Проверка факта одностороннего расторжения от исполнения муниципального контракта

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Комиссией Архангельского УФАС России рассмотрено обращение МБУДО «Дворец спорта для детей и юношества» о включении сведений об ИП Мокеевой Диане Львовне в Реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно обращению Заказчика, контракт от 09.10.2020 №1-2020 на выполнение работ по устройству пандуса (извещение № 0124300016420000172), заключенный с ИП Мокеевой Дианой Львовной, расторгнут в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.

Комиссия Архангельского УФАС России осуществила проверку факта одностороннего расторжения от исполнения муниципального контракта.

11.09.2020 Уполномоченным органом – Муниципальным казенным учреждением «Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район», на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124300016420000172 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по устройству пандуса (далее – документация об аукционе).

При размещении на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru документации об аукционе Уполномоченным органом были размещены следующие документы:

- документация об аукционе, содержащая техническое задание с указанием объема и состава работ по контракту;

- схемы расположения пандуса с планами обвязки, конструктивными разрезами, спецификацией материалов (в количестве 6 штук);

- локально сметный расчет №1 на мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа к спортивному объекту МБУДО «Дворец спорта для детей и юношества» г. Онеги.

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 510 557,44 рублей.

В соответствии с частью 13 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым с 30.11.2020, что подтверждается размещенной 02.12.2020 информацией о расторжении Контракта на официальном сайте в карточке контракта с реестровой записью №3290600057120000003, реестровая запись Контракта в реестре контрактов переведена на статус «Исполнение прекращено».

Частью 6 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» определено, что в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 указанной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Информация, предусмотренная частью 6 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», направлена Заказчиком в адрес Архангельского УФАС России в установленый законом срок – 01.12.2020

Согласно пояснению в заседании Комиссии Архангельского УФАС России представителя ИП Мокеевой Д.Л. план-схема представленная Заказчиком не отражает полноту сведений необходимых для выполнения работ по Контракту. Проект и согласование пандусов для инвалидов при выполнении работ для обеспечения доступности зданий для маломобильных групп населения – обязателеное требование в соответствии СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Вместе с тем, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что представитель Подрядчика не смог указать пункт из свода правил (СП 59.13330.2016), на основании которого при выполнении работ по Контракту требуется обязательное наличие проекта выполнения работ, который включает пояснительную записку, архитектурно-строительные решения, конструктивные решения, чертежи.

Рассмотрев материалы дела Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что план-схемы, размещенные Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru, являются проектными решениями.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать указанному Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Доказательств возникновения у Индивидуального предпринимателя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленные сроки исполнить надлежащим образом свои обязательства по Контракту, в Архангельское УФАС России не представлено.

Действуя в рамках заключенного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию средств бюджета муниципального образования «Онежский муниципальный район»), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, ознакомившись с документами, размещенными на официальном сайте ЕИС, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и неисполнения обязательств по заключенному контракту.

В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Из пункта 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее – Правила ведения реестра), следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).

Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.

Исходя из положений статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе»).

Пунктом 12 Правил ведения реестра, в том числе установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 указанных Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.

Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Архангельского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.+

Цель, для достижения которой проводилась закупка, в данном случае не достигнута, поскольку контракт на выполнение работ по устройству пандуса не исполнен, пандус не возведен. Иными словами, невыполнение ИП Мокеевой Д.Л. своих обязательств привело к существенным нарушениям прав и законных интересов заказчика.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в неисполнении обязательств в рамках заключенного Контракта.

Таким образом, Комиссия Архангельского УФАС России, проведя оценку действий ИП Мокеевой Д.Л., приходит к выводу о недобросовестных действиях Индивидуального предпринимателя, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части неисполнения контракта, и сведения в отношении ИП Мокеевой Дианы Львовны подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь статьей 104 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок, решила

1. Включить сведения, представленные Заказчиком - МБУДО «Дворец спорта для детей и юношества» в отношении ИП  Мокеевой Дианы Львовны (место нахождения: 160009, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Галкинская, д. 72, кв. 68, ИНН 352535014542) в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.10.2020 №1-2020 на выполнение работ по устройству пандуса (извещение № 0124300016420000172).

2. Датой включения сведений в отношении ИП  Мокеевой Дианы Львовны в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».


Пресс-служба Архангельского УФАС России

https://vk.com/public108957914