географического расположения), инфраструктура операторов связи обширно развита.

Для обеспечения высокого уровня проникновения доступа к сети «Интернет» в малонаселенных пунктах, в регионах с низкой плотностью потребителей (как физических, так и юридических лиц) наиболее доступным и быстроорганизуемым способом является организация ШПД с использованием существующих сетей телефонной связи, то есть по технологиям DSL.

Для развития конкуренции на рынке основным препятствием является ограниченность инфраструктуры, используемой для организации услуг.

 

 

 

 

 

Отчет подготовила

Главный специалист‑эксперт

отдела антимонопольного контроля                                                                   Т.В. Нестеренко

 

 

 

Руководитель Архангельского УФАС России                                                          Д.В. Бугаев

Файлы для скачивания

analiticheskiy_otchet_shpd.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.07 МБ