Всего лишь предложение

С начала декабря в Архангельское УФАС России стали поступать жалобы представителей малого бизнеса на действия гарантирующего поставщика - ОАО «Архэнергосбыт». Заявителей взбудоражили датированные концом ноября письма Общества, которыми последнее якобы расторгает с ними действующий договор энергоснабжения и навязывает заключение нового договора, содержащего незаконные и даже невыполнимые требования (в частности требования по предоставлению банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии).

В настоящий момент, когда антимонопольным органом еще не проведена полноценная проверка, не дана оценка всем фактам и когда еще не известна официальная позиция гарантирующего поставщика, предварительно говорить можно о следующем.

В своей деятельности ОАО «Архангельская сбытовая компания» должно руководствоваться «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012, а также нормами 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Действительно, ОАО «Архэнергосбыт» были утверждены новые типовые договоры с потребителями (размещены на официальном сайте компании по адресу: www.arsk.ru).

На первый взгляд ряд положений этих типовых договоров, а также проектов договоров, предлагаемых потребителям для заключения, вызывают вопросы, так как они противоречат Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии.

Кроме того, вызывает вопросы пункт договора, обязывающий Покупателя (потребителя) предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии в виде банковской гарантии.

ОАО «Архэнергосбыт», выставляя такое требование, ссылается на п. 6 статьи 38 Федерального закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Вместе с тем, в данной норме закона нет ничего, что предусматривало бы такое обязательство. Там говорится об ином — обеспечительные меры распространяются не на всех потребителей, а только на «неотключаемых» (ограничение режима потребления эл/энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям), причем только тех, кто имеет задолженность по оплате электрической энергии.

Гарантирующий поставщик обязан определить таких потребителей и направить им уведомление о необходимости предоставления банковской гарантии.

Только на эту группу потребителей распространяется обязанность по направлению гарантирующему поставщику банковской гарантии.

Высказывания заявителей о расторжении гарантирующим поставщиком действующих договоров энергоснабжения, по крайней мере, пока ничем не подтверждаются. Вызвавшие вполне понятную тревогу письма ОАО «Архэнергосбыт» «О перезаключении договора» (кстати, типовые, рассылаемые всем потребителям региона, в т.ч. и Архангельскому УФАС России), содержат фразы: «...уведомляем вас о необходимости заключить новый договор с 01.01.2016 г.», а также «Предлагаем его подписать...». Т.е. о расторжении действующих договоров нет ни полслова.

С точки зрения антимонопольного законодательства такое предложение в качестве навязывания невыгодных или не предусмотренных законом условий договора расценивать нельзя.

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Так, «навязыванием невыгодных контрагенту условий договора» является направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента. Именно настаивание организации, занимающей доминирующее положение, на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением доминирующим положением в форме навязывания невыгодных или дискриминационных условий договора для абонента.

О навязывании невыгодных условий договора также может свидетельствовать уклонение хозяйствующего субъекта от согласования спорных положений проекта договора, отклонение протокола разногласий.

Сведений о таких фактах в Архангельское УФАС России пока не поступало.

 

Пресс-служба Архангельского УФАС России

http://ufas-29.livejournal.com/

https://vk.com/public108957914

тел. 207-031, 207-321