Решение по делу №06-14 (ответчик: Городской Совет депутатов Мирного)

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 06-14
Дата публикации: 18 июля 2014, 16:06

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Архангельск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 14 июля 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель

Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Десяткова Е.В.

Специалист – эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев дело № 06-14 по признакам нарушения

Городским Советом депутатов Мирного

 (164170, г. Мирный, ул. Ленина, д. 33)

(наименование организации / Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которой возбуждено дело, адрес)

части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте его рассмотрения,

УСТАНОВИЛА:

 

В IV квартале 2013 года Архангельское УФАС России провело плановую проверку соблюдения требований антимонопольного законодательства в отношении городского Совета депутатов Мирного (оценивались соответствующие правовые акты).

Результаты проверки оформлены актом № 18 от 07.11.2013.

В ходе проверки установлено, что решением городского Совета депутатов Мирного от 13.12.2012 № 331 был утвержден бюджет муниципального образования «Мирный» на 2013 год.

В пункте 15 данного решения было указано на необходимость утверждения порядка предоставления и расходования субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг согласно приложению № 11 к  настоящему решению.

В указанном приложении был определен порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный».

Порядком предусматривалось, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе с целью обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования «Мирный» (пункт 1.1), а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом муниципального образования «Мирный»  (пункт 1.2).

Пунктом 1.4 данного порядка было установлено, что получателями субсидий признается муниципальное унитарное предприятие, собственником имущества которого является муниципальное образование «Мирный».  

Таким образом, рассматриваемый порядок определил не категории, а конкретных получателей субсидий с организационно-правовой формой – муниципальное унитарное предприятие, тем самым ограничив потенциальный круг таких получателей.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 21.02.2014 в отношении городского Совета депутатов Мирного дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающей запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В качестве заинтересованного лица была привлечена администрация Мирного.

В ходе рассмотрения дела № 06-14 Городской Совет депутатов Мирного не согласился с вменяемым нарушением, пояснив, что на территории  муниципального образования осуществляет  деятельность МУП «Мирнинские городские электросети», которое было создано, в том числе, для обеспечения бесперебойного электоснабжения потребителей МО «Мирный». С этой целью в хозяйственное ведение предприятию были переданы, помимо прочего муниципального имущества, электрические сети уличного освещения. Иных организаций, которые могли бы осуществлять подобную деятельность, а также претендовать на получение соответствующих субсидий, на территории МО «Мирный» не имеется.      

Администрация Мирного поддержала позицию ответчика.

 

Рассмотрев пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся материалы и документы, Комиссией установлено следующее.

В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В части 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Пункт 2 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (часть 3 статьи 43 Закона № 131-ФЗ).

В статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетное законодательство помимо прочего состоит из муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (закон (решение) о бюджете).

В силу части 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

При этом в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации и Закон № 131-ФЗ различают решения представительного органа муниципального образования о бюджете и акты органа местного самоуправления, регламентирующие предоставление субсидий.

Непосредственным предметом рассмотрения дела № 06-14 является Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный», как нормативный правовой акт, утвержденный городским Советом депутатов Мирного (приложение № 11 к решению от 13.12.2012 № 331), который в 2013 году определял условия распределения соответствующих бюджетных средств.

Как было указано ранее, данный акт был утвержден в соответствии с пунктом 15 решения городского Совета депутатов Мирного от 13.12.2012 № 331 «О бюджете муниципального образования «Мирный» на 2013 год» о необходимости утверждения порядка предоставления и расходования субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг. 

 

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных выше норм, следует, что получателями субсидии могут являться юридические лица любой организационно-правовой формы (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица – производители товаров, работ и услуг. Устанавливая соответствующий порядок предоставления субсидий, орган местного самоуправления вправе определить только категории и (или) критерии их отбора.

Вместе с тем, согласно пункту 1.4 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный», утвержденного городским Советов депутатов Мирного, получателем субсидий признавалось муниципальное унитарное предприятие, собственником имущества которого является муниципальное образование «Мирный».

В соответствии с частью 1 статьи 15 федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении вышеназванной нормы является создание условий, возможности для наступления соответствующих негативных последствий (то есть состав данного правонарушения формальный, наступление таковых последствий не требуется).

Учитывая изложенное, городской Совет депутатов Мирного, утвердив Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный» (приложение № 11 к решению от 13.12.2012 № 331), который определил не категории, а конкретных получателей субсидий с организационно-правовой формой – муниципальное унитарное предприятие, тем самым ограничив потенциальный круг таких получателей, нарушил часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Необходимость в выдаче предписания отсутствует, так как на момент рассмотрения дела № 06-14 рассматриваемый порядок прекратил свое действие. Аналогичный порядок, утвержденный городской Совет депутатов Мирного на 2014 год, вышеназванных ограничений не содержит.   

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 − 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Архангельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать городской Совет депутатов Мирного нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный» (приложение № 11 к решению от 13.12.2012 № 331), который определил не категории, а конкретных получателей субсидий с организационно-правовой формой – муниципальное унитарное предприятие, тем самым ограничив потенциальный круг таких получателей .       

2. Предписание не выдавать.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

  

 

Председатель комиссии

   Д.В. Бугаев

Члены комиссии                                                                                         

   Е.И. Красильникова

 

   А.Ю. Шахов

 

   Е.В. Десяткова

 

 

Файлы для скачивания

reshenie_06-14.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.1 МБ
stdClass Object ( [vid] => 8351 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №06-14 (ответчик: Городской Совет депутатов Мирного) [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8351 [type] => solution [language] => ru [created] => 1405685280 [changed] => 1405685280 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1405685280 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Архангельск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 14 июля 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель

Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Десяткова Е.В.

Специалист – эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев дело № 06-14 по признакам нарушения

Городским Советом депутатов Мирного

 (164170, г. Мирный, ул. Ленина, д. 33)

(наименование организации / Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которой возбуждено дело, адрес)

части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте его рассмотрения,

УСТАНОВИЛА:

 

В IV квартале 2013 года Архангельское УФАС России провело плановую проверку соблюдения требований антимонопольного законодательства в отношении городского Совета депутатов Мирного (оценивались соответствующие правовые акты).

Результаты проверки оформлены актом № 18 от 07.11.2013.

В ходе проверки установлено, что решением городского Совета депутатов Мирного от 13.12.2012 № 331 был утвержден бюджет муниципального образования «Мирный» на 2013 год.

В пункте 15 данного решения было указано на необходимость утверждения порядка предоставления и расходования субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг согласно приложению № 11 к  настоящему решению.

В указанном приложении был определен порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный».

Порядком предусматривалось, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе с целью обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования «Мирный» (пункт 1.1), а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом муниципального образования «Мирный»  (пункт 1.2).

Пунктом 1.4 данного порядка было установлено, что получателями субсидий признается муниципальное унитарное предприятие, собственником имущества которого является муниципальное образование «Мирный».  

Таким образом, рассматриваемый порядок определил не категории, а конкретных получателей субсидий с организационно-правовой формой – муниципальное унитарное предприятие, тем самым ограничив потенциальный круг таких получателей.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 21.02.2014 в отношении городского Совета депутатов Мирного дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающей запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В качестве заинтересованного лица была привлечена администрация Мирного.

В ходе рассмотрения дела № 06-14 Городской Совет депутатов Мирного не согласился с вменяемым нарушением, пояснив, что на территории  муниципального образования осуществляет  деятельность МУП «Мирнинские городские электросети», которое было создано, в том числе, для обеспечения бесперебойного электоснабжения потребителей МО «Мирный». С этой целью в хозяйственное ведение предприятию были переданы, помимо прочего муниципального имущества, электрические сети уличного освещения. Иных организаций, которые могли бы осуществлять подобную деятельность, а также претендовать на получение соответствующих субсидий, на территории МО «Мирный» не имеется.      

Администрация Мирного поддержала позицию ответчика.

 

Рассмотрев пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся материалы и документы, Комиссией установлено следующее.

В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В части 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Пункт 2 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (часть 3 статьи 43 Закона № 131-ФЗ).

В статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетное законодательство помимо прочего состоит из муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (закон (решение) о бюджете).

В силу части 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

При этом в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации и Закон № 131-ФЗ различают решения представительного органа муниципального образования о бюджете и акты органа местного самоуправления, регламентирующие предоставление субсидий.

Непосредственным предметом рассмотрения дела № 06-14 является Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный», как нормативный правовой акт, утвержденный городским Советом депутатов Мирного (приложение № 11 к решению от 13.12.2012 № 331), который в 2013 году определял условия распределения соответствующих бюджетных средств.

Как было указано ранее, данный акт был утвержден в соответствии с пунктом 15 решения городского Совета депутатов Мирного от 13.12.2012 № 331 «О бюджете муниципального образования «Мирный» на 2013 год» о необходимости утверждения порядка предоставления и расходования субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг. 

 

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных выше норм, следует, что получателями субсидии могут являться юридические лица любой организационно-правовой формы (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица – производители товаров, работ и услуг. Устанавливая соответствующий порядок предоставления субсидий, орган местного самоуправления вправе определить только категории и (или) критерии их отбора.

Вместе с тем, согласно пункту 1.4 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный», утвержденного городским Советов депутатов Мирного, получателем субсидий признавалось муниципальное унитарное предприятие, собственником имущества которого является муниципальное образование «Мирный».

В соответствии с частью 1 статьи 15 федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении вышеназванной нормы является создание условий, возможности для наступления соответствующих негативных последствий (то есть состав данного правонарушения формальный, наступление таковых последствий не требуется).

Учитывая изложенное, городской Совет депутатов Мирного, утвердив Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный» (приложение № 11 к решению от 13.12.2012 № 331), который определил не категории, а конкретных получателей субсидий с организационно-правовой формой – муниципальное унитарное предприятие, тем самым ограничив потенциальный круг таких получателей, нарушил часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Необходимость в выдаче предписания отсутствует, так как на момент рассмотрения дела № 06-14 рассматриваемый порядок прекратил свое действие. Аналогичный порядок, утвержденный городской Совет депутатов Мирного на 2014 год, вышеназванных ограничений не содержит.   

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 − 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Архангельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать городской Совет депутатов Мирного нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный» (приложение № 11 к решению от 13.12.2012 № 331), который определил не категории, а конкретных получателей субсидий с организационно-правовой формой – муниципальное унитарное предприятие, тем самым ограничив потенциальный круг таких получателей .       

2. Предписание не выдавать.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

  

 

Председатель комиссии

   Д.В. Бугаев

Члены комиссии                                                                                         

   Е.И. Красильникова

 

   А.Ю. Шахов

 

   Е.В. Десяткова

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Архангельск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 июня 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 14 июля 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель

Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Десяткова Е.В.

Специалист – эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев дело № 06-14 по признакам нарушения

Городским Советом депутатов Мирного

 (164170, г. Мирный, ул. Ленина, д. 33)

(наименование организации / Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которой возбуждено дело, адрес)

части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте его рассмотрения,

УСТАНОВИЛА:

 

В IV квартале 2013 года Архангельское УФАС России провело плановую проверку соблюдения требований антимонопольного законодательства в отношении городского Совета депутатов Мирного (оценивались соответствующие правовые акты).

Результаты проверки оформлены актом № 18 от 07.11.2013.

В ходе проверки установлено, что решением городского Совета депутатов Мирного от 13.12.2012 № 331 был утвержден бюджет муниципального образования «Мирный» на 2013 год.

В пункте 15 данного решения было указано на необходимость утверждения порядка предоставления и расходования субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг согласно приложению № 11 к  настоящему решению.

В указанном приложении был определен порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный».

Порядком предусматривалось, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе с целью обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования «Мирный» (пункт 1.1), а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом муниципального образования «Мирный»  (пункт 1.2).

Пунктом 1.4 данного порядка было установлено, что получателями субсидий признается муниципальное унитарное предприятие, собственником имущества которого является муниципальное образование «Мирный».  

Таким образом, рассматриваемый порядок определил не категории, а конкретных получателей субсидий с организационно-правовой формой – муниципальное унитарное предприятие, тем самым ограничив потенциальный круг таких получателей.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 21.02.2014 в отношении городского Совета депутатов Мирного дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающей запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В качестве заинтересованного лица была привлечена администрация Мирного.

В ходе рассмотрения дела № 06-14 Городской Совет депутатов Мирного не согласился с вменяемым нарушением, пояснив, что на территории  муниципального образования осуществляет  деятельность МУП «Мирнинские городские электросети», которое было создано, в том числе, для обеспечения бесперебойного электоснабжения потребителей МО «Мирный». С этой целью в хозяйственное ведение предприятию были переданы, помимо прочего муниципального имущества, электрические сети уличного освещения. Иных организаций, которые могли бы осуществлять подобную деятельность, а также претендовать на получение соответствующих субсидий, на территории МО «Мирный» не имеется.      

Администрация Мирного поддержала позицию ответчика.

 

Рассмотрев пояснения и возражения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся материалы и документы, Комиссией установлено следующее.

В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В части 1 статьи 7 Закона № 131-ФЗ определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Пункт 2 части 10 статьи 35 Закона № 131-ФЗ относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (часть 3 статьи 43 Закона № 131-ФЗ).

В статье 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бюджетное законодательство помимо прочего состоит из муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (закон (решение) о бюджете).

В силу части 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

При этом в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации и Закон № 131-ФЗ различают решения представительного органа муниципального образования о бюджете и акты органа местного самоуправления, регламентирующие предоставление субсидий.

Непосредственным предметом рассмотрения дела № 06-14 является Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный», как нормативный правовой акт, утвержденный городским Советом депутатов Мирного (приложение № 11 к решению от 13.12.2012 № 331), который в 2013 году определял условия распределения соответствующих бюджетных средств.

Как было указано ранее, данный акт был утвержден в соответствии с пунктом 15 решения городского Совета депутатов Мирного от 13.12.2012 № 331 «О бюджете муниципального образования «Мирный» на 2013 год» о необходимости утверждения порядка предоставления и расходования субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ и услуг. 

 

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных выше норм, следует, что получателями субсидии могут являться юридические лица любой организационно-правовой формы (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица – производители товаров, работ и услуг. Устанавливая соответствующий порядок предоставления субсидий, орган местного самоуправления вправе определить только категории и (или) критерии их отбора.

Вместе с тем, согласно пункту 1.4 Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный», утвержденного городским Советов депутатов Мирного, получателем субсидий признавалось муниципальное унитарное предприятие, собственником имущества которого является муниципальное образование «Мирный».

В соответствии с частью 1 статьи 15 федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении вышеназванной нормы является создание условий, возможности для наступления соответствующих негативных последствий (то есть состав данного правонарушения формальный, наступление таковых последствий не требуется).

Учитывая изложенное, городской Совет депутатов Мирного, утвердив Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный» (приложение № 11 к решению от 13.12.2012 № 331), который определил не категории, а конкретных получателей субсидий с организационно-правовой формой – муниципальное унитарное предприятие, тем самым ограничив потенциальный круг таких получателей, нарушил часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Необходимость в выдаче предписания отсутствует, так как на момент рассмотрения дела № 06-14 рассматриваемый порядок прекратил свое действие. Аналогичный порядок, утвержденный городской Совет депутатов Мирного на 2014 год, вышеназванных ограничений не содержит.   

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 − 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Архангельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать городской Совет депутатов Мирного нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по уличному освещению на территории муниципального образования «Мирный» (приложение № 11 к решению от 13.12.2012 № 331), который определил не категории, а конкретных получателей субсидий с организационно-правовой формой – муниципальное унитарное предприятие, тем самым ограничив потенциальный круг таких получателей .       

2. Предписание не выдавать.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

  

 

Председатель комиссии

   Д.В. Бугаев

Члены комиссии                                                                                         

   Е.И. Красильникова

 

   А.Ю. Шахов

 

   Е.В. Десяткова

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 05-03/4086 [format] => [safe_value] => 05-03/4086 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 06-14 [format] => [safe_value] => 06-14 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [fid] => 1051 [uid] => 5 [filename] => reshenie_06-14.doc [uri] => public://solution/2014/07/18/reshenie_06-14.doc [filemime] => application/msword [filesize] => 99328 [status] => 1 [timestamp] => 1405685280 [origname] => reshenie_06-14.doc [rdf_mapping] => Array ( ) [display] => 1 [description] => ) ) ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-18 12:06:00 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-07-18 12:06:00 [timezone] => Asia/Dubai [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1405685280 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Архангельское УФАС России )