Решение по делу № 04-14 (заявитель: ОАО «Архангельская сбытовая компания»)

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 16-14
Дата публикации: 25 июня 2014, 16:04

РЕШЕНИЕ

 

г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2014 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 июня 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Емельянова Г.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти

 

рассмотрела дело № 16-14, возбужденное в отношении Администрации МО «Катунинское» по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании части 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление ОАО «Архангельская сбытовая компания», связанное с привлечением администрацией МО «Катунинское» ООО «Мангуст» и ООО «ВодоРесурс» для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории п. Катунино и д. Лахта Приморского района Архангельской области.

07.05.2014 в отношении Администрации МО «Катунинское» было возбуждено дело № 16-14 по признакам нарушения требований части 1, 2 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Правонарушение выразилось в неразмещении на сайте www.torgi.gov.ru информации о проведении 27.08.2013 конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта.

 

Письмом от 23.05.2014 Администрация МО «Катунинское» указала, что размещение извещения о проведении конкурса на право заключения договора аренды на сайте zakupki.gov.ru было обусловлено отсутствием технической возможности размещения данного извещения на сайте torgi.gov.ru.

Письмом от 26.05.2014 № 26-05/17-2014 ООО «Мангуст» сообщило, что считает вменяемое ответчику нарушение антимонопольного законодательства обоснованным.

 

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

22.07.2013 и.о. главы МО «Катунинское» было вынесено распоряжение № 76, согласно которому Администрации МО «Катунинское» надлежало провести открытый конкурс на право заключения договоров аренды объектов коммунального хозяйства (водоотведение и водоснабжение), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино. Указанным распоряжением были утверждены состав конкурсной комиссии, извещение о проведении конкурса, конкурсная документация.

24.07.2013 на сайте zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0124300018013000005 о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта.

Организатором конкурса выступила администрация МО «Катунинское».

Срок подачи заявок был установлен с 24.07.2013 по 26.08.2013.

Согласно протоколу вскрытия конвертов от 26.08.2013 № 0124300018013000005‑П1 на участие в конкурсе поступила одна заявка от ООО «Мангуст».

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 27.08.2013 № 0124300018013000005-П2 ООО «Мангуст» было допущено к участию в конкурсе. Конкурс признан несостоявшимся.

09.09.2013 МО «Катунинское», в лице главы муниципального образования, и ООО «Мангуст» был подписан договор аренды № 0124300018013000005‑Д, согласно которому обществу было передано в пользование на 5 лет следующее муниципальное имущество, расположенное  по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта:

- водопрововодные сети протяженностью 18094 п.м, 1970 года ввода в эксплуатацию;

- канализационные сети протяженностью 11564 п. м, 1971 года ввода в эксплуатацию;

- водонасосная станция 1-го подъема с оборудованием 1958-1995 года ввода в эксплуатацию;

- водонасосная станция 2-го подъема с оборудованием 1958-1995 года ввода в эксплуатацию;

- канализационная насосная станция № 1 с оборудованием 1956 года ввода в эксплуатацию;

- канализационные очистные сооружения с оборудованием, 1971 года ввода в эксплуатацию.

В заседании комиссии 04.06.2014 представители Администрации муниципального образования «Катунинское» и ООО «Мангуст» указали, что фактически муниципальное имущество находилось в пользовании общества до 31.01.2014.

 

Объекты жилищно-коммунального хозяйства как имущественный комплекс представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий рынок услуг.

В соответствии  с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Водопроводная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения, канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен  приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для водоснабжения и водоотведения.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.

На основании статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Договор аренды систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных данным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ с 8 мая 2013 года и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

 

Отношения, возникающие в связи с заключением договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, регулируются статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев предусмотренных данной статьей.

На основании части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 адрес сайта www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее Правила).

На основании пунктов 27, 28 Правил информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), без взимания платы. При этом к информации о проведении конкурсов или аукционов относится предусмотренная настоящими Правилами информация и полученные в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов и в ходе конкурсов или аукционов сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов. Информация о проведении конкурсов или аукционов, размещенная на официальном сайте торгов, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов в соответствии с настоящими Правилами является публичной офертой, предусмотренной статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 29, 30 Правил извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Извещение о проведении конкурса также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 29 Правил размещения.

С учетом изложенного, информация о проведении конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества подлежала опубликованию на сайте torgi.gov.ru. Размещение извещения о проведении конкурса в иных источниках, в том числе на сайте zakupki.gov.ru не освобождает организатора торгов от выполнения обязанности, предусмотренной частью 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, на сайте www.torgi.gov.ru информация о проведении 27.08.2013 конкурса на право заключения договора на право заключения договоров аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта, отсутствовала.

Доказательства невозможности соблюдения требований к порядку размещения информации о проведении данного вида торгов, в том числе отсутствие технической возможности размещения извещения на сайте www.torgi.gov.ru ответчиком не представлены.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает  возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Основополагающие для антимонопольного регулирования понятия не исключают случаи, когда необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает именно при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара, а само обращение товара отнесено на относительно близкую перспективу. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот, как в случае проведения торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества.

Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен  приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для водоснабжения и водоотведения.

Установленные законодательством требования к порядку размещения информации о проведении торгов, в том числе требования части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909, разделов V и VI Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, направлены на обеспечение доступа к торгам, то есть реальной возможности для потенциальных участников торгов подать заявку (гарантированное законом право).

Несоблюдение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов нарушает права и законные интересы лиц, потенциально заинтересованных в участии в торгах.

С учетом положений Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества размещение информации о проведении конкурса является обязанностью организатора конкурса, в рассматриваемом случае – администрации МО «Катунинское».

Отсутствие на сайте www.torgi.gov.ru информации о проведении 27.08.2013 конкурса на право заключения договора на право заключения договоров аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта, ограничило доступ к участию в конкурсе, поскольку не обеспечило гарантированной законом возможности для потенциальных участников торгов подать заявку на участие в конкурсе, ограничило возможность для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении муниципального имущества, препятствовало развитию добросовестной конкуренции, не обеспечило гласности и прозрачности при передаче прав в отношении муниципального имущества.

Таким образом, Администрацией  МО «Катунинское» нарушены требования частей 1, 2 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Рассматривая вопрос о выдаче предписания, комиссия принимает во внимание следующее.

Как следует из пояснений представителей Администрации муниципального образования «Катунинское» и ООО «Мангуст» рассматриваемое муниципальное имущество находилось в пользовании ООО «Мангуст» до 31.01.2014.

21.03.2014 на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 210314/5214057/01 о проведении конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунального хозяйства, находящихся в собственности МО «Катунинское», с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения для потребителей п. Катунино, д. Лахта.

Победителем конкурса, состоявшегося 24.04.2014, было признано ООО «Ремэнерго 2», с которым 12.05.2014 были подписаны договоры аренды № 210314/5214057/01-1 и № 210314/5214057/01-1 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения соответственно.

С учетом изложенного, администрацией МО «Катунинское» были предприняты действия, направленные на обеспечение конкуренции. Необходимость в выдаче предписания отсутствует.

 

Учитывая изложенное  и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать со стороны Администрации МО «Катунинское» нарушение требований части 1, 2 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в неразмещении на сайте www.torgi.gov.ru информации о проведении 27.08.2013 конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта.

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Ю.Г. Цакулов

Члены комиссии:

 

Е.И. Красильникова

 

 

Г.С. Емельянова

 

stdClass Object ( [vid] => 8300 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № 04-14 (заявитель: ОАО «Архангельская сбытовая компания») [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8300 [type] => solution [language] => ru [created] => 1403698470 [changed] => 1403698470 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1403698470 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2014 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 июня 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Емельянова Г.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти

 

рассмотрела дело № 16-14, возбужденное в отношении Администрации МО «Катунинское» по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании части 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление ОАО «Архангельская сбытовая компания», связанное с привлечением администрацией МО «Катунинское» ООО «Мангуст» и ООО «ВодоРесурс» для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории п. Катунино и д. Лахта Приморского района Архангельской области.

07.05.2014 в отношении Администрации МО «Катунинское» было возбуждено дело № 16-14 по признакам нарушения требований части 1, 2 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Правонарушение выразилось в неразмещении на сайте www.torgi.gov.ru информации о проведении 27.08.2013 конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта.

 

Письмом от 23.05.2014 Администрация МО «Катунинское» указала, что размещение извещения о проведении конкурса на право заключения договора аренды на сайте zakupki.gov.ru было обусловлено отсутствием технической возможности размещения данного извещения на сайте torgi.gov.ru.

Письмом от 26.05.2014 № 26-05/17-2014 ООО «Мангуст» сообщило, что считает вменяемое ответчику нарушение антимонопольного законодательства обоснованным.

 

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

22.07.2013 и.о. главы МО «Катунинское» было вынесено распоряжение № 76, согласно которому Администрации МО «Катунинское» надлежало провести открытый конкурс на право заключения договоров аренды объектов коммунального хозяйства (водоотведение и водоснабжение), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино. Указанным распоряжением были утверждены состав конкурсной комиссии, извещение о проведении конкурса, конкурсная документация.

24.07.2013 на сайте zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0124300018013000005 о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта.

Организатором конкурса выступила администрация МО «Катунинское».

Срок подачи заявок был установлен с 24.07.2013 по 26.08.2013.

Согласно протоколу вскрытия конвертов от 26.08.2013 № 0124300018013000005‑П1 на участие в конкурсе поступила одна заявка от ООО «Мангуст».

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 27.08.2013 № 0124300018013000005-П2 ООО «Мангуст» было допущено к участию в конкурсе. Конкурс признан несостоявшимся.

09.09.2013 МО «Катунинское», в лице главы муниципального образования, и ООО «Мангуст» был подписан договор аренды № 0124300018013000005‑Д, согласно которому обществу было передано в пользование на 5 лет следующее муниципальное имущество, расположенное  по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта:

- водопрововодные сети протяженностью 18094 п.м, 1970 года ввода в эксплуатацию;

- канализационные сети протяженностью 11564 п. м, 1971 года ввода в эксплуатацию;

- водонасосная станция 1-го подъема с оборудованием 1958-1995 года ввода в эксплуатацию;

- водонасосная станция 2-го подъема с оборудованием 1958-1995 года ввода в эксплуатацию;

- канализационная насосная станция № 1 с оборудованием 1956 года ввода в эксплуатацию;

- канализационные очистные сооружения с оборудованием, 1971 года ввода в эксплуатацию.

В заседании комиссии 04.06.2014 представители Администрации муниципального образования «Катунинское» и ООО «Мангуст» указали, что фактически муниципальное имущество находилось в пользовании общества до 31.01.2014.

 

Объекты жилищно-коммунального хозяйства как имущественный комплекс представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий рынок услуг.

В соответствии  с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Водопроводная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения, канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен  приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для водоснабжения и водоотведения.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.

На основании статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Договор аренды систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных данным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ с 8 мая 2013 года и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

 

Отношения, возникающие в связи с заключением договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, регулируются статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев предусмотренных данной статьей.

На основании части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 адрес сайта www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее Правила).

На основании пунктов 27, 28 Правил информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), без взимания платы. При этом к информации о проведении конкурсов или аукционов относится предусмотренная настоящими Правилами информация и полученные в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов и в ходе конкурсов или аукционов сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов. Информация о проведении конкурсов или аукционов, размещенная на официальном сайте торгов, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов в соответствии с настоящими Правилами является публичной офертой, предусмотренной статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 29, 30 Правил извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Извещение о проведении конкурса также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 29 Правил размещения.

С учетом изложенного, информация о проведении конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества подлежала опубликованию на сайте torgi.gov.ru. Размещение извещения о проведении конкурса в иных источниках, в том числе на сайте zakupki.gov.ru не освобождает организатора торгов от выполнения обязанности, предусмотренной частью 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, на сайте www.torgi.gov.ru информация о проведении 27.08.2013 конкурса на право заключения договора на право заключения договоров аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта, отсутствовала.

Доказательства невозможности соблюдения требований к порядку размещения информации о проведении данного вида торгов, в том числе отсутствие технической возможности размещения извещения на сайте www.torgi.gov.ru ответчиком не представлены.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает  возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Основополагающие для антимонопольного регулирования понятия не исключают случаи, когда необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает именно при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара, а само обращение товара отнесено на относительно близкую перспективу. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот, как в случае проведения торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества.

Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен  приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для водоснабжения и водоотведения.

Установленные законодательством требования к порядку размещения информации о проведении торгов, в том числе требования части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909, разделов V и VI Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, направлены на обеспечение доступа к торгам, то есть реальной возможности для потенциальных участников торгов подать заявку (гарантированное законом право).

Несоблюдение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов нарушает права и законные интересы лиц, потенциально заинтересованных в участии в торгах.

С учетом положений Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества размещение информации о проведении конкурса является обязанностью организатора конкурса, в рассматриваемом случае – администрации МО «Катунинское».

Отсутствие на сайте www.torgi.gov.ru информации о проведении 27.08.2013 конкурса на право заключения договора на право заключения договоров аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта, ограничило доступ к участию в конкурсе, поскольку не обеспечило гарантированной законом возможности для потенциальных участников торгов подать заявку на участие в конкурсе, ограничило возможность для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении муниципального имущества, препятствовало развитию добросовестной конкуренции, не обеспечило гласности и прозрачности при передаче прав в отношении муниципального имущества.

Таким образом, Администрацией  МО «Катунинское» нарушены требования частей 1, 2 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Рассматривая вопрос о выдаче предписания, комиссия принимает во внимание следующее.

Как следует из пояснений представителей Администрации муниципального образования «Катунинское» и ООО «Мангуст» рассматриваемое муниципальное имущество находилось в пользовании ООО «Мангуст» до 31.01.2014.

21.03.2014 на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 210314/5214057/01 о проведении конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунального хозяйства, находящихся в собственности МО «Катунинское», с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения для потребителей п. Катунино, д. Лахта.

Победителем конкурса, состоявшегося 24.04.2014, было признано ООО «Ремэнерго 2», с которым 12.05.2014 были подписаны договоры аренды № 210314/5214057/01-1 и № 210314/5214057/01-1 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения соответственно.

С учетом изложенного, администрацией МО «Катунинское» были предприняты действия, направленные на обеспечение конкуренции. Необходимость в выдаче предписания отсутствует.

 

Учитывая изложенное  и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать со стороны Администрации МО «Катунинское» нарушение требований части 1, 2 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в неразмещении на сайте www.torgi.gov.ru информации о проведении 27.08.2013 конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта.

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Ю.Г. Цакулов

Члены комиссии:

 

Е.И. Красильникова

 

 

Г.С. Емельянова

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 июня 2014 года

Решение изготовлено в полном объеме 23 июня 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного контроля

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Емельянова Г.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти

 

рассмотрела дело № 16-14, возбужденное в отношении Администрации МО «Катунинское» по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании части 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В управление Федеральной антимонопольной службы поступило заявление ОАО «Архангельская сбытовая компания», связанное с привлечением администрацией МО «Катунинское» ООО «Мангуст» и ООО «ВодоРесурс» для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории п. Катунино и д. Лахта Приморского района Архангельской области.

07.05.2014 в отношении Администрации МО «Катунинское» было возбуждено дело № 16-14 по признакам нарушения требований части 1, 2 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Правонарушение выразилось в неразмещении на сайте www.torgi.gov.ru информации о проведении 27.08.2013 конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта.

 

Письмом от 23.05.2014 Администрация МО «Катунинское» указала, что размещение извещения о проведении конкурса на право заключения договора аренды на сайте zakupki.gov.ru было обусловлено отсутствием технической возможности размещения данного извещения на сайте torgi.gov.ru.

Письмом от 26.05.2014 № 26-05/17-2014 ООО «Мангуст» сообщило, что считает вменяемое ответчику нарушение антимонопольного законодательства обоснованным.

 

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

22.07.2013 и.о. главы МО «Катунинское» было вынесено распоряжение № 76, согласно которому Администрации МО «Катунинское» надлежало провести открытый конкурс на право заключения договоров аренды объектов коммунального хозяйства (водоотведение и водоснабжение), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино. Указанным распоряжением были утверждены состав конкурсной комиссии, извещение о проведении конкурса, конкурсная документация.

24.07.2013 на сайте zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0124300018013000005 о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта.

Организатором конкурса выступила администрация МО «Катунинское».

Срок подачи заявок был установлен с 24.07.2013 по 26.08.2013.

Согласно протоколу вскрытия конвертов от 26.08.2013 № 0124300018013000005‑П1 на участие в конкурсе поступила одна заявка от ООО «Мангуст».

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 27.08.2013 № 0124300018013000005-П2 ООО «Мангуст» было допущено к участию в конкурсе. Конкурс признан несостоявшимся.

09.09.2013 МО «Катунинское», в лице главы муниципального образования, и ООО «Мангуст» был подписан договор аренды № 0124300018013000005‑Д, согласно которому обществу было передано в пользование на 5 лет следующее муниципальное имущество, расположенное  по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта:

- водопрововодные сети протяженностью 18094 п.м, 1970 года ввода в эксплуатацию;

- канализационные сети протяженностью 11564 п. м, 1971 года ввода в эксплуатацию;

- водонасосная станция 1-го подъема с оборудованием 1958-1995 года ввода в эксплуатацию;

- водонасосная станция 2-го подъема с оборудованием 1958-1995 года ввода в эксплуатацию;

- канализационная насосная станция № 1 с оборудованием 1956 года ввода в эксплуатацию;

- канализационные очистные сооружения с оборудованием, 1971 года ввода в эксплуатацию.

В заседании комиссии 04.06.2014 представители Администрации муниципального образования «Катунинское» и ООО «Мангуст» указали, что фактически муниципальное имущество находилось в пользовании общества до 31.01.2014.

 

Объекты жилищно-коммунального хозяйства как имущественный комплекс представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий рынок услуг.

В соответствии  с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Водопроводная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения, канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен  приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для водоснабжения и водоотведения.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.

На основании статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Договор аренды систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных данным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ с 8 мая 2013 года и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

 

Отношения, возникающие в связи с заключением договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, регулируются статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев предусмотренных данной статьей.

На основании части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 адрес сайта www.torgi.gov.ru определен в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества установлен Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 (далее Правила).

На основании пунктов 27, 28 Правил информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), без взимания платы. При этом к информации о проведении конкурсов или аукционов относится предусмотренная настоящими Правилами информация и полученные в результате принятия решения о проведении конкурсов или аукционов и в ходе конкурсов или аукционов сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении конкурса или аукциона, извещении об отказе от проведения конкурсов или аукционов, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе конкурсов или аукционов. Информация о проведении конкурсов или аукционов, размещенная на официальном сайте торгов, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Размещение информации о проведении конкурсов или аукционов на официальном сайте торгов в соответствии с настоящими Правилами является публичной офертой, предусмотренной статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 29, 30 Правил извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Извещение о проведении конкурса также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 29 Правил размещения.

С учетом изложенного, информация о проведении конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества подлежала опубликованию на сайте torgi.gov.ru. Размещение извещения о проведении конкурса в иных источниках, в том числе на сайте zakupki.gov.ru не освобождает организатора торгов от выполнения обязанности, предусмотренной частью 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Вместе с тем, на сайте www.torgi.gov.ru информация о проведении 27.08.2013 конкурса на право заключения договора на право заключения договоров аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта, отсутствовала.

Доказательства невозможности соблюдения требований к порядку размещения информации о проведении данного вида торгов, в том числе отсутствие технической возможности размещения извещения на сайте www.torgi.gov.ru ответчиком не представлены.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает  возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Основополагающие для антимонопольного регулирования понятия не исключают случаи, когда необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает именно при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара, а само обращение товара отнесено на относительно близкую перспективу. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот, как в случае проведения торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества.

Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен  приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для водоснабжения и водоотведения.

Установленные законодательством требования к порядку размещения информации о проведении торгов, в том числе требования части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909, разделов V и VI Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, направлены на обеспечение доступа к торгам, то есть реальной возможности для потенциальных участников торгов подать заявку (гарантированное законом право).

Несоблюдение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов нарушает права и законные интересы лиц, потенциально заинтересованных в участии в торгах.

С учетом положений Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества размещение информации о проведении конкурса является обязанностью организатора конкурса, в рассматриваемом случае – администрации МО «Катунинское».

Отсутствие на сайте www.torgi.gov.ru информации о проведении 27.08.2013 конкурса на право заключения договора на право заключения договоров аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта, ограничило доступ к участию в конкурсе, поскольку не обеспечило гарантированной законом возможности для потенциальных участников торгов подать заявку на участие в конкурсе, ограничило возможность для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении муниципального имущества, препятствовало развитию добросовестной конкуренции, не обеспечило гласности и прозрачности при передаче прав в отношении муниципального имущества.

Таким образом, Администрацией  МО «Катунинское» нарушены требования частей 1, 2 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Рассматривая вопрос о выдаче предписания, комиссия принимает во внимание следующее.

Как следует из пояснений представителей Администрации муниципального образования «Катунинское» и ООО «Мангуст» рассматриваемое муниципальное имущество находилось в пользовании ООО «Мангуст» до 31.01.2014.

21.03.2014 на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 210314/5214057/01 о проведении конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунального хозяйства, находящихся в собственности МО «Катунинское», с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения для потребителей п. Катунино, д. Лахта.

Победителем конкурса, состоявшегося 24.04.2014, было признано ООО «Ремэнерго 2», с которым 12.05.2014 были подписаны договоры аренды № 210314/5214057/01-1 и № 210314/5214057/01-1 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения соответственно.

С учетом изложенного, администрацией МО «Катунинское» были предприняты действия, направленные на обеспечение конкуренции. Необходимость в выдаче предписания отсутствует.

 

Учитывая изложенное  и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать со стороны Администрации МО «Катунинское» нарушение требований части 1, 2 статьи 17, части 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в неразмещении на сайте www.torgi.gov.ru информации о проведении 27.08.2013 конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунального хозяйства (водопроводные и канализационные сети), принадлежащих на праве собственности МО «Катунинское» и расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район», пос. Катунино – д. Лахта.

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Ю.Г. Цакулов

Члены комиссии:

 

Е.И. Красильникова

 

 

Г.С. Емельянова

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-03/3526 [format] => [safe_value] => 05-03/3526 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 16-14 [format] => [safe_value] => 16-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-25 12:04:00 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-06-20 12:04:00 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1403698470 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Архангельское УФАС России )