С широко открытыми глазами

Очень удобно, когда есть тот, кто обладает всей полнотой информации, видит картину целиком и, самое главное,  делится своим опытом. Не зря утверждают: «Тот, кто владеет информацией, владеет миром».

ФАС России, обладая сведениями о практиках ОАО «РЖД», разработало и направила во все территориальные органы рекомендации по рассмотрению дел о нарушении указанным хозяйствующим субъектом антимонопольного законодательства при заключении договоров на организацию расчетов.

ФАС России открывает глаза территориальным органам на местах, подсказывает, где может быть нарушение закона.

Архангельское УФАС России, в свою очередь, обращает внимание контрагентов ОАО «РЖД» на то, в чем, в каких действиях могут быть нарушения их прав и интересов, а также норм Федерального закона «О защите конкуренции».

ФАС России в своих рекомендациях указывает следующее.

Антимонопольный орган в силу пунктов 1,2 статьи 8 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003             № 18-ФЗ наделен полномочиями по контролю над установлением и применением платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО «РЖД», по причинам, не зависящим от перевозчика.

Из анализа статьи 39 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» не следует, что данные положения содержат основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО «РЖД», за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.

Плата, рассчитанная в соответствии со статье 39 данного Закона, может быть взыскана в пользу перевозчика при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику.

Если сторонами при заключении договора не достигнуто соглашение о взимании платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, указанная плата взиманию не подлежит.

На основании вышеизложенного навязывание ОАО «РЖД» контрагентам условий договора о взимании платы за пользование не принадлежащими перевозчику вагонами за их нахождение на железнодорожным путях общего пользования не должно допускаться, в связи с тем, что подобная плата законодательством не установлена.

В договор, заключаемый между ОАО «РЖД» и пользователями услуг железнодорожного транспорта на организацию расчетов, не должны включаться условия о взимании ОАО «РЖД» платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, размер которой установлен ОАО «РЖД» самостоятельно без согласия пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Следовательно, само по себе включение такого условия в договор и дальнейшее отклонение его исключения может рассматриваться как нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Уважаемые контрагенты ОАО «РЖД», действующие в Архангельской области, если в описываемом примере Вы увидели историю своих взаимоотношений с ОАО «РЖД», пожалуйста, обращайтесь с жалобой в Архангельское УФАС России.

С полным текстом рекомендаций ФАС России можно ознакомиться на сайте Управления http://arhangelsk.fas.gov.ru/analytic/8556

 

Пресс-служба

Архангельского УФАС России,

тел. 207-031, 207-321