Решение по делу №02-13 (жалоба А.П.Самойлов)

Номер дела: 02-13
Дата публикации: 27 мая 2013, 15:34

 

РЕШЕНИЕ

«23» мая 2013 года                                                                                                 г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения объявлена: 14.05.2013.

Решение изготовлено в полном объеме: 23.05.2013.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

– заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Касаткин В.В.

– главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Куницын А.С.

– специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России,

в присутствии:

представителя ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» - Иваницкой О.В. (доверенность № б/н от 11.03.2013),

рассмотрев дело № 02-13, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в том числе пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении общества с ограниченной ответственностью «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» (далее – ООО «АСЭП», Общество) (Талажское шоссе, д. 1, корп. 1, г. Архангельск, 163045), выразившихся в умышленном затягивании процесса осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств цеха по строительству изделий из пластмассы путем включения в договоры условия: «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора» и создании дискриминационных условий Самойлову А.П.

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступило обращение Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.04.2012 № 313/1031 (вх. № 2586 от 25.04.2012) (далее – Агентство), в котором Агентство просило провести проверку соблюдения ООО «АСЭП» норм антимонопольного законодательства.

Причиной обращения Агентства с заявлением послужило направление ООО «АСЭП» в адрес Самойлова А.П. (ИП) письма об аннулировании ранее направленного договора технологического присоединения по причине расположения энергопринимающих устройств, подлежащих присоединению, на земельном участке (кадастровый номер 29:16:064601:141), который уже технологически присоединен к электрическим сетям ООО «АСЭП».

Процедура технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям определена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № № 861 (далее – Правила).

Согласно п. 8 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

ИП Самойлов А.П. обратился в ООО «АСЭП» с заявлением о предоставлении возможности технологического присоединения  энергопринимающих устройств на объекте: электроустановка строительства цеха по производству изделий из пластмассы.

ООО «АСЭП» письмом от 13.03.2012 № 89-863/03 направило в адрес Заявителя подписанный экземпляр договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 09-89ТП/0212а от 28.02.2012 (с приложениями).

ИП Самойловым А.П. 16.03.2012 был направлен в адрес Общества мотивированный отказ с предложениями об изменении условий договора технологического присоединения.

Далее Общество письмом от 05.04.2012 № 37-1141/04 вообще отозвало свою подпись на вышеуказанном договоре, поскольку в ходе проверки было выявлено, что энергопринимающие устройства, подлежащие присоединению, расположены на земельном участке, который ранее уже технологически присоединен к электрическим сетям ООО «АСЭП». Общество рекомендовало ИП Самойлову А.П. повторно обратиться совместно со вторым собственником в его адрес с заявкой на увеличение разрешенной мощности.

Кроме того, ООО «АСЭП» письмом от 23.07.2012 № 12-2783/07 сообщило Управлению, что в настоящее время выполнение технических мероприятий по присоединению потребителей с заявленной мощностью не более 15 кВт к данной точке присоединения возможно только после выполнения мероприятий по увеличению максимальной мощности между ООО «АСЭП» и ОАО «МРСК Северо-Запада».

Письмом от 23.07.2012 ИП Самойлов А.П. сообщил Управлению об обеспечении им  принципа изолированности электрических сетей, осуществлении технологического присоединения отдельно стоящего здания цеха впервые, а также обеспечении учета потребляемой электрической энергии.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ООО «АСЭП», осуществляя деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, является сетевой организацией - субъектом естественной монополии.

Кроме того, Общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, по видам деятельности «услуги по передаче электрической энергии» и «услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергоустановок) потребителей к электрическим сетям». Доминирование заявителя определено в границах эксплуатируемых сетей г. Архангельск и Приморского района (в пределах территории, охваченной присоединённой сетью), с долей на рынке более 65 процентов (100%).

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Нормы, закрепленные в Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

В соответствии с пунктом 2 Правил их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

При этом сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил).

К лицам, указанным в пункте 12.1 Правил, относятся заявители - юридические лица или индивидуальные предприниматели, подающие заявку в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).

 Для заключения договора заявитель согласно пункту 8 Правил направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение.

Как указано в пункте 17 Правил технологического присоединения, размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В данном случае материалами дела, представленными с заявлением, подтверждается, что обратившемуся с заявкой на технологическое присоединение (о технологическом присоединении впервые) ИП Самойлову А.П. Общество отказало в заключении договора об осуществлении технологического присоединения, мотивируя свой отказ отсутствием технической возможности, а также мотивируя тем, что ранее земельный участок уже технологически присоединен к электрическим сетям ООО «АСЭП».

Такие действия ООО «АСЭП» были квалифицированы Управлением как противоречащие требованиям Правил технологического присоединения и свидетельствующие о признаках нарушения сетевой организацией пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которым хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, запрещается экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Данная позиция подтверждается судебной практикой  - Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-44695/20104 от 21.11.2011 и др.

В этой связи Архангельское УФАС России, на основании ст. 391 Федерального закона «О защите конкуренции» ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» (163045, г. Архангельск, Талажское шоссе, д. 1, к.1) выдало предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Срок исполнения предупреждения - 06.09.2012.

Во исполнение предупреждения Управления от 06.08.2012 № 02-03/3899 ООО «АСЭП» с ИП Самойловым А.П. заключен договор № 09-89ТП/0212а от 15.08.2012. Данное обстоятельство подтверждается направленной Самойловым А.П. в адрес Архангельского УФАС России копией вышеуказанного договора (со всеми приложениями), подписанного двумя сторонами и скрепленного печатями (письмо № б/н от 10.10.2012) (вх. № 6217 от 11.10.2012).

Однако, изучив представленный сторонами договор, Управление полагает, что п. 1.5 «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора» противоречит п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, а именно: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (все перечисленные выше условия соблюдены).

На основании вышеизложенного, Управление полагает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению должен составлять не более 6 месяцев с момента подписания договора сторонами (в соответствии с настоящими Правилами). Данный вывод не подтверждается проектом договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, направленным ООО «АСЭП» ИП Самойлову А.П.  и представленному по запросу Управления в материалы дела № 02-13.

По мнению Управления, договоры с аналогичными условиями могли быть направлены Обществом неограниченному количеству заинтересованных лиц, что могло является прямым нарушением вышеуказанных Правил.

Архангельское УФАС России расценивает данный факт, как невыполнение ООО «АСЭП» мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами и, соответственно, умышленном затягивании процесса технологического присоединения,  и возможном ущемлении при этом интересов ИП Самойлова А.П. и неограниченного круга лиц, обратившихся с заявлениями об осуществлении технологического присоединения.

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Вместе с тем, антимонопольный орган, руководствуясь п. 8 ч. 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, считает, что ООО «АСЭП» создало дискриминационные условия для Самойлова А.П., которые также выразились в умышленном затягивании сроков выполнения мероприятий по технологическому подключению (6 месяцев с момента выполнения сторонами технических мероприятий).

 

В этой связи, в действиях ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие», выразившихся в умышленном затягивании процесса осуществления технологического присоединения путем включения в договоры условия: «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и пункта 8 части 1 статьи 10 данного закона.

На основании вышеизложенного и в связи с тем, что указанные действия ООО «АСЭП»  могут ущемлять интересы неограниченного количества лиц, в отношении ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» 19.02.2013 было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в том числе п. 8 части 1 статьи 10 данного закона.

 

В заседании Комиссии, состоявшемся 12.03.2013, представитель ООО «АСЭП» сообщил, что Обществом с ИП Самойловым А.П. заключен договор № 09-89ТП/0212а от 15.08.2012. Данное обстоятельство подтверждается направленной ИП Самойловым А.П. в адрес Архангельского УФАС России копией вышеуказанного договора (со всеми приложениями), подписанного двумя сторонами и скрепленного печатями. Кроме того, пункт договора «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора» в настоящее время изменен. ООО «АСЭП» считает (и ранее полагало так же), что все необходимые мероприятия сторонами должны выполняться в течение 6 месяцев. По состоянию на 12.03.2013 Обществом выполняются мероприятия по технологическому присоединению объекта ИП Самойлова А.П. к электрическим сетям и в самое ближайшее время будут завершены.

Определением об отложении рассмотрения дела № 02-13 о нарушении антимонопольного законодательства от 12.03.2013 № 02-04/1228 у ООО «АСЭП» и Самойлова А.П. по данному делу была запрошена дополнительная информация, необходимая для рассмотрения дела по существу.

К дате заседания Комиссии (03.04.2013) ООО «АСЭП» были представлены дополнительные сведения. ООО «АСЭП» сообщило, что каких-либо дискриминационных действий в отношении ИП Самойлова А.П. не осуществляло. Согласно Постановлению       № 861 от 27.12.2004 договор на технологическое присоединение считается заключенным с момента поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 09-89ТП/0212а от 15.08.2012 с приложениями был подписан заявителем - ИП Самойловым А.П. в помещении юридического отдела ООО «АСЭП» лично в присутствии представителя ООО «АСЭП» 08.10.2012 (вх. № 4382)).

По информации Общества, оплата по договору в размере 550 рублей была произведена ИП Самойловым А.П. 15.10.2012, что подтверждается приходным кассовым ордером № 398 от 15.10.2012 (копия документа прилагалась). На сегодняшний день (03.04.2013) технологические мероприятия, предусмотренные техническими условиями для сетевой компании выполнены Обществом в полном объеме, K(BJI)-04 кВ от РУ-0,4 кВ от ТП-458 до границ земельного участка заявителя (Самойлова А.П.) построена (копии фотографий прилагались).

02.04.2013 представителями сторон проведена проверка расчетного узла учета электроэнергии, о чем составлен акт (03.04.2013). Готовятся акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационное соглашение, подлежащие подписанию сторонами. Затем ИП Самойлов А.П. должен будет заключить договор электроснабжения с ОАО «Архангельская сбытовая компания», после чего будет подано напряжение в сеть.

На основании вышеизложенного Общество считает, что не нарушило требований по срокам технологического присоединения заявителя, а также пункта 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Определением об отложении рассмотрения дела № 02-13 о нарушении антимонопольного законодательства от 03.04.2013 № 02-04/1729 у ООО «АСЭП» и Самойлова А.П. по данному делу была запрошена дополнительная информация, необходимая для рассмотрения дела по существу.

К дате заседания Комиссии (14.05.2013) ООО «АСЭП» и Самойловым А.П. были представлены дополнительные сведения, подтверждающие осуществление технологического присоединения электроустановки, принадлежащей Самойлову А.П., к электрическим сетям ООО «АСЭП», а также об исключении пункта из типового договора: «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора».

 

Таким образом, учитывая представленные документы и пояснения сторон, а также учитывая фактические действия Общества, Комиссия Управления делает вывод об устранении допущенного Обществом нарушения, в части осуществления мероприятий по присоединению объекта ИП Самойлова А.П. к электрическим сетям ООО «АСЭП» (в соответствии с вышеуказанными Правилами). Кроме того, при рассмотрении данного дела Управлением не выявлено договоров с условиями аналогичными условиям договора с ИП Самойловым А.П., указывающих на ущемление интересов неопределенного круга лиц.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия  Архангельского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-13,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Производство по делу № 02-13, возбужденному в отношении ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» (Талажское шоссе, д. 1, корп. 1, г. Архангельск, 163045), прекратить в связи с добровольным устранением нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.

 

 

Председатель комиссии

Ю.Г. Цакулов

Члены комиссии

В.В. Касаткин

 

А.С. Куницын

 

 

 

 

Файлы для скачивания

reshenie_po_delu_no02-13.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.1 МБ
stdClass Object ( [vid] => 7720 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №02-13 (жалоба А.П.Самойлов) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7720 [type] => solution [language] => ru [created] => 1369654736 [changed] => 1370520367 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370520367 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

«23» мая 2013 года                                                                                                 г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения объявлена: 14.05.2013.

Решение изготовлено в полном объеме: 23.05.2013.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

– заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Касаткин В.В.

– главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Куницын А.С.

– специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России,

в присутствии:

представителя ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» - Иваницкой О.В. (доверенность № б/н от 11.03.2013),

рассмотрев дело № 02-13, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в том числе пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении общества с ограниченной ответственностью «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» (далее – ООО «АСЭП», Общество) (Талажское шоссе, д. 1, корп. 1, г. Архангельск, 163045), выразившихся в умышленном затягивании процесса осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств цеха по строительству изделий из пластмассы путем включения в договоры условия: «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора» и создании дискриминационных условий Самойлову А.П.

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступило обращение Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.04.2012 № 313/1031 (вх. № 2586 от 25.04.2012) (далее – Агентство), в котором Агентство просило провести проверку соблюдения ООО «АСЭП» норм антимонопольного законодательства.

Причиной обращения Агентства с заявлением послужило направление ООО «АСЭП» в адрес Самойлова А.П. (ИП) письма об аннулировании ранее направленного договора технологического присоединения по причине расположения энергопринимающих устройств, подлежащих присоединению, на земельном участке (кадастровый номер 29:16:064601:141), который уже технологически присоединен к электрическим сетям ООО «АСЭП».

Процедура технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям определена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № № 861 (далее – Правила).

Согласно п. 8 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

ИП Самойлов А.П. обратился в ООО «АСЭП» с заявлением о предоставлении возможности технологического присоединения  энергопринимающих устройств на объекте: электроустановка строительства цеха по производству изделий из пластмассы.

ООО «АСЭП» письмом от 13.03.2012 № 89-863/03 направило в адрес Заявителя подписанный экземпляр договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 09-89ТП/0212а от 28.02.2012 (с приложениями).

ИП Самойловым А.П. 16.03.2012 был направлен в адрес Общества мотивированный отказ с предложениями об изменении условий договора технологического присоединения.

Далее Общество письмом от 05.04.2012 № 37-1141/04 вообще отозвало свою подпись на вышеуказанном договоре, поскольку в ходе проверки было выявлено, что энергопринимающие устройства, подлежащие присоединению, расположены на земельном участке, который ранее уже технологически присоединен к электрическим сетям ООО «АСЭП». Общество рекомендовало ИП Самойлову А.П. повторно обратиться совместно со вторым собственником в его адрес с заявкой на увеличение разрешенной мощности.

Кроме того, ООО «АСЭП» письмом от 23.07.2012 № 12-2783/07 сообщило Управлению, что в настоящее время выполнение технических мероприятий по присоединению потребителей с заявленной мощностью не более 15 кВт к данной точке присоединения возможно только после выполнения мероприятий по увеличению максимальной мощности между ООО «АСЭП» и ОАО «МРСК Северо-Запада».

Письмом от 23.07.2012 ИП Самойлов А.П. сообщил Управлению об обеспечении им  принципа изолированности электрических сетей, осуществлении технологического присоединения отдельно стоящего здания цеха впервые, а также обеспечении учета потребляемой электрической энергии.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ООО «АСЭП», осуществляя деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, является сетевой организацией - субъектом естественной монополии.

Кроме того, Общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, по видам деятельности «услуги по передаче электрической энергии» и «услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергоустановок) потребителей к электрическим сетям». Доминирование заявителя определено в границах эксплуатируемых сетей г. Архангельск и Приморского района (в пределах территории, охваченной присоединённой сетью), с долей на рынке более 65 процентов (100%).

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Нормы, закрепленные в Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

В соответствии с пунктом 2 Правил их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

При этом сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил).

К лицам, указанным в пункте 12.1 Правил, относятся заявители - юридические лица или индивидуальные предприниматели, подающие заявку в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).

 Для заключения договора заявитель согласно пункту 8 Правил направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение.

Как указано в пункте 17 Правил технологического присоединения, размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В данном случае материалами дела, представленными с заявлением, подтверждается, что обратившемуся с заявкой на технологическое присоединение (о технологическом присоединении впервые) ИП Самойлову А.П. Общество отказало в заключении договора об осуществлении технологического присоединения, мотивируя свой отказ отсутствием технической возможности, а также мотивируя тем, что ранее земельный участок уже технологически присоединен к электрическим сетям ООО «АСЭП».

Такие действия ООО «АСЭП» были квалифицированы Управлением как противоречащие требованиям Правил технологического присоединения и свидетельствующие о признаках нарушения сетевой организацией пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которым хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, запрещается экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Данная позиция подтверждается судебной практикой  - Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-44695/20104 от 21.11.2011 и др.

В этой связи Архангельское УФАС России, на основании ст. 391 Федерального закона «О защите конкуренции» ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» (163045, г. Архангельск, Талажское шоссе, д. 1, к.1) выдало предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Срок исполнения предупреждения - 06.09.2012.

Во исполнение предупреждения Управления от 06.08.2012 № 02-03/3899 ООО «АСЭП» с ИП Самойловым А.П. заключен договор № 09-89ТП/0212а от 15.08.2012. Данное обстоятельство подтверждается направленной Самойловым А.П. в адрес Архангельского УФАС России копией вышеуказанного договора (со всеми приложениями), подписанного двумя сторонами и скрепленного печатями (письмо № б/н от 10.10.2012) (вх. № 6217 от 11.10.2012).

Однако, изучив представленный сторонами договор, Управление полагает, что п. 1.5 «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора» противоречит п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, а именно: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (все перечисленные выше условия соблюдены).

На основании вышеизложенного, Управление полагает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению должен составлять не более 6 месяцев с момента подписания договора сторонами (в соответствии с настоящими Правилами). Данный вывод не подтверждается проектом договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, направленным ООО «АСЭП» ИП Самойлову А.П.  и представленному по запросу Управления в материалы дела № 02-13.

По мнению Управления, договоры с аналогичными условиями могли быть направлены Обществом неограниченному количеству заинтересованных лиц, что могло является прямым нарушением вышеуказанных Правил.

Архангельское УФАС России расценивает данный факт, как невыполнение ООО «АСЭП» мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами и, соответственно, умышленном затягивании процесса технологического присоединения,  и возможном ущемлении при этом интересов ИП Самойлова А.П. и неограниченного круга лиц, обратившихся с заявлениями об осуществлении технологического присоединения.

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Вместе с тем, антимонопольный орган, руководствуясь п. 8 ч. 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, считает, что ООО «АСЭП» создало дискриминационные условия для Самойлова А.П., которые также выразились в умышленном затягивании сроков выполнения мероприятий по технологическому подключению (6 месяцев с момента выполнения сторонами технических мероприятий).

 

В этой связи, в действиях ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие», выразившихся в умышленном затягивании процесса осуществления технологического присоединения путем включения в договоры условия: «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и пункта 8 части 1 статьи 10 данного закона.

На основании вышеизложенного и в связи с тем, что указанные действия ООО «АСЭП»  могут ущемлять интересы неограниченного количества лиц, в отношении ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» 19.02.2013 было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в том числе п. 8 части 1 статьи 10 данного закона.

 

В заседании Комиссии, состоявшемся 12.03.2013, представитель ООО «АСЭП» сообщил, что Обществом с ИП Самойловым А.П. заключен договор № 09-89ТП/0212а от 15.08.2012. Данное обстоятельство подтверждается направленной ИП Самойловым А.П. в адрес Архангельского УФАС России копией вышеуказанного договора (со всеми приложениями), подписанного двумя сторонами и скрепленного печатями. Кроме того, пункт договора «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора» в настоящее время изменен. ООО «АСЭП» считает (и ранее полагало так же), что все необходимые мероприятия сторонами должны выполняться в течение 6 месяцев. По состоянию на 12.03.2013 Обществом выполняются мероприятия по технологическому присоединению объекта ИП Самойлова А.П. к электрическим сетям и в самое ближайшее время будут завершены.

Определением об отложении рассмотрения дела № 02-13 о нарушении антимонопольного законодательства от 12.03.2013 № 02-04/1228 у ООО «АСЭП» и Самойлова А.П. по данному делу была запрошена дополнительная информация, необходимая для рассмотрения дела по существу.

К дате заседания Комиссии (03.04.2013) ООО «АСЭП» были представлены дополнительные сведения. ООО «АСЭП» сообщило, что каких-либо дискриминационных действий в отношении ИП Самойлова А.П. не осуществляло. Согласно Постановлению       № 861 от 27.12.2004 договор на технологическое присоединение считается заключенным с момента поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 09-89ТП/0212а от 15.08.2012 с приложениями был подписан заявителем - ИП Самойловым А.П. в помещении юридического отдела ООО «АСЭП» лично в присутствии представителя ООО «АСЭП» 08.10.2012 (вх. № 4382)).

По информации Общества, оплата по договору в размере 550 рублей была произведена ИП Самойловым А.П. 15.10.2012, что подтверждается приходным кассовым ордером № 398 от 15.10.2012 (копия документа прилагалась). На сегодняшний день (03.04.2013) технологические мероприятия, предусмотренные техническими условиями для сетевой компании выполнены Обществом в полном объеме, K(BJI)-04 кВ от РУ-0,4 кВ от ТП-458 до границ земельного участка заявителя (Самойлова А.П.) построена (копии фотографий прилагались).

02.04.2013 представителями сторон проведена проверка расчетного узла учета электроэнергии, о чем составлен акт (03.04.2013). Готовятся акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационное соглашение, подлежащие подписанию сторонами. Затем ИП Самойлов А.П. должен будет заключить договор электроснабжения с ОАО «Архангельская сбытовая компания», после чего будет подано напряжение в сеть.

На основании вышеизложенного Общество считает, что не нарушило требований по срокам технологического присоединения заявителя, а также пункта 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Определением об отложении рассмотрения дела № 02-13 о нарушении антимонопольного законодательства от 03.04.2013 № 02-04/1729 у ООО «АСЭП» и Самойлова А.П. по данному делу была запрошена дополнительная информация, необходимая для рассмотрения дела по существу.

К дате заседания Комиссии (14.05.2013) ООО «АСЭП» и Самойловым А.П. были представлены дополнительные сведения, подтверждающие осуществление технологического присоединения электроустановки, принадлежащей Самойлову А.П., к электрическим сетям ООО «АСЭП», а также об исключении пункта из типового договора: «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора».

 

Таким образом, учитывая представленные документы и пояснения сторон, а также учитывая фактические действия Общества, Комиссия Управления делает вывод об устранении допущенного Обществом нарушения, в части осуществления мероприятий по присоединению объекта ИП Самойлова А.П. к электрическим сетям ООО «АСЭП» (в соответствии с вышеуказанными Правилами). Кроме того, при рассмотрении данного дела Управлением не выявлено договоров с условиями аналогичными условиям договора с ИП Самойловым А.П., указывающих на ущемление интересов неопределенного круга лиц.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия  Архангельского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-13,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Производство по делу № 02-13, возбужденному в отношении ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» (Талажское шоссе, д. 1, корп. 1, г. Архангельск, 163045), прекратить в связи с добровольным устранением нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.

 

 

Председатель комиссии

Ю.Г. Цакулов

Члены комиссии

В.В. Касаткин

 

А.С. Куницын

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

«23» мая 2013 года                                                                                                 г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения объявлена: 14.05.2013.

Решение изготовлено в полном объеме: 23.05.2013.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

– заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Касаткин В.В.

– главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Куницын А.С.

– специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля Архангельского УФАС России,

в присутствии:

представителя ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» - Иваницкой О.В. (доверенность № б/н от 11.03.2013),

рассмотрев дело № 02-13, возбужденное по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в том числе пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении общества с ограниченной ответственностью «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» (далее – ООО «АСЭП», Общество) (Талажское шоссе, д. 1, корп. 1, г. Архангельск, 163045), выразившихся в умышленном затягивании процесса осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств цеха по строительству изделий из пластмассы путем включения в договоры условия: «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора» и создании дискриминационных условий Самойлову А.П.

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступило обращение Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.04.2012 № 313/1031 (вх. № 2586 от 25.04.2012) (далее – Агентство), в котором Агентство просило провести проверку соблюдения ООО «АСЭП» норм антимонопольного законодательства.

Причиной обращения Агентства с заявлением послужило направление ООО «АСЭП» в адрес Самойлова А.П. (ИП) письма об аннулировании ранее направленного договора технологического присоединения по причине расположения энергопринимающих устройств, подлежащих присоединению, на земельном участке (кадастровый номер 29:16:064601:141), который уже технологически присоединен к электрическим сетям ООО «АСЭП».

Процедура технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям определена Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № № 861 (далее – Правила).

Согласно п. 8 Правил, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

ИП Самойлов А.П. обратился в ООО «АСЭП» с заявлением о предоставлении возможности технологического присоединения  энергопринимающих устройств на объекте: электроустановка строительства цеха по производству изделий из пластмассы.

ООО «АСЭП» письмом от 13.03.2012 № 89-863/03 направило в адрес Заявителя подписанный экземпляр договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 09-89ТП/0212а от 28.02.2012 (с приложениями).

ИП Самойловым А.П. 16.03.2012 был направлен в адрес Общества мотивированный отказ с предложениями об изменении условий договора технологического присоединения.

Далее Общество письмом от 05.04.2012 № 37-1141/04 вообще отозвало свою подпись на вышеуказанном договоре, поскольку в ходе проверки было выявлено, что энергопринимающие устройства, подлежащие присоединению, расположены на земельном участке, который ранее уже технологически присоединен к электрическим сетям ООО «АСЭП». Общество рекомендовало ИП Самойлову А.П. повторно обратиться совместно со вторым собственником в его адрес с заявкой на увеличение разрешенной мощности.

Кроме того, ООО «АСЭП» письмом от 23.07.2012 № 12-2783/07 сообщило Управлению, что в настоящее время выполнение технических мероприятий по присоединению потребителей с заявленной мощностью не более 15 кВт к данной точке присоединения возможно только после выполнения мероприятий по увеличению максимальной мощности между ООО «АСЭП» и ОАО «МРСК Северо-Запада».

Письмом от 23.07.2012 ИП Самойлов А.П. сообщил Управлению об обеспечении им  принципа изолированности электрических сетей, осуществлении технологического присоединения отдельно стоящего здания цеха впервые, а также обеспечении учета потребляемой электрической энергии.

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», ООО «АСЭП», осуществляя деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, является сетевой организацией - субъектом естественной монополии.

Кроме того, Общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, по видам деятельности «услуги по передаче электрической энергии» и «услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергоустановок) потребителей к электрическим сетям». Доминирование заявителя определено в границах эксплуатируемых сетей г. Архангельск и Приморского района (в пределах территории, охваченной присоединённой сетью), с долей на рынке более 65 процентов (100%).

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Нормы, закрепленные в Правилах, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.

В соответствии с пунктом 2 Правил их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

При этом сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (пункт 3 Правил).

К лицам, указанным в пункте 12.1 Правил, относятся заявители - юридические лица или индивидуальные предприниматели, подающие заявку в целях технологического присоединения по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств).

 Для заключения договора заявитель согласно пункту 8 Правил направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение.

Как указано в пункте 17 Правил технологического присоединения, размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В данном случае материалами дела, представленными с заявлением, подтверждается, что обратившемуся с заявкой на технологическое присоединение (о технологическом присоединении впервые) ИП Самойлову А.П. Общество отказало в заключении договора об осуществлении технологического присоединения, мотивируя свой отказ отсутствием технической возможности, а также мотивируя тем, что ранее земельный участок уже технологически присоединен к электрическим сетям ООО «АСЭП».

Такие действия ООО «АСЭП» были квалифицированы Управлением как противоречащие требованиям Правил технологического присоединения и свидетельствующие о признаках нарушения сетевой организацией пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которым хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, запрещается экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Данная позиция подтверждается судебной практикой  - Постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу № А56-44695/20104 от 21.11.2011 и др.

В этой связи Архангельское УФАС России, на основании ст. 391 Федерального закона «О защите конкуренции» ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» (163045, г. Архангельск, Талажское шоссе, д. 1, к.1) выдало предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. Срок исполнения предупреждения - 06.09.2012.

Во исполнение предупреждения Управления от 06.08.2012 № 02-03/3899 ООО «АСЭП» с ИП Самойловым А.П. заключен договор № 09-89ТП/0212а от 15.08.2012. Данное обстоятельство подтверждается направленной Самойловым А.П. в адрес Архангельского УФАС России копией вышеуказанного договора (со всеми приложениями), подписанного двумя сторонами и скрепленного печатями (письмо № б/н от 10.10.2012) (вх. № 6217 от 11.10.2012).

Однако, изучив представленный сторонами договор, Управление полагает, что п. 1.5 «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора» противоречит п. 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, а именно: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (все перечисленные выше условия соблюдены).

На основании вышеизложенного, Управление полагает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению должен составлять не более 6 месяцев с момента подписания договора сторонами (в соответствии с настоящими Правилами). Данный вывод не подтверждается проектом договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям, направленным ООО «АСЭП» ИП Самойлову А.П.  и представленному по запросу Управления в материалы дела № 02-13.

По мнению Управления, договоры с аналогичными условиями могли быть направлены Обществом неограниченному количеству заинтересованных лиц, что могло является прямым нарушением вышеуказанных Правил.

Архангельское УФАС России расценивает данный факт, как невыполнение ООО «АСЭП» мероприятий, предусмотренных настоящими Правилами и, соответственно, умышленном затягивании процесса технологического присоединения,  и возможном ущемлении при этом интересов ИП Самойлова А.П. и неограниченного круга лиц, обратившихся с заявлениями об осуществлении технологического присоединения.

Частью 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Вместе с тем, антимонопольный орган, руководствуясь п. 8 ч. 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, считает, что ООО «АСЭП» создало дискриминационные условия для Самойлова А.П., которые также выразились в умышленном затягивании сроков выполнения мероприятий по технологическому подключению (6 месяцев с момента выполнения сторонами технических мероприятий).

 

В этой связи, в действиях ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие», выразившихся в умышленном затягивании процесса осуществления технологического присоединения путем включения в договоры условия: «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и пункта 8 части 1 статьи 10 данного закона.

На основании вышеизложенного и в связи с тем, что указанные действия ООО «АСЭП»  могут ущемлять интересы неограниченного количества лиц, в отношении ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» 19.02.2013 было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства по части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в том числе п. 8 части 1 статьи 10 данного закона.

 

В заседании Комиссии, состоявшемся 12.03.2013, представитель ООО «АСЭП» сообщил, что Обществом с ИП Самойловым А.П. заключен договор № 09-89ТП/0212а от 15.08.2012. Данное обстоятельство подтверждается направленной ИП Самойловым А.П. в адрес Архангельского УФАС России копией вышеуказанного договора (со всеми приложениями), подписанного двумя сторонами и скрепленного печатями. Кроме того, пункт договора «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора» в настоящее время изменен. ООО «АСЭП» считает (и ранее полагало так же), что все необходимые мероприятия сторонами должны выполняться в течение 6 месяцев. По состоянию на 12.03.2013 Обществом выполняются мероприятия по технологическому присоединению объекта ИП Самойлова А.П. к электрическим сетям и в самое ближайшее время будут завершены.

Определением об отложении рассмотрения дела № 02-13 о нарушении антимонопольного законодательства от 12.03.2013 № 02-04/1228 у ООО «АСЭП» и Самойлова А.П. по данному делу была запрошена дополнительная информация, необходимая для рассмотрения дела по существу.

К дате заседания Комиссии (03.04.2013) ООО «АСЭП» были представлены дополнительные сведения. ООО «АСЭП» сообщило, что каких-либо дискриминационных действий в отношении ИП Самойлова А.П. не осуществляло. Согласно Постановлению       № 861 от 27.12.2004 договор на технологическое присоединение считается заключенным с момента поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию (договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 09-89ТП/0212а от 15.08.2012 с приложениями был подписан заявителем - ИП Самойловым А.П. в помещении юридического отдела ООО «АСЭП» лично в присутствии представителя ООО «АСЭП» 08.10.2012 (вх. № 4382)).

По информации Общества, оплата по договору в размере 550 рублей была произведена ИП Самойловым А.П. 15.10.2012, что подтверждается приходным кассовым ордером № 398 от 15.10.2012 (копия документа прилагалась). На сегодняшний день (03.04.2013) технологические мероприятия, предусмотренные техническими условиями для сетевой компании выполнены Обществом в полном объеме, K(BJI)-04 кВ от РУ-0,4 кВ от ТП-458 до границ земельного участка заявителя (Самойлова А.П.) построена (копии фотографий прилагались).

02.04.2013 представителями сторон проведена проверка расчетного узла учета электроэнергии, о чем составлен акт (03.04.2013). Готовятся акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационное соглашение, подлежащие подписанию сторонами. Затем ИП Самойлов А.П. должен будет заключить договор электроснабжения с ОАО «Архангельская сбытовая компания», после чего будет подано напряжение в сеть.

На основании вышеизложенного Общество считает, что не нарушило требований по срокам технологического присоединения заявителя, а также пункта 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Определением об отложении рассмотрения дела № 02-13 о нарушении антимонопольного законодательства от 03.04.2013 № 02-04/1729 у ООО «АСЭП» и Самойлова А.П. по данному делу была запрошена дополнительная информация, необходимая для рассмотрения дела по существу.

К дате заседания Комиссии (14.05.2013) ООО «АСЭП» и Самойловым А.П. были представлены дополнительные сведения, подтверждающие осуществление технологического присоединения электроустановки, принадлежащей Самойлову А.П., к электрическим сетям ООО «АСЭП», а также об исключении пункта из типового договора: «Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению: 6 месяцев с момента выполнения Сторонами технических мероприятий и оплаты Заказчиком стоимости услуг, согласно п. 3.4 настоящего договора».

 

Таким образом, учитывая представленные документы и пояснения сторон, а также учитывая фактические действия Общества, Комиссия Управления делает вывод об устранении допущенного Обществом нарушения, в части осуществления мероприятий по присоединению объекта ИП Самойлова А.П. к электрическим сетям ООО «АСЭП» (в соответствии с вышеуказанными Правилами). Кроме того, при рассмотрении данного дела Управлением не выявлено договоров с условиями аналогичными условиям договора с ИП Самойловым А.П., указывающих на ущемление интересов неопределенного круга лиц.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия  Архангельского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 02-13,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Производство по делу № 02-13, возбужденному в отношении ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» (Талажское шоссе, д. 1, корп. 1, г. Архангельск, 163045), прекратить в связи с добровольным устранением нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.

 

 

Председатель комиссии

Ю.Г. Цакулов

Члены комиссии

В.В. Касаткин

 

А.С. Куницын

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-04/2708 [format] => [safe_value] => 02-04/2708 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-13 [format] => [safe_value] => 02-13 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 442 [uid] => 5 [filename] => reshenie_po_delu_no02-13.doc [uri] => public://solution/2013/05/27/reshenie_po_delu_no02-13.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 102912 [status] => 1 [timestamp] => 1369654736 [origname] => reshenie_po_delu_no02-13.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-27 11:34:00 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-23 11:34:00 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1369654736 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Архангельское УФАС России )