ОСАГО с нагрузкой

В Архангельске страховой скандал – полис ОСАГО выдают с приложением другого продукта.

Два месяца в Архангельске лихорадит рынок страхования автогражданской ответственности – возник необъяснимый объективными причинами дефицит полисов ОСАГО.

И тут же ряд страховых компаний использовали кризис для того, чтобы втюхивать вместе с оставшимися бланками дополнительные страховые продукты.

Схема проста: приходишь покупать ОСАГО, а тебе «в нагрузку» предлагают оформить, например, страхование жизни. Иначе – до свидания. Не зря говорят, что все гениальное просто: водителю деваться некуда – без полиса ОСАГО управлять машиной запрещено. Так как, согласно КоАП РФ, управление без полиса ОСАГО наказывается штрафом в размере 800 рублей и снятием госномеров. Через сутки, если попался гаишнику во второй раз, управление без полиса и госномеров обойдется либо штрафом в размере 5000 рублей, либо лишением водительских прав на срок от 1 до 3 месяцев.

Кроме этого, если по вине водителя без ОСАГО происходит ДТП, то возмещать причиненный ущерб он будет из собственного кармана.

И таких горемык, как сообщили корреспонденту «Правды Северо-Запада» в областной ГИБДД, с начала 2013 года оформлено уже более 370 человек. Даже если отбросить половину, посчитав их людьми, плюющими на Правила дорожного движения, цифра впечатляет. И, судя по всему, она имеет тенденцию к увеличению.

Из собственных источников редакции стало известно, что приобретение полиса ОСАГО доходит до абсурда: директрисе одной коммерческой фирмы оформили «автогражданку» только после того, как она выписала сама себе справку для страховой компании о том, что является директором и без машины не может осуществлять свою деятельность.

В одной из страховых компаний Архангельска нашему корреспонденту на условиях анонимности рассказали, что бесконечные обращения в головные, столичные офисы с мольбой о высылке должного количества бланков полисов ОСАГО не встречают понимания. Нужно на неделю, к примеру, 200 бланков, а присылают всего 50. И без каких-либо объяснений такой «жадности».

При этом в соседних регионах такой проблемы нет. Более того, в той же Вологодской области коллеги архангельских страховщиков готовы поделиться бланками ОСАГО после заключения агентского соглашения. Что, скорее всего, и происходит, но этот вариант не панацея.

Но не зря говорят: «Кому война, а кому мать родна» – некоторые страховые компании пользуются случаем увеличить выручку, руководствуясь принципом «два в одном». Так, если полис ОСАГО в среднем стоит четыре тысячи рублей, то вместе с тем же страхованием жизни гражданин отдает семь тысяч.

Есть и более чудесатые варианты. Как писали накануне Нового года наши коллеги из ИА «Эхо Севера», в одной из страховых компаний Архангельска автовладельцу были согласны оформить полис ОСАГО при условии, что он заплатит «сверху» 500 рублей – якобы за некое исследование рынка страховых услуг. Якобы – потому что на 99,9 % можно быть уверенным, что никакого исследования не проводится.

Подытожим: проблема № 1 – нет необходимого количества полисов ОСАГО. И проблема № 2 – то, что трудно назвать иначе, как навязывание дополнительных услуг страховых компаний.

Согласитесь, проблема № 2 очень напоминает сговор страховщиков. Так это или нет, предоставим выяснить УФАС по Архангельской области.

Интересно другое: практически два месяца автовладельцы Архангельска не могут нормально оформить ОСАГО, а публичной реакции со стороны надзирающих органов нет. Только 14 января от Рос­потребнадзора последовал релиз «Об ущемлении прав потребителей при заключении договоров ОСАГО».

В сообщении говорится (цитируем):

«в 2013 году в Управление с данной проблемой только в городе Архангельске обратилось 35 человек <…> В этой связи Управление разъясняет, что в соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300–1 запрещается обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)».

Конец цитаты.

Проще говоря, проблема фактического навязывания услуг со стороны ряда страховых компаний есть и в районах области. Более того, есть информация, что эта практика продолжается и поныне. Соответственно, можно предположить, что плевать хотели на Рос­потребнадзор особо ушлые дельцы архангельского страхового рынка.

«Убивает» последний абзац пресс-релиза (цитируем):

«Управление рекомендует потребителям, в случае отказа в заключении договора ОСАГО, либо навязывании дополнительных условий для его заключения, обращаться с письменным заявлением в страховую компанию о заключении договора. Письменный отказ на заявление будет являться доказательством нарушения права потребителя и основанием для принятия мер административной ответственности к страховой компании».

Конец цитаты.

Грубо говоря, если вам что-то «впаривают» в страховой компании ненужное, то вам с этим и бороться. А где хоть слово о принятых в отношении «подозреваемых» мерах, передаче поступивших обращений в полицию, прокуратуру, антимонопольное ведомство? Информации об этом нет. Как нет и данных, на какие конкретно страховые компании поступали заявления и жалобы.

Казалось бы, чего проще – объединиться с силовиками и в рамках закона «Об оперативно-розыскной деятельности» под видом водителей послать в страховые компании сотрудников со скрытыми камерами и микрофонами. А потом достать протоколы, бланки объяснений и начать обстоятельно разматывать весь это клубок.

Чтобы не наводить тень на плетень, редакцией в адрес Роспотребнадзора, прокуратуры Архангельска и Архангельской области, УФАС по Архангельской области направлены запросы на предмет принятия мер по обузданию непомерных аппетитов страховщиков.

Первыми ответили антимонопольщики: УФАС по Архангельской области проводит проверку соблюдения закона «О защите конкуренции» в отношении компании «Росгосстрах», по которой поступило наибольшее количество обращений. Якобы полис ОСАГО в «Росгосстрахе» не выписывают без заключения договора по дополнительному страховому продукту, предоставляемому «РГС-Фортуна».

Пресс-служба УФАС сообщила, что заявления по этому поводу стали поступать к ним с августа 2013 года и идут до сих пор. А в целом ситуация настолько глобальна, что ее изучением занялись специалисты Главного управления Центробанка РФ по Архангельской области, в компетенцию которых входит надзор за страховыми компаниями.

Первое заседание комиссии УФАС по «Росгосстраху» уже состоялось, продолжение (пауза вызвана истребованием документов) запланировано на 5 февраля.

Примечательно, что в октябре 2013 года региональное УФАС предупреждало филиал компании «Росгосстрах» в Архангельской области о недопустимости действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства – cтраховая компания не оформляла с владельцами транспортных средств договоры ОСАГО без заключения договора страхования от несчастных случаев «РГС-Фортуна» «Авто».

В конце октября «Росгосстрах» уведомил УФАС, что исполнил предписание, разослав по всем подразделениям циркуляр о недопущении нарушений впредь. Но, если нынешняя проверка подтвердит, что компания продолжает заниматься практически тем же самым, можно будет говорить, что «генералитет» компании нагло обманул антимонопольщиков.

В качестве постскриптума: на официальном сайте компании «Росгосстрах», в разделе «О компании – наш подход» сказано: «Честность – наш главный принцип».