Нам 131-ФЗ не указ

Федеральным законом от 21.12.2013 № 370-ФЗ в статью 77 Федерального закона       № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была введена часть 2.6. Согласно указанной норме Закона, внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут проводиться исключительно по согласованию с прокуратурой субъекта РФ.

 

Исключением из этого правила являются внеплановые проверки, проводимые  в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта РФ о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Только в этом случае получать согласие прокурора на проведение проверки не требуется.

 

В ходе проводимых в прокуратуре Архангельской области весной текущего  года совещаний руководителям контрольно-надзорных органов рекомендовалось проводить внеплановые проверки органов местного самоуправления в порядке части 2.6 статьи 77 Закона о местном самоуправлении, т.е. только по согласованию с областной прокуратурой.

 

В условиях отсутствия официальных разъяснений федеральных органов власти по данному вопросу, отсутствия правоприменительной практики прокуратура Архангельской области не могла порекомендовать ничего другого, ведь закон должен трактоваться буквально.

 

Трудность при данном толковании Закона заключается в том, что не все внеплановые проверки могут быть согласованы прокуратурой — согласованию подлежат лишь те проверки, которые проводятся на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан. Все, что не подпадает под указанный перечень, не согласовывается.

 

Как следствие, каждое ведомство вынуждено было действовать на свой страх и риск — читать статью 77 Закона о местном самоуправлении буквально и проводить внеплановые проверки органов местного самоуправления только по согласованию с прокуратурой субъекта РФ (и не проводить проверки, не подпадающие под согласование), либо работать по-прежнему (опасаясь нарушить закон и вызвать претензии со стороны прокуратуры).

 

Архангельское УФАС России, столкнувшись с подобной дилеммой в рамках осуществления контроля за исполнением органами местной власти требований Закона о защите конкуренции и Закона о контрактной системе, пошло по второму пути.

 

В настоящее время существующая проблема благополучно разрешилась - наконец-то появились соответствующие разъяснения ФАС России, подкрепленные письмом Генеральной прокуратуры РФ.

 

Суть разъяснений сводится к следующему: нормы Закона о  защите конкуренции и Закона о контрактной системе  являются специальными по отношению к положениям Закона о местном самоуправлении, следовательно, при проведении внеплановой проверки применению подлежат именно они. Данными нормативными правовыми актами согласование с прокурором проверки органа местного самоуправления не предусмотрено.