Решение по делу 57-09 от 03.02.2010

Дата публикации: 9 июня 2010, 14:01
Untitled Document

РЕШЕНИЕ

«03» февраля  2010 года                                                                                            г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:


Председатель

-

Алешин К.Н.

И.о. руководителя Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти;

Член комиссии

-

Розгон В.В.

Главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

Член комиссии

-

Князева О.А.

Специалист – эксперт отдела контроля органов власти.

рассмотрев дело № 57-09 по признакам нарушения


Правительством Архангельской области
(163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49)

(наименование организации (органа) (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), адрес ответчика (ов) по делу)

ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк»
(119034, г. Москва, Гагаринский пер., 3)

(наименование организации (органа) (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), адрес ответчика (ов) по делу)

статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

02 октября 2009 года Приказом № 198 в отношении Правительства Архангельской области и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» возбуждено дело № 57-09 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающей запрет на соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Данное дело возбуждено по факту заключения 09 февраля 2009 года Администрацией Архангельской области (в настоящее время  Правительство Архангельской области) с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» соглашения о взаимодействии по реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012, реализация отдельных положений которого может привести к созданию необоснованно благоприятных условий на рынке кредитования для кредитной организации.
В частности, в соответствии с пунктом 3.1.2 Соглашения Администрация Архангельской области обязуется:
- оказывать содействие ОАО «Россельхозбанк» в определении приоритетов в кредитовании предприятий агропромышленного комплекса, разработке отраслевых и индивидуальных программ краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования агропромышленного комплекса, поиске необходимых форм обеспечения кредитов (подпункт 1);
- содействовать в определении наиболее эффективных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе и предлагать ОАО «Россельхозбанк» в качестве рекомендованных для внесения в программу среднесрочного и долгосрочного кредитования (подпункт 2);
- способствовать участию ОАО «Россельхозбанк» в реализации областных программ развития агропромышленного комплекса, в том числе разработанных на основе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (подпункт 7);
- информировать ОАО «Россельхозбанк» об экономическом потенциале товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и отдельных отраслей сельского хозяйства области, необходимых для реализации Соглашения с ОАО «Россельхозбанк» (подпункт 9);
- оказывать помощь в организации контактов ОАО «Россельхозбанк» с органами государственной власти, местного самоуправления и товаропроизводителями (подпункт 10).

Определением от 02.10.2009 № 05-03/42214 рассмотрение дела № 57-09 было назначено на 23 октября 2009 года.
В заседании Комиссии представитель Правительства Архангельской области заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела № 57-09 в связи с поступлением 20.10.2009 на имя Губернатора Архангельской области письма директора филиала ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» В.Н. Аксенова с предложением рассмотреть проект дополнительного соглашения, в соответствии с которым, оспариваемые подпункты 1, 2, 7, 9, 10 пункта 3.1.2. исключаются из текста Соглашения от 09.02.2009 № 18/8-2009. Данное ходатайство поддержано представителем ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк».
Комиссия приняла решение об удовлетворении ходатайства, Определением от 23.10.2009 № 05-03/5362 рассмотрение дела № 57-09 было отложено на 21 декабря 2009 года.
В заседании Комиссии, которое состоялось 21 декабря 2009 года, было установлено, что Проект дополнительного соглашения, находится в стадии согласования.
Также Комиссией сделаны выводы о необходимости получения дополнительных материалов, в связи с чем Определением от 21.12.2009 рассмотрение дела № 57-09 было отложено на 03 февраля 2010 года. 

 

03 февраля 2010 года дело № 57-09 рассмотрено по существу.
В заседании Комиссии приняли участие:
Представитель от ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» – Лыскова Е.И. (доверенность от 03.12.2007 № 48-05-19/15); представители от Правительства Архангельской области – Попова Н.В. (доверенность от 15.10.2009 № 06-19/226), Хандусенко В.И. (доверенность от 15.10.2009 № 06-19/227).

По существу рассматриваемого вопроса лицами, участвующими в деле, были представлены следующие пояснения.
Правительство Архангельской области не согласилось с вменяемым правонарушением по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», одним из направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (статья 5). При этом одним из основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, согласно статье 7 названного Федерального, указывается обеспечение доступности кредитных ресурсов. 
Документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, является соответствующая государственная программа (статья 8).
Согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446, реализация мер по развитию малых форм хозяйствования на селе должна осуществляться, в том числе, посредством предоставления кредитов ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Таким образом, заключение рассматриваемого Соглашения с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» обусловлено вышеназванными правовыми актами, не направлено на ограничение сотрудничества Администрации с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории Архангельской области.

ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» поддержало позицию Правительства Архангельской области.

Дело рассмотрено Комиссией с учетом следующего.
Нормативные документы, на которые ссылаются ответчики, а именно: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Государственная программа, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446, определяют ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» как кредитную организацию, которая реализует меры, направленные на развитие малых форм хозяйствования на селе, в форме предоставления кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Таким образом, деятельность ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», в части предоставления кредитов названным лицам, является только реализацией соответствующих государственных гарантий.
При этом рынок предоставления услуг кредитования на территории Архангельской области является конкурентным и не ограничивается деятельностью ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк».
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
В настоящее время на территории Архангельской области осуществляют деятельность более 30 кредитных организаций и их филиалов.
Согласно действующему законодательству, наличие конкурентного рынка предполагает необходимость создания на нем равных условий осуществления предпринимательской деятельности для всех его участников.
В частности, основным документом, регламентирующим рыночные отношения на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии со статьей 1 названного документа, он определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями вышеназванного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.         
Вместе с тем рассматриваемые обязательства Администрации Архангельской области (в настоящее время Правительство Архангельской области) ведут к минимизации рисков ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», связанных с кредитованием организаций в агропромышленном комплексе, и способствуют увеличению объемов кредитования за счет поддержки, в том числе в виде организации контактов с товаропроизводителями, оказываемой Администрацией Архангельской области.
Реализация данных положений Соглашения с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» может привести к созданию необоснованно благоприятных условий данной кредитной организации на рынке кредитования по сравнению с его конкурентами, и, как следствие, к ограничению конкуренции.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая изложенное, Соглашение, заключенное Администрацией Архангельской области с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», в части отдельных положений (подпункты 1, 2, 7, 9, 10 пункта 3.1.2.), свидетельствует о нарушении статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 − 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

    • Признать нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Правительства Архангельской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», выразившееся во включении в Соглашение от 09.02.2009 о взаимодействии по реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 отдельных положений, а именно: подпунктов 1, 2, 7, 9, 10 пункта 3.1.2., реализация которых может привести к созданию необоснованно благоприятных условий на рынке кредитования для кредитной организации.
    • Выдать Правительству Архангельской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
    • Установить срок исполнения предписания − до 19 марта 2010 года. Срок представления информации об исполнении предписания − до 25 марта 2010 года.
    • Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
stdClass Object ( [vid] => 6311 [uid] => 1 [title] => Решение по делу 57-09 от 03.02.2010 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6311 [type] => solution [language] => ru [created] => 1276063310 [changed] => 1370520367 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370520367 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Untitled Document

РЕШЕНИЕ

«03» февраля  2010 года                                                                                            г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:


Председатель

-

Алешин К.Н.

И.о. руководителя Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти;

Член комиссии

-

Розгон В.В.

Главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

Член комиссии

-

Князева О.А.

Специалист – эксперт отдела контроля органов власти.

рассмотрев дело № 57-09 по признакам нарушения


Правительством Архангельской области
(163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49)

(наименование организации (органа) (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), адрес ответчика (ов) по делу)

ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк»
(119034, г. Москва, Гагаринский пер., 3)

(наименование организации (органа) (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), адрес ответчика (ов) по делу)

статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

02 октября 2009 года Приказом № 198 в отношении Правительства Архангельской области и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» возбуждено дело № 57-09 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающей запрет на соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Данное дело возбуждено по факту заключения 09 февраля 2009 года Администрацией Архангельской области (в настоящее время  Правительство Архангельской области) с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» соглашения о взаимодействии по реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012, реализация отдельных положений которого может привести к созданию необоснованно благоприятных условий на рынке кредитования для кредитной организации.
В частности, в соответствии с пунктом 3.1.2 Соглашения Администрация Архангельской области обязуется:
- оказывать содействие ОАО «Россельхозбанк» в определении приоритетов в кредитовании предприятий агропромышленного комплекса, разработке отраслевых и индивидуальных программ краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования агропромышленного комплекса, поиске необходимых форм обеспечения кредитов (подпункт 1);
- содействовать в определении наиболее эффективных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе и предлагать ОАО «Россельхозбанк» в качестве рекомендованных для внесения в программу среднесрочного и долгосрочного кредитования (подпункт 2);
- способствовать участию ОАО «Россельхозбанк» в реализации областных программ развития агропромышленного комплекса, в том числе разработанных на основе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (подпункт 7);
- информировать ОАО «Россельхозбанк» об экономическом потенциале товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и отдельных отраслей сельского хозяйства области, необходимых для реализации Соглашения с ОАО «Россельхозбанк» (подпункт 9);
- оказывать помощь в организации контактов ОАО «Россельхозбанк» с органами государственной власти, местного самоуправления и товаропроизводителями (подпункт 10).

Определением от 02.10.2009 № 05-03/42214 рассмотрение дела № 57-09 было назначено на 23 октября 2009 года.
В заседании Комиссии представитель Правительства Архангельской области заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела № 57-09 в связи с поступлением 20.10.2009 на имя Губернатора Архангельской области письма директора филиала ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» В.Н. Аксенова с предложением рассмотреть проект дополнительного соглашения, в соответствии с которым, оспариваемые подпункты 1, 2, 7, 9, 10 пункта 3.1.2. исключаются из текста Соглашения от 09.02.2009 № 18/8-2009. Данное ходатайство поддержано представителем ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк».
Комиссия приняла решение об удовлетворении ходатайства, Определением от 23.10.2009 № 05-03/5362 рассмотрение дела № 57-09 было отложено на 21 декабря 2009 года.
В заседании Комиссии, которое состоялось 21 декабря 2009 года, было установлено, что Проект дополнительного соглашения, находится в стадии согласования.
Также Комиссией сделаны выводы о необходимости получения дополнительных материалов, в связи с чем Определением от 21.12.2009 рассмотрение дела № 57-09 было отложено на 03 февраля 2010 года. 

 

03 февраля 2010 года дело № 57-09 рассмотрено по существу.
В заседании Комиссии приняли участие:
Представитель от ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» – Лыскова Е.И. (доверенность от 03.12.2007 № 48-05-19/15); представители от Правительства Архангельской области – Попова Н.В. (доверенность от 15.10.2009 № 06-19/226), Хандусенко В.И. (доверенность от 15.10.2009 № 06-19/227).

По существу рассматриваемого вопроса лицами, участвующими в деле, были представлены следующие пояснения.
Правительство Архангельской области не согласилось с вменяемым правонарушением по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», одним из направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (статья 5). При этом одним из основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, согласно статье 7 названного Федерального, указывается обеспечение доступности кредитных ресурсов. 
Документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, является соответствующая государственная программа (статья 8).
Согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446, реализация мер по развитию малых форм хозяйствования на селе должна осуществляться, в том числе, посредством предоставления кредитов ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Таким образом, заключение рассматриваемого Соглашения с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» обусловлено вышеназванными правовыми актами, не направлено на ограничение сотрудничества Администрации с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории Архангельской области.

ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» поддержало позицию Правительства Архангельской области.

Дело рассмотрено Комиссией с учетом следующего.
Нормативные документы, на которые ссылаются ответчики, а именно: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Государственная программа, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446, определяют ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» как кредитную организацию, которая реализует меры, направленные на развитие малых форм хозяйствования на селе, в форме предоставления кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
Таким образом, деятельность ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», в части предоставления кредитов названным лицам, является только реализацией соответствующих государственных гарантий.
При этом рынок предоставления услуг кредитования на территории Архангельской области является конкурентным и не ограничивается деятельностью ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк».
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
В настоящее время на территории Архангельской области осуществляют деятельность более 30 кредитных организаций и их филиалов.
Согласно действующему законодательству, наличие конкурентного рынка предполагает необходимость создания на нем равных условий осуществления предпринимательской деятельности для всех его участников.
В частности, основным документом, регламентирующим рыночные отношения на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии со статьей 1 названного документа, он определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями вышеназванного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.         
Вместе с тем рассматриваемые обязательства Администрации Архангельской области (в настоящее время Правительство Архангельской области) ведут к минимизации рисков ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», связанных с кредитованием организаций в агропромышленном комплексе, и способствуют увеличению объемов кредитования за счет поддержки, в том числе в виде организации контактов с товаропроизводителями, оказываемой Администрацией Архангельской области.
Реализация данных положений Соглашения с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» может привести к созданию необоснованно благоприятных условий данной кредитной организации на рынке кредитования по сравнению с его конкурентами, и, как следствие, к ограничению конкуренции.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Учитывая изложенное, Соглашение, заключенное Администрацией Архангельской области с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», в части отдельных положений (подпункты 1, 2, 7, 9, 10 пункта 3.1.2.), свидетельствует о нарушении статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 − 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

    • Признать нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Правительства Архангельской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», выразившееся во включении в Соглашение от 09.02.2009 о взаимодействии по реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 отдельных положений, а именно: подпунктов 1, 2, 7, 9, 10 пункта 3.1.2., реализация которых может привести к созданию необоснованно благоприятных условий на рынке кредитования для кредитной организации.
    • Выдать Правительству Архангельской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
    • Установить срок исполнения предписания − до 19 марта 2010 года. Срок представления информации об исполнении предписания − до 25 марта 2010 года.
    • Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
    [summary] => [format] => full_html [safe_value] =>





    Untitled Document

    РЕШЕНИЕ

    «03» февраля  2010 года                                                                                            г. Архангельск

    Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

    Председатель

    -

    Алешин К.Н.

    И.о. руководителя Архангельского УФАС России;

    Член комиссии

    -

    Нестеренко Е.В.

    Начальник отдела контроля органов власти;

    Член комиссии

    -

    Розгон В.В.

    Главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

    Член комиссии

    -

    Шахов А.Ю.

    Ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

    Член комиссии

    -

    Князева О.А.

    Специалист – эксперт отдела контроля органов власти.

    рассмотрев дело № 57-09 по признакам нарушения

    Правительством Архангельской области
    (163004, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49)

    (наименование организации (органа) (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), адрес ответчика (ов) по делу)

    ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк»
    (119034, г. Москва, Гагаринский пер., 3)

    (наименование организации (органа) (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), адрес ответчика (ов) по делу)

    статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

    УСТАНОВИЛА:

    02 октября 2009 года Приказом № 198 в отношении Правительства Архангельской области и ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» возбуждено дело № 57-09 по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающей запрет на соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
    Данное дело возбуждено по факту заключения 09 февраля 2009 года Администрацией Архангельской области (в настоящее время  Правительство Архангельской области) с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» соглашения о взаимодействии по реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012, реализация отдельных положений которого может привести к созданию необоснованно благоприятных условий на рынке кредитования для кредитной организации.
    В частности, в соответствии с пунктом 3.1.2 Соглашения Администрация Архангельской области обязуется:
    - оказывать содействие ОАО «Россельхозбанк» в определении приоритетов в кредитовании предприятий агропромышленного комплекса, разработке отраслевых и индивидуальных программ краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования агропромышленного комплекса, поиске необходимых форм обеспечения кредитов (подпункт 1);
    - содействовать в определении наиболее эффективных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе и предлагать ОАО «Россельхозбанк» в качестве рекомендованных для внесения в программу среднесрочного и долгосрочного кредитования (подпункт 2);
    - способствовать участию ОАО «Россельхозбанк» в реализации областных программ развития агропромышленного комплекса, в том числе разработанных на основе Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (подпункт 7);
    - информировать ОАО «Россельхозбанк» об экономическом потенциале товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства и отдельных отраслей сельского хозяйства области, необходимых для реализации Соглашения с ОАО «Россельхозбанк» (подпункт 9);
    - оказывать помощь в организации контактов ОАО «Россельхозбанк» с органами государственной власти, местного самоуправления и товаропроизводителями (подпункт 10).

    Определением от 02.10.2009 № 05-03/42214 рассмотрение дела № 57-09 было назначено на 23 октября 2009 года.
    В заседании Комиссии представитель Правительства Архангельской области заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела № 57-09 в связи с поступлением 20.10.2009 на имя Губернатора Архангельской области письма директора филиала ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» В.Н. Аксенова с предложением рассмотреть проект дополнительного соглашения, в соответствии с которым, оспариваемые подпункты 1, 2, 7, 9, 10 пункта 3.1.2. исключаются из текста Соглашения от 09.02.2009 № 18/8-2009. Данное ходатайство поддержано представителем ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк».
    Комиссия приняла решение об удовлетворении ходатайства, Определением от 23.10.2009 № 05-03/5362 рассмотрение дела № 57-09 было отложено на 21 декабря 2009 года.
    В заседании Комиссии, которое состоялось 21 декабря 2009 года, было установлено, что Проект дополнительного соглашения, находится в стадии согласования.
    Также Комиссией сделаны выводы о необходимости получения дополнительных материалов, в связи с чем Определением от 21.12.2009 рассмотрение дела № 57-09 было отложено на 03 февраля 2010 года. 

     

    03 февраля 2010 года дело № 57-09 рассмотрено по существу.
    В заседании Комиссии приняли участие:
    Представитель от ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» – Лыскова Е.И. (доверенность от 03.12.2007 № 48-05-19/15); представители от Правительства Архангельской области – Попова Н.В. (доверенность от 15.10.2009 № 06-19/226), Хандусенко В.И. (доверенность от 15.10.2009 № 06-19/227).

    По существу рассматриваемого вопроса лицами, участвующими в деле, были представлены следующие пояснения.
    Правительство Архангельской области не согласилось с вменяемым правонарушением по следующим основаниям.
    В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», одним из направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (статья 5). При этом одним из основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, согласно статье 7 названного Федерального, указывается обеспечение доступности кредитных ресурсов. 
    Документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, является соответствующая государственная программа (статья 8).
    Согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446, реализация мер по развитию малых форм хозяйствования на селе должна осуществляться, в том числе, посредством предоставления кредитов ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
    Таким образом, заключение рассматриваемого Соглашения с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» обусловлено вышеназванными правовыми актами, не направлено на ограничение сотрудничества Администрации с другими банками и не преследует цели ограничения деятельности других банков на территории Архангельской области.

    ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» поддержало позицию Правительства Архангельской области.

    Дело рассмотрено Комиссией с учетом следующего.
    Нормативные документы, на которые ссылаются ответчики, а именно: Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и Государственная программа, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446, определяют ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» как кредитную организацию, которая реализует меры, направленные на развитие малых форм хозяйствования на селе, в форме предоставления кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
    Таким образом, деятельность ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», в части предоставления кредитов названным лицам, является только реализацией соответствующих государственных гарантий.
    При этом рынок предоставления услуг кредитования на территории Архангельской области является конкурентным и не ограничивается деятельностью ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк».
    Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
    В настоящее время на территории Архангельской области осуществляют деятельность более 30 кредитных организаций и их филиалов.
    Согласно действующему законодательству, наличие конкурентного рынка предполагает необходимость создания на нем равных условий осуществления предпринимательской деятельности для всех его участников.
    В частности, основным документом, регламентирующим рыночные отношения на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    В соответствии со статьей 1 названного документа, он определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
    1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
    2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
    Целями вышеназванного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.         
    Вместе с тем рассматриваемые обязательства Администрации Архангельской области (в настоящее время Правительство Архангельской области) ведут к минимизации рисков ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», связанных с кредитованием организаций в агропромышленном комплексе, и способствуют увеличению объемов кредитования за счет поддержки, в том числе в виде организации контактов с товаропроизводителями, оказываемой Администрацией Архангельской области.
    Реализация данных положений Соглашения с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» может привести к созданию необоснованно благоприятных условий данной кредитной организации на рынке кредитования по сравнению с его конкурентами, и, как следствие, к ограничению конкуренции.
    В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
    Учитывая изложенное, Соглашение, заключенное Администрацией Архангельской области с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк», в части отдельных положений (подпункты 1, 2, 7, 9, 10 пункта 3.1.2.), свидетельствует о нарушении статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
    Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 − 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

    РЕШИЛА:

      • Признать нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Правительства Архангельской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», выразившееся во включении в Соглашение от 09.02.2009 о взаимодействии по реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 отдельных положений, а именно: подпунктов 1, 2, 7, 9, 10 пункта 3.1.2., реализация которых может привести к созданию необоснованно благоприятных условий на рынке кредитования для кредитной организации.
      • Выдать Правительству Архангельской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
      • Установить срок исполнения предписания − до 19 марта 2010 года. Срок представления информации об исполнении предписания − до 25 марта 2010 года.
      • Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.


    [safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

    Признать нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Правительства Архангельской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», выразившееся во включении в Соглашение от 09.02.2009 о взаимодействии по реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 отдельных положений, а именно: подпунктов 1, 2, 7, 9, 10 пункта 3.1.2., реализация которых может привести к созданию необоснованно благоприятных условий на рынке кредитования для кредитной организации.

    [format] => full_html [safe_value] =>

    Признать нарушение статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Правительства Архангельской области и ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», выразившееся во включении в Соглашение от 09.02.2009 о взаимодействии по реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 отдельных положений, а именно: подпунктов 1, 2, 7, 9, 10 пункта 3.1.2., реализация которых может привести к созданию необоснованно благоприятных условий на рынке кредитования для кредитной организации.

    ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-09 10:01:50 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-06-09 10:01:50 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321497217 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Архангельское УФАС России )